г. Чита |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А58-7523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года по делу N А58-7523/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью проектная фирма "Хот" (ОГРН 1111435005110, адрес 670000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ломоносова, д. 42, к. 1, кв. 39, далее - заявитель, общество, ООО ПФ "Хот") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, адрес 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, дом 15, офис 612, далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 06.09.2022 N 5681-ДИЗО/22, обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 14:36:101015:36 на праве аренды в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года по делу N А58-7523/2022 заявленное требование удовлетворено.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке является самостоятельным основанием для отказа предоставления земельного участка в аренду.
Общество в отзыве доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, пояснения, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - склад, с кадастровым номером 14:36:101015:166, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101015:36, по адресу: город Якутск, улица Очиченко.
Год завершения строительства указан 2016 год.
В 2016 году право собственности заявителя на склад зарегистрировано на основании договора аренды (субаренды) от 11.03.2013 N 09-1/2013-0326, договор о передаче прав и обязанностей от 08.04.2014 N 09-4/214-088, декларация об объекте недвижимости от 10.03.2016.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 14:36:101015:36 по адресу: город Якутск, улица Очиченко, на новый срок было продлено путем заключения договора аренды, заключенного между заявителем и департаментом от 17.03.2017 N 09-1/2017-0099. Договор прошел государственную регистрацию.
Договор был заключен в соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 N 56п.
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставлен для использования под строительство производственной базы.
Срок действия договора устанавливается пункт 2.1 договора с 17.03.2017 по 17.03.2020.
Согласно пункту 6.2 договора договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.
Заявитель обращался в МКУ "Агентство земельных отношений ГО "Город Якутск" об изменении вида разрешенного использования, но ответом ему было отказано со ссылкой на Постановление Окружной администрации города Якутска от 29.06.2021 N 96п "Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" и от 30.12.2016N 378п "Принятие решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и классификатором видов разрешенного использования земельных участков на территории ГО "Город Якутск" утверждены административные регламенты предоставления муниципальной услуги, согласно которым возможно изменить вид разрешенного использования с утвержденным классификатором. При этом за предоставлением муниципальной услуги должны обратиться арендаторы земельных участков. На основании изложенного, учреждение сообщает о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:101015:36, расположенного по адресу: город Якутск, улица Очиченко, со строительства производственной базы на склад.
На земельном участке с кадастровым номером 14:36:101015:36 расположено капитальное строение - склад, право собственности на которое согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.03.2016 зарегистрировано за заявителем.
06.06.2022 заявитель обратился в МФЦ с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно акту обследования земельного участка в рамках межведомственного взаимодействия от 04.08.2022 N 176 при обследовании установлено: целевое назначение участка: под производственную базу, объект не освоен, ограждения нет, имеется объект.
Департаментом принято решение от 06.09.2022 исх. N 5681 об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне "П-4" (производственная зона), в которой согласно Правилам землепользования и застройки города Якутска, утвержденной решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА, минимальный процент застройки составляет 20%, то есть в связи с несоответствием (несоразмерности) площади испрашиваемого земельного участка, площади, занятой зданием, строением, сооружением необходимой для его использования. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1350 м2, а площадь нежилого объекта - склада с кадастровым номером 14:36:101051:166 составляет 36 м2, что составляет 2,67 %. Данное основание для отказа в предоставлении земельного участка заявителю при несоответствии (несоразмерности) площади испрашиваемого земельного участка площади здания, расположенного на таком земельном участке, предусмотрено подпунктом 1 пункта 2.16 Административного регламента настоящей муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 N 56.
Не согласившись с решением Департамента от 06.09.2022 исх. N 5681 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одним из предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в аренду по основанию, установленному статьей 39.20 ЗК РФ, только для целей эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ, требования к заявлению и прилагаемым документам - в статье 39.17 данного Кодекса, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет приятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Целью приобретения в аренду земельного участка согласно заявлению заявителя от 06.06.2022 является размещение производственных и административных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов.
При экспертизе документов, департаментом выявлено несоответствие предельным параметрам площади объекта недвижимости "Склад" с кадастровым номером 14:36:101015:166, общей площадью 36 м2, площади испрашиваемого земельного участка 1 350 м2, где процент застройки составляет 2,67 %.
Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа обществу в предоставлении в аренду земельного участка.
В соответствии с градостроительным зонированием спорный земельный участок расположен в зоне П-4 - производственная зона для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности.
Регламент для данной зоны устанавливает минимальный процент застройки 20 %, площадь объекта недвижимости склад - площадью 36 м2, площадь испрашиваемого участка 1350 м2, где процент составляет 2,67 %.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что департаментом не доказаны основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ. Поскольку статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, постольку отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка под существующий оконченный строительством склад, не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, правомерно удовлетворены заявленные требования.
Между тем, по мнению судебной коллегии, у ответчика отсутствовали основания для предоставления заявителю в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка указанной площади.
Судом первой инстанции не учтено, что поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 271 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По результатам повторного рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 1, 39.1, 39.3, 39.6, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, полагает, что оспариваемый отказ является законным и прав заявителя не нарушает, поскольку площадь испрашиваемого в аренду земельного участка существенно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, при этом общество не доказало, что для эксплуатации объекта недвижимости площадью 36 кв. м ему необходим земельный участок площадью 1350 кв. м.
Ссылки заявителя по делу на отсутствие в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не могут быть учтены, поскольку из совокупного анализа вышеприведенных норм земельного и гражданского законодательства в их системной взаимосвязи следует, что при предоставлении хозяйствующему субъекту в аренду земельного участка без публичных торгов, орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на этом участке.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.02.2019 по делу N А33-28318/2017.
При таких установленных обстоятельствах, руководствуясь положениями части 3 статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого решения и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2023 года по делу N А58-7523/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7523/2022
Истец: ООО проектная фирма "Хот"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружная администрация города Якутска