город Томск |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А45-16172/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина" (N 07АП-3901/2023) на решение от 29.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16172/2022 (судья Кладова Л.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН: 1125476156211, 630007, Новосибирская область, г Новосибирск, Октябрьская ул, д. 42, этаж/офис 2/200), к Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина" (ОГРН 1105400000826, ИНН 5406565480), с. Ленинское, Новосибирский район, Новосибирская область, о взыскании суммы основного долга за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 228 632,53 рублей, сумму пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 86 404,98 рублей,
при участии в судебном заседании представителя истца Зыкиной М.В. (доверенность от 04.04.2023, паспорт, диплом), представителя ответчика Котиной Е.А. (доверенность от от 21.04.2022, паспорт, диплом), -
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее по тексту - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина" (далее по тексту - ответчик) о взыскании суммы основного долга за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 40000 рублей, суммы пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 10000 рублей.
Судом, в порядке ст.49 АПК РФ, принято увеличение исковых требований истца, согласно которым истец просил взыскать задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 161066 рублей 70 копеек, сумму пени за период в размере 70653 рубля 81 копеек за период с 12.02.2019 г. по 31.03.2022 г., с 02.10.2022 г. по 31.10.2022 г., неустойку с 01.11.2022 г. по день фактической оплаты суммы основного долга в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ на день предъявления требования за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.03.2023 с учетом определения об исправлении опечаток, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая, что в дополнение к размещенной заявке истцом было предложено ответчику представить дополнительные данные, в связи с чем ответчиком направлена истцу информация о количестве собственных контейнеров и общем объеме ТКО в год, таким образом, вывод суда о ненаправлении заявки на заключение договора является ошибочным. Сторонами ежемесячно составлялись акты оказанных услуг, объем услуг и стоимость исчислялись самим истцом, что свидетельствует о наличии между сторонами договорных отношений, оснований для ретроспективного пересмотра которых не имеется. Помимо этого истцом пропущен срок исковой давности по части заявленных требований.
В представленном отзыве истец полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 обществу с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и обществом с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельный единый тариф общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019 год установлен на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018 (в ред. приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 18.06.2019 N179-ЖКХ,на 2020 год установлен на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области N 702-ЖКХ от 18.12.2019, на 2021 год установлен на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области N 571-ЖКХ от 18.12.2020, на 2022 установлен на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области N 518-ЖКХ.
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 года истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории Новосибирской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
В декабре 2018 года ответчик направил в адрес регионального оператора заявку на заключение договора, на основании которой был сформирован проект договора N 3802. Начисления производились на основании норматива ТКО на территории Новосибирской области, утвержденного Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 342-ЖКХ от 20.10.2017. К расчету принята категория помещения "Административные, офисные учреждения", количество расчетных единиц - 20 сотрудников.
Однако, в ходе предоставления услуги по обращению с ТКО, региональным оператором было установлено, что у Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина" имеется собственная контейнерная площадка, расположенная по адресу: Новосибирский район, с/с Морской, с. Ленинское, мкр-н Золотая Долина.
В связи с полученной информацией, в договор N 3802 были внесены изменения, проект указанного договора был направлен региональным оператором на электронный адрес ответчика, а также посредством почтового направления.
Кроме того, Региональным оператором был произведен перерасчет платы за период с 01.01.2019 по 30.09.2020, согласно количеству и объему контейнеров, вывезенных с места накопления (контейнерной площадки) Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина".
В свою очередь, ответчик до настоящего времени договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме в виде договора-документа не подписал.
Однако, данное обстоятельство не освобождает должника от обязанности по внесению платы за услуги, которые были оказаны региональным оператором, в соответствии с пунктом 8.17 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156.
Общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" исполняет принятые Договором обязательства с 01.01.2019, однако, до настоящего задолженность по договору в полном объеме не оплачена ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156), исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, поскольку он фактически является собственником ТКО, собственники ТКО лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, а должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Срок исковой давности с учетом момента, с которого региональный оператор узнал о неосновательном сбережении потребителя услуг, не пропущен.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которой образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152).
Из материалов дела следует, что сторонами был согласован расчет, исходя из нормативов накопления ТКО.
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Несмотря на отсутствие подписанного сторонами договора, ответчику ежемесячно выставлялись счета на оплату, в которых идентифицировались - АСЗУМ "Золотая Долина" (как Покупатель), объем предоставленной услуги и стоимость услуг. Ответчик принимал счета и оплачивал их в полном объеме. Все указанные счета также приобщены к материалам дела. Ответчик не оспорил факт выставления счетов и их содержание.
Таким образом, сторонами был заключен договор на вывоз ТКО путём совершения конклюдентных действий на условиях, которые были установлены региональным оператором, то есть именно им определен объем ТБО и стоимость услуги.
Более того, сторонами ежемесячно подписывались акты оказанных услуг, которые составлялись самим региональным оператором.
Объем оказанных истцом услуг заявлен самим исполнителем и подтверждается представленными в материалы дела актами, которые содержат все необходимые обязательные реквизиты сторон и позволяют установить содержание конкретной хозяйственной операции, дату ее совершения, факт и объем оказанных услуг и их стоимость. Истец не оспаривает факт того, что акты составлялись именно им, что указанные акты заверены подписью и печатью регионального оператора, не оспаривает, что акты направлялись в адрес ответчика и были подписаны обеими сторонами.
Таким образом, стороны подписанием указанных актов подтвердили, что услуги оказаны в объеме, определенном региональным оператором и по стоимости, исчисленной им же.
На основании норм статей 153, 307, 309, 310, 314, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), представленные ответчиком документы подтверждают факт оказания ответчику возмездных услуг по вывозу ТБО, объем оказанных услуг и их стоимость. Принимая во внимание отсутствие письменного договора между сторонами, наличии в материалах дела заявки, счетов на оплату, актов оказанных услуг подтверждает, что между сторонами возникли обязательственные отношения в объеме, указанном именно в этих документах.
Кроме того, сторонами подписан акт сверки за период январь-ноябрь 2019 год, который соответствовал указанному в счетах и актах услуг объему и произведенной ответчиком оплате.
Акт сверки расчетов также подтверждает факт оказаниях услуг в заявленном в первичных документах объеме и стоимости.
При этом проведение сверки расчетов между региональным оператором и потребителем предусмотрена типовым договором, который не подписан сторонами. Законодатель, утверждая типовую форму, тем самым указал на безусловность наличия акта сверки в целях подтверждения взаиморасчётов. В соответствии с абз. 3 п. 7 Типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, в случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
Приобщенный к материалам дела акт сверки пописан сторонами, а, следовательно, согласован сторонами и подтверждает размер обязательств в части стоимости услуг.
При этом недобросовестность потребителя истцом не доказана и судом не установлена.
Правилами 1156 предусмотрено, что в случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов.
В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Доказательств направления уведомления в адрес ответчика и возвращения заявки в материалы дела истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что безотносительно к иным доводам срок исковой давности по указанному ответчиком периоду истцом пропущен, поскольку об объеме оказанных последнему услуг истец мог и должен был узнать с начала его оказания, в том числе из отчетов операторов, представленных в материалы дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит отнесению на истца.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет"
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.03.2023 по делу N А45-16172/2022 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 5634 рублей.
Взыскать с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" в пользу Ассоциации собственников земельных участков микрорайона "Золотая Долина" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16172/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МИКРОРАЙОНА "ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА"
Третье лицо: внешний управляющий Курочка И.В., Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд