г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А21-10352/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Тесля Е.А. по доверенности от 29.12.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: Шпакова Н.Э. по доверенности от 19.12.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13316/2023) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2023 по делу N А21-10352/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новик Логистик"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новик Логистик" (ОГРН: 1153926032369; далее - ООО "Новик Логистик", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решений Калининградской областной таможни (ОГРН: 1083925999992; далее - Таможня, таможенный орган) от 09.06.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10012020/160322/3027323; от 11.06.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10012020/270322/030402; а также об обязании Таможню принять таможенную стоимость товаров по декларациям на товары N N 10012020/160322/3027323, 10012020/270322/030402 по первому методу определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени в размере 86875,64 руб.
Решением суда от 10.03.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 10.03.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не представило все документы по запросу таможенного органа; товар оплачен не полностью, не соотносится осуществленная по представленным Обществом заявлениям на перевод оплата (5340400 долларов США) с ценой контракта от 25.06.2021 N XYW2021060004 (6760000 долларов США) и условиями оплаты, согласованными в контракте; пояснения по условиям оплаты декларируемой партии товара не представлены. Таким образом, податель жалобы полагает, что представленные Обществом заявления на перевод не подтверждают фактическую оплату стоимости сделки по спорным поставкам. Также податель жалобы указывает, что Общество не представило запрошенные транспортные документы по доставки товара с фабрики до места погрузки на железнодорожный транспорт; Обществом не подтверждены транспортные расходы; сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации (транспортные расходы по доставке товара по иностранной территории и территории ЕАЭС, определены экспедитором произвольно и документально не подтверждены); расходы на перевозку занижены; документы на оплату транспортно-экспедиционных услуг не представлены.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Новик Логистик" в рамках контракта от 25.06.2021 N XYW2021060004, заключенного с компанией DALIAN CIMC SPECIAL LOGISTICS EQUIPMENT CO. LTD, ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и представило к таможенному оформлению по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10012020/160322/3027323, 10012020/270322/030402 в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" следующие товары:
- контейнеры крупнотоннажные, высокие, широкопаллетные 40 футовые (40HCPW), сухогрузные, стальные, новые, специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта, внутренним объемом 80 куб.м; в общем количестве 4 шт. (серийные номера NVKU4515374, NVKU4519153 NVKU4514193, NVKU4522310); страна производитель КНР, производитель компания DALIAN CIMC SPECIAL LOGISTICS EQUIPMENT CO. LTD.
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами исходя из сведений инвойса от 28.06.2021 N XYW-HL-210628 и транспортно-экспедиционных расходов.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС для подтверждения таможенной стоимости Обществом предоставлены при таможенном декларировании, в том числе: внешнеторговый контракт от 25.06.2021 N XYW2021060004, инвойс от 28.06.2021 N XYW-HL-210628, заявления на перевод; счета-фактуры на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 22.02.2022 N 1080, от 27.01.2022 N 552; накладные; упаковочные листы; дорожная ведомость; приказ (поручение) от 17.12.2021 N17122021-02; счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг от 15.12.2021 N 210722, от 27.01.2022 N552, от 22.02.2022 N1080; договоры транспортной экспедиции от 10.11.2021 N772101293, от 25.11.2021 N67/25-11.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в указанных ДТ, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в связи с чем 16.03.2022 и 28.03.2022 таможенным органом в адрес Общества были направлены запросы о предоставлении в срок до 17.03.2022 и 29.03.2022 соответственно (при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 14.05.2022 и 25.05.2022) документов и сведений.
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчеты размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, задекларированных по ДТ N N 10012020/160322/3027323, 10012020/270322/030402.
Как указывает таможенный орган, Обществом по запросам от 16.03.2022 и 28.03.2022 не представлены все запрошенные таможенным органом документы, в том числе пояснения по условиям оплаты, платежные документы, позволяющие идентифицировать поставку и оплату товара, учитывая, что общая сумма оплаты по представленным Обществом заявлениям на перевод (5813600 долларов США) не идентифицируется с суммой инвойса; Обществом не представлены транспортные и коммерческие документы по доставке товара, подтверждающие транспортные расходы, а именно заявка с указанием места загрузки и разгрузки, сведения о страховании груза, все транспортные документы по пути следования товара, пояснения по расчету суммы расходов по перевозке товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и от места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места доставки, тем самым не подтверждены сведения о расходах по доставке товара до места, указанного в графе 17 ДТС.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 09.06.2022 и 11.06.2022 таможенным органом решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10012020/160322/3027323, 10012020/270322/030402, что повлекло доначисление таможенных платежей в общей сумме 86875,64 руб.
Не согласившись с указанными решениями Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 10.03.2023 в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В пункте 9 Постановления N 49 указано, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
В силу пункта 10 Постановления N 49 система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Согласно контракту от 25.06.2021, N XYW2021060004, заключенному между DALIAN CIMC SPECIAL LOGISTICS EQUIPMENT CO., LTD. (Продавец, Китай) и ООО "Новик Логистик" (Покупатель, Россия) (далее - Контракт), Продавец продает, а покупатель покупает 1000 единиц контейнеров 40 HCPW. Пунктом 4 Контракта предусмотрено, что 1000 контейнеров будут изготовлены до 10.11.2021. Общая сумма Контракта за 1000 единиц товара составляет 6 760 000 долларов США.
Обществом также представлены в материалы дела акты приема-передачи к Контракту, содержащие индивидуальные номера контейнеров, которые были указаны декларантом в графе 44 спорных ДТ (том 1 л.д.54-73).
Таким образом, заявленная в спорных ДТ таможенная стоимость товаров (1 контейнер по ДТ N 10012020/160322/3027323 и 3 контейнера по ДТ N 10012020/270322/030402) определена декларантом исходя из стоимости контейнера в 6760 долларов США.
Доводы таможенного органа о то, что общая сумма оплаты по представленным Обществом при таможенном оформлении заявлениям на перевод (5813600 долларов США) не идентифицируется с суммой представленных при таможенном оформлении инвойсов, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела в оспариваемых решениях таможенного органа от 09.06.2022 и 11.06.2022 отражены представленные при таможенном оформлении заявления на перевод, датируемые с 29.06.2021 по 30.11.2021, на общую сумму 5 340 400 долларов США.
Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществило полную оплату по Контракту: согласно заявлениям на перевод за период с 29.06.2021 по 23.12.2021 (от 29.06.2021 N 11, от 27.09.2021 N 62, от 30.09.2021 N 65, от 06.10.2021 N 70, от 27.10.2021 N 83, от 18.11.2021 N 90, от 30.11.2021 N 101, от 16.12.2021 N 108, от 23.12.2021 N 116) Общество перечислило контрагенту 6 760 000 долларов США (том 1 л.д.46-53). Во всех представленных в материалы дела заявлениях на перевод указано назначение платежа: инвойс NXYW-HL-210628, контракт NXYW2021060004.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество представило доказательство оплаты поставленного по Контракту товара в полном объеме.
Кроме того, из оспариваемых решений таможенного органа от 09.06.2022 и 11.06.2022 усматривается, что таможенный орган не делал выводов о занижении декларантом стоимости контейнеров, а скорректировал таможенную стоимость только в части транспортных расходов.
Таможенный орган указал на то, что Обществом не представлены транспортные и коммерческие документы по доставке товара, подтверждающие транспортные расходы, а именно заявка с указанием места загрузки и разгрузки, сведения о страховании груза, все транспортные документы по пути следования товара, пояснения по расчету суммы расходов по перевозке товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и от места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места доставки, тем самым не подтверждены сведения о расходах по доставке товара до места, указанного в графе 17 ДТС; также таможенный орган посчитал, что заявленные Обществом расходы на перевозку занижены.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и следует из материалов дела, Общество понесло не транспортные, а транспортно-экспедиционные расходы в связи с тем, что спорная партия контейнеров непосредственно после изготовления на территории завода-изготовителя была сдана Обществом в пользование ООО "Макра Лоджистик" по договору от 15.11.2021 N 21-631 и ООО "РТСБ РУС" по договору от 28.19.2021 N 28-09-21/05, и, следовательно, вывезены контрагентами заявителя, которые и понесли расходы по транспортировке.
Экспедирование имущества Общества (спорных контейнеров), загруженного грузами третьих лиц, осуществлялось ООО "Макра Лоджистик" по договору транспортной экспедиции от 25.11.2021 N 67/25-11 и ООО "РТСБ РУС" по договору транспортной экспедиции от 10.11.2021 N 772101293.
Так, экспедирование контейнера NVKU4515374 до т/п Тимиржол (ДТ N 10012020/160322/3027323) осуществлялось ООО "РТСБ РУС" по договору транспортной экспедиции от 10.11.2021 N 772101293, стоимость транспортно-экспедиционных услуг согласована сторонами в размере 7894,37 руб. за 1 контейнер (пункт 41 счета от 27.01.2022 N 552), что соответствует сумме, указанной Обществом в графе 17 ДТС-1.
Указанная стоимость транспортно-экспедиционных услуг в отношении контейнера NVKU4515374 также подтверждается документами, представленными ООО "РТСБ-РУС" по запросу Таможни (ответ от 27.04.2022 N 01, вх N Р-0390 от 27.04.2022).
В отношении контейнеров N N NVKU4519153 NVKU4514193, NVKU4522310, задекларированных по ДТ N10012020/270322/030402, стоимость транспортно-экспедиционных услуг по маршруту Далянь, КНР до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС (т/п Алтынколь) указано:
- по контейнеру NVKU4514193 в счете от 27.01.2022 N 552 в размере 7894,37 руб. (пункт 18);
- по контейнеру NVKU4519153 в счете от 22.02.2022 N 1080 в размере 7676,71 (пункт 6);
- по контейнеру NVKU4522310 в счете на оплату от 15.12.2021 N 210722 в размере 4408,19 руб. (общая сумма расходов до места прибытия на территорию ЕАЭС 220409,40 руб. / 50 контейнеров).
Всего сумма транспортно-экспедиционных услуг по маршруту Далянь (КНР) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС по вышеуказанным документам в отношении 3 спорных контейнеров составляет 19979,27 руб. (7894,37 + 7676,71 + 4408,19) и указана в графе 17 ДТС-1 к ДТ N 10012020/270322/030402.
В материалы дела Обществом также представлен ответ ООО "Макра Лоджистик", в котором указано, что тариф на транспортно-экспедиционное обслуживание в ж/д перевозке по маршруту Далянь-Ворсино со станцией пограничного перехода Забайкальск и по маршруту Далянь-Ворсино со станцией пограничного перехода Алтынколь составляет 200 долларов США, из которых Далянь-Забайкальск/Алтынколь - 60 долларов США; при этом решение о смене согласованного пункта пересечения границы (т/п Забайкальск на т/п Алтынколь) принято экспедитором самостоятельно в интересах клиента, учитывая загруженность ж/д узла и неизменность тарифа на транспортно-экспедиционное обслуживание.
Вопреки доводам подателя жалобы в международных ж/д накладных указаны номера контейнеров, которые возможно сопоставить с номерами контейнеров, указанными в спорных ДТ.
Следовательно, Общество обоснованно включило в таможенную стоимость товара расходы по транспортно-экспедиторскому обслуживанию, фактически понесенные заявителем по направлению: Далянь - т/п Темиржол/Алтынколь согласно ДТС-1 на основании имеющихся у декларанта документов о стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отклонил довод Таможни о необходимости включения в таможенную стоимость товара размер платы за перевозку контейнеров железнодорожным транспортом по маршруту Китай - п/п Забайкальск и п/п Алтынколь по установленным тарифам на перевозку.
Сведения о стоимости товара, указанные в представленных Обществом документах, корреспондируют со стоимостью товара, указанной в спорной ДТ.
Следовательно, Общество представило таможенному органу имеющиеся у него документы, свидетельствующие о совершении сделки по приобретению ввезенных товаров, раскрывающие содержание такой сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную Обществом таможенную стоимость ввезенных по спорным ДТ товаров.
Само по себе наличие у таможенного органа сведений о стоимости перевозки идентичного товара по ценам, отличным от тех, которые заявил декларант, в отсутствие иных доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом документов и сведений в обоснование заявленной таможенной стоимости, не может явиться основанием для корректировки таможенной стоимости.
Невозможность использования документов, представленных заявителем в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке, таможенным органом не подтверждена. При этом непредставление либо неполное представление в таможенный орган дополнительных документов не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости ввозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании незаконными решений Таможни от 09.06.2022 и 11.06.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10012020/160322/3027323, 10012020/270322/030402, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные таможенные платежи в размере 86875,64 руб. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей отсутствует).
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 10.03.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 марта 2023 года по делу N А21-10352/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10352/2022
Истец: ООО "Новик Логистик"
Ответчик: Калининградская областная таможня, Федеральная таможенная служба Калининградская областная таможня