г. Чита |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А19-27637/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2023 года по делу N А19-27637/2022,
УСТАНОВИЛ:
Копытко Игорь Станиславович (далее - заявитель, Копытко И.С.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения муниципального учреждения "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун" (ОГРН 1023801973150, адрес 665268, Иркутская область, г. Тулун, ул. Ленина, д.99, далее - администрация) от 29.09.2022 г. N 14401 об отказе в проведении торгов на заключение договора под размещение нестационарного торгового объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, адрес 664025, Иркутская область, г. Иркутск, б-р Гагарина, д. 74, этаж 4).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2023 года по делу N А19-27637/2022 заявленные требования удовлетворены.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении.
Апеллянт полагает, что факт нахождения в месте, включенном в Схему размещения нестационарных торговых объектов, на спорном земельном участке объекта, принадлежащего заявителю, позволяет судить о невозможности проведения торгов на заключение договора для размещения нестационарного торгового объекта в данном месте.
Отзыв уполномоченного по защите прав предпринимателей на жалобу судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку представлен суду и стороне за 1 день до судебного заседания (8 июня 2023 года в конце рабочего дня), т.е. с нарушением процессуальных правил заблаговременного раскрытия доказательств (статьи 9 и 159 АПК РФ).
Дополнения к апелляционной жалобе, направленные суду и заявителю по делу непосредственно перед судебным заседанием 12.06.2023 (16-51 МСК), судом апелляционной инстанции не рассматриваются, поскольку представлены суду и стороне с нарушением процессуальных правил заблаговременного раскрытия доказательств (статьи 9 и 159 АПК РФ) и направлены на необоснованное затягивание процесса.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, дополнения к жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Копытко И.С. и МУ "Администрация города Тулуна" 17.09.2008 г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38630601190166212 из земель населенных пунктов общей площадью 594,00 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Гидролизная, 35В сроком до 17.08.2009.
По истечении срока аренды заявитель продолжал пользоваться данным земельным участком в целях эксплуатации находящегося на нем павильона.
Копытко И.С. 19.09.2022 обратился в МУ "Администрация города Тулуна" с заявлением о проведении торгов на заключение договора под размещение НТО, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 38630601190166212, а также о согласовании размещения НТО, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, на момент проведения торгов.
Решением МУ "Администрация города Тулуна" от 29.09.2022 г. N 14401, изложенным в ответе на заявление от 19.09.2022 Копытко И.С., отказано в согласовании размещения НТО, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 38630601190166212, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, на момент проведения торгов, а также указано на необходимость освободить земельный участок от НТО.
Не согласившись с решением МУ "Администрация города Тулуна" от 29.09.2022 г. N 14401 об отказе в проведении торгов на заключение договора под размещение нестационарного торгового объекта Копытко И.С. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Правоотношения в сфере размещения НТО на территории города Тулуна регулируются главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 04.05.2022 г. N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области" (далее - Закона N 27-ОЗ), Положением о порядке размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "город Тулун" или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 12.08.2022 г. N 1376, постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 08.11.2022 г. N 1791 "Об утверждении схемы размещения НТО на территории муниципального образования - "город Тулун".
На основании статьи 3 Закона N 27-ОЗ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения НТО.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Закона N 27-ОЗ основанием для размещения НТО является договор на размещение НТО (ч.2). Заключение договора на размещение осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 настоящей статьи (ч. 8 ст.3).
В силу части 10 ст. 3 Закона N 27-ОЗ порядок проведения аукционов устанавливается нормативными правовыми актами уполномоченных органов.
Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО в городе Тулуне, является Положение о порядке размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Тулун" или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением администрации муниципального образования "город Тулун" от 12.08.2022 г. N 1376 (далее - положение о порядке размещения НТО).
На основании пункта 3 главы 2 положения о порядке размещения НТО организатором и инициатором торгов от имени администрации выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Копытко И.С. обратился с заявлением о проведении торгов на право заключения договора под размещение нестационарного торгового объекта в надлежащий орган.
Проанализировав положение о порядке размещения НТО от 12.08.2022 г. N 1376, а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно исходил из того, что порядок инициирования проведения торгов на право заключения договора под размещение нестационарного торгового объекта в них не урегулирован. По существу, положение о порядке размещения НТО от 12.08.2022 г. N 1376 регулирует правоотношения, которые возникают с момента размещения извещения о проведении аукциона.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.07.2022 г. по делу N А19-392/2022 установлено, что договор аренды земельного участка N 155-08, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок категории земель населенных пунктов общей площадью 594 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Гидролизная, 35В с кадастровым номером 38630601190166212 для эксплуатации павильона, прекратил свое действие 01.03.2015 г. Стороны, между тем, не отрицают, что фактически заявитель продолжает пользоваться земельным участком.
В оспариваемом письме N 14401 от 29.09.2022 комитет указал, что заявителю необходимо освободить земельный участок от НТО, после чего возможно проведение торгов. В отзыве на заявление ответчик сослался на пп.3 п.8 главы 4 от 12.08.2022 N1376, согласно которому одним из случаев для отказа в заключении договора на размещение НТО является наличие действующего договора на размещение НТО.
Между тем, как установлено судом, действующий договор между сторонами отсутствует. Кроме того, пп.3 п.8 главы 4 указанного положения N 1376 устанавливает основания для отказа в заключении договора, в настоящем же деле заявитель лишь инициирует проведение торгов на заключение договора.
При этом сам по себе факт размещения НТО на земельном участке основанием для отказа в проведении торгов не является.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Нормы Земельного кодекса РФ о размещении НТО не содержат условий о необходимости освобождения земельного участка перед проведением торгов на право заключения договора на размещение НТО, равно как таких условий не содержат Закон Иркутской области от 04.05.2022 г. N 27-ОЗ и положение от 12.08.2022 г. N 1376.
Ссылка ответчика на пп.3 п.8 главы 4 указанного положения N 1376, согласно которому одним из случаев для отказа в заключении договора на размещение НТО является наличие действующего договора на размещение НТО, судом правильно отклонена, поскольку, как было указано ранее, действующий договор между сторонами отсутствует. Кроме того, пп.3 п.8 главы 4 указанного положения N 1376 устанавливает основания для отказа в заключении договора, в настоящем же деле заявитель лишь инициирует проведение торгов на заключение договора.
Более того, сравнивая порядок заключения договоров на размещение НТО с заключением договоров в порядке статьи 39.11 ЗК РФ (аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), судом учтены положения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, положения которого прямо исключают из случаев для отказа в торгах ситуации, когда на земельном участке расположены объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (то есть в том числе размещение НТО).
Из материалов дела следует, что основанием для размещения НТО является наличие места для размещения НТО в схеме размещения НТО. Павильон, расположенный по адресу: г. Тулун, ул. Гидролизная, 35В (специализация "строительные материалы, подарки") находится в строке схемы размещения НТО под номером 51, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "город Иркутск" от 08.11.2022 г. N 1791.
Судом установлено, что по существу оспариваемый отказ препятствует возможности заявителя оформить в установленном законом порядке право пользования спорным земельным участком (путем заключения договора на размещение НТО). В случае же, если победителем торгов станет иное лицо, заявитель указал на возможность демонтажа спорного павильона.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение муниципального учреждения "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун", выраженное в письме N 14401 от 29.09.2022, об отказе в проведении торгов на заключение договора под размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закону Иркутской области от 04.05.2022 г. N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области", Положению о порядке размещения НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "город Тулун" или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 12.08.2022 г. N 1376 и препятствует реализации заявителем права на возможное заключение договора для размещения НТО.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 апреля 2023 года по делу N А19-27637/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27637/2022
Истец: Копытко Игорь Станиславович
Ответчик: "Администрация городского округа муниципального образования -"город Тулун"
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4921/2023
15.06.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2412/2023
06.04.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27637/2022
04.04.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27637/2022