г. Владимир |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А43-148/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Времена года" (ИНН 5260393698) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.03.2023 по делу N А43-148/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Времена года" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 26.12.2022 N 515-05-232/2022.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) 15.12.2022 на основании требования прокуратуры Нижегородской области от 30 ноября 2022 г. N 7-46-2022 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Времена года" (далее по тексту - Общество) по вопросу своевременной уборки придомовой территории от снега и наледи и своевременной очистки крыш многоквартирных домов от сосулек наледи и снежных заносов по адресам д. 1, 3,7, 9, 10 по ул. Весенняя, д. 18, 20, 16, 22/1 по ул. Изумрудная с.п. Культура Кстовского района Нижегородской области.
В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 3.6.25, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 15.12.2022 N 515-05/232/2022.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 19.12.2022 N 515-05-232-2022 и вынесло постановление от 26.12.2022 N 515-05-232-2022 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 125 070 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 10.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Заявитель приводит доводы об отсутствии в рассматриваемом случае вины Общества, при этом указывает, что все необходимые работы были выполнены в течении дня, а пункты 3.6.25 и п. 4.8.10 Правил N 170 не устанавливают предельного срока выполнения вышеуказанных работ.
Обращает внимание на то, что в ночь с 14 на 15 декабря шел обильный снегопад, что, по мнению Общества, исключает полное устранение следов осадков на придомовой территории проверенных многоквартирных домов.
Кроме того отмечает, что на входных группах д. 1, 3,7, 9, 10 по ул. Весенняя, д. 18, 20, 16, 22/1 по ул. Изумрудная, Обществом в первую очередь производились работы по очистке парадных крылец вышеуказанных многоквартирных домов, очистка задних крылец выполнялась во вторую очередь, во второй половине дня 15.12.2022.
По мнению Общества, пешеходные дорожки не входят в состав общего имущества, поскольку находятся в собственности публично правового образования.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В подпунктах "а", "г", "д(2)", "з" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества..
Пунктами 16, 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущество многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказаний и выполнения, а также размера финансирования.
В пункте 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 3.6.25 Правил N 170 размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.
В силу пункта 4.8.10 Правил N 170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах, не допуская сползания снега.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет управление многоквартирными домами 1, 3,7, 9, 10 по ул. Весенняя и домами 18, 20, 16, 22/1 по ул. Изумрудная с.п. Культура Кстовского района.
В ходе проверки выявлены нарушения требований, установленных Правилами N 170, что подтверждается актом выездной проверки от 15.12.2022 с приложенными к ним фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 19.12.2022 N 515-05-232-2022 и Обществом, по существу, не оспорено.
Документальных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на профессиональной основе, всех возможных мер по своевременному выявлению и устранению вышеописанных в ходе проверочного мероприятия нарушений, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
При этом судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод Общества о том что проверка проводилась после снегопада, уборка придомовой территории была проведена в течении дня.
Изучив фотографии, приложенные к акту от 15.12.2022, суд установил, что работы по очистке входных крылец, ступеней на момент проверки не проведены; с территории пешеходных дорожек, ведущих к подъездам и тротуаров не убраны размягченные после обработки реагентами льдообразования.
Суд верно исходил из того, что, при частичном очищении ступеней входных крылец, и не расчищенных пандусов создается угроза жизни и здоровью малоподвижным группам граждан и родителям с детьми.
Доказательств, свидетельствующих о том, что управляющей компанией в первую очередь производилась уборка парадных крылец вышеуказанных многоквартирных домов, а очистка задних крылец выполнялась во вторую очередь в материалах дела не имеется.
Порядок и периодичность выполнения зимних уборочных работ закреплены Правила N 170 в пунктах 3.6.1, 3.6.8, 3.6.14 - 3.6.27.
Согласно пункту 3.6.14 Правил N 170 периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по таблице 3.2.
При таких обстоятельствах довод Общества об отсутствии критериев для проведения зимней уборки правомерно отклонен судом первой инстанции.
Довод Общества о том, что пешеходные дорожки, указанные в акте от 15.12.2022, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, правомерно отклонен судом, поскольку данному земельному участку присвоен кадастровый номер и его границы отмечены в кадастровой карте города, границы придомовой территории определяются по границам данного земельного участка, зафиксированным в кадастровой карте.
Кроме того, обязанность по очистке тротуаров, прилегающих к многоквартирному дому от снега, в силу приведенных положений Правил N 170 и Правил N272, возложена на организации, управляющие общим имуществом многоквартирного дома.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание назначено с соблюдением срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, суд апелляционной не нашел оснований для замены наказания на предупреждение.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.03.2023 по делу N А43-148/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Времена года" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-148/2023
Истец: ООО УК "ВРЕМЕНА ГОДА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Управляющая Компания "Времена Года"