г. Владивосток |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А59-4187/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2989/2023
на решение от 18.04.2023
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-4187/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад общеразвивающего вида N 46 "Жемчужина" города Южно-Сахалинска (ОГРН 1136501000206, ИНН 6501252585)
о взыскании ущерба,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида N 46 "Жемчужина" города Южно-Сахалинска (далее - ответчик, учреждение, МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска) ущерба в размере 13 665 рублей 14 копеек за период с 01.10.2016 по 30.11.2018.
Определением от 11.01.2023 суд произвел замену истца Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - ОФПСС РФ по Сахалинской области).
Решением суда от 18.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ОФПСС РФ по Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В доводах жалобы апеллянт указывает на то, что независимо от того, сколько дней в месяце застрахованное лицо проработало у страхователя, последний обязан предоставить сведения персонифицированного учета в орган Пенсионного фонда за отчетный период, то есть месяц. Сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июль 2016 года в отношении застрахованного лица Быстровой Людмилы Алексеевны (далее - Быстрова Л.А.) в установленный законом срок ответчиком представлены не были. Таким образом, согласно представленным сведениям за июль 2016 года на 01.07.2016 Быстрова Л.А. являлась неработающим пенсионером, тогда как 08.10.2018 учреждением в отношении указанного застрахованного лица были поданы сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая", свидетельствующие о факте ее работы у ответчика в июле 2016 года. Между тем, в связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М Фондом Быстровой Л.А. была назначена и выплачена пенсия с учетом индексации на период с августа 2016 года по июль 2017 года, а также осуществлен ее автоматический перерасчет на период с августа 2017 года по июль 2018 года и с августа 2018 года по ноябрь 2018 года. Таким образом, убытки, возникшие у Фонда в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу, явились следствием несвоевременного представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица за июль 2016 года.
МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что Быстрова Л.А. является получателем пенсии по старости.
Одновременно указанное лицо продолжало трудовую деятельность в МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска, которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Фонд, установив, что сведения по форме СЗВ-М на Быстрову Л.А. за июль 2016 года учреждением в установленный срок представлены не были, и, посчитав, что указанное лицо является неработающим пенсионером, 05.09.2016 вынес решение о выплате ей с 01.10.2016 сумм страховой пенсии с учетом индексации.
06.02.2019 Фондом вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии в связи с несвоевременной сдачей ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
11.06.2021 Фондом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии за период с 01.07.2016 по 30.11.2018 в размере 15 301 рубль 43 копейки.
С учетом произведенной переплаты Фонд обратился к МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска с претензией от 23.03.2022, в которой предложил возместить причиненный ущерб в добровольном порядке.
Поскольку требования претензии учреждением исполнены не были, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы переплаченной пенсии в размере 13 665 рублей 14 копеек за период с 01.10.2016 по 30.11.2018 (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Суд первой инстанции, посчитав недоказанным факт причинения Фонду убытков в виде излишней выплаты пенсии, а также наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями, отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (действующему на момент спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
По смыслу указанной нормы, в случае, если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся, также, получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством РФ.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (действующим в период спорных правоотношений) утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты Быстровой Л.А., как работающему пенсионеру - сотруднику МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска, суммы пенсии за период с 01.10.2016 по 30.11.2018 в размере 13 665 рублей 14 копеек Фондом указано на несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Исходя из нормативных требований, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - июль 2016 года страхователь был обязан представить в Фонд до 15.08.2016.
Между тем, соответствующие сведения по форме СЗВ-М тип "доп" за июль 2016 года в отношении Быстровой Л.А. были представлены только 08.10.2018.
Вместе с тем, арбитражным судом обоснованно установлено, что на основании приказа МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска от 18.07.2016 N 66-к Быстрова Л.А. была уволена по собственному желанию с 29.07.2016, то есть прекратила осуществление трудовой деятельности.
При этом из представленных Фондом в материалы дела сведений о факте работы застрахованного лица следует, что в период с августа 2016 года по ноябрь 2018 года Быстрова Л.А. осуществляла трудовую деятельность в МОАУ СОШ N 11 города Южно-Сахалинска, о чем указанным лицом ежемесячно в установленный срок подавались сведения по форме СЗВ-М.
Таким образом, с учетом анализа изложенных обстоятельств коллегия приходит к выводу о том, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации от 05.09.2016 и осуществления в отношении Быстровой Л.А. соответствующих выплат пенсии в повышенном размере как неработающему пенсионеру у Фонда имелись сведения о том, что пенсионер является работающим, и трудовую деятельность в заявленный Фондом период с 01.10.2016 по 30.11.2018 фактически не прекращал.
В связи с чем, истец не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Довод ОФПСС РФ по Приморскому краю о том, что истец прекратил выплату сумм страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии исходя из направления ему ответчиком сведений по форме СЗВ-М в отношении Быстровой Л.А. за июль 2016 года только в октябре 2018 года, в связи с чем, вина ответчика и причинно-следственная связь между несвоевременным представлением сведений о застрахованном лице и фактами излишне выплаченной суммы пенсии доказаны и подтверждаются материалами дела, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в рассматриваемом случае Фонд принимает во внимание лишь отсутствие сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года от МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска и не учитывает обстоятельства фактической трудовой деятельности данного пенсионера в МОАУ СОШ N11 города Южно-Сахалинска в период, в который была назначена повышенная пенсия, в частности с октября 2016 года по ноябрь 2018 года, о чем имелась информация у Фонда.
Так, апелляционный суд отмечает, что согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, к моменту принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации от 05.09.2016, осуществления автоматического перерасчета указанной повышенной пенсии на последующие периоды и ее фактических выплат Фонд мог проверить, имело ли место в действительности увольнение застрахованного лица - получателя пенсии.
Вместе с тем, Фонд продолжил начисление и выплату пенсии застрахованному лицу в индексированном размере, несмотря на наличие у него информации о факте работы застрахованного лица в иной организации - МОАУ СОШ N 11 города Южно-Сахалинска.
Таким образом, учитывая, что выплата страховой пенсии в увеличенном размере за период с 01.10.2016 по 30.11.2018 произведена Фондом тогда, когда у истца имелись актуальные сведения о факте работы Быстровой Л.А., суд первой инстанции правомерно заключил о том, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений по форме СВЗ-М за июль 2016 года и возникновением у Фонда убытков за указанный период.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в настоящем случае оснований для удовлетворения исковых требований Фонда о взыскании с МАДОУ ДС N 46 "Жемчужина" г. Южно-Сахалинска ущерба в размере 13 665 рублей 14 копеек, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.04.2023 по делу N А59-4187/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4187/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МАДОУ Детский сад N46 "Жемчужина"