г. Самара |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А65-15447/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инвалиды внутренних войск МВД"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2023 года по делу N А65-15447/2022 (судья Иванова И.В.),
по иску Акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г. Зеленодольск (ОГРН 1051653031814, ИНН 1648017567)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвалиды внутренних войск МВД", г.Зеленодольск (ОГРН 1021606758117, ИНН 1648010272),
третьи лица:
- ООО "Управляющая компания "Жилкомплекс", г.Зеленодольск (ИНН 1648026138),
- Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан,
- Акционерное общество "Татэнергосбыт", г. Казань (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308),
- ООО "БизнесЦентр" (ИНН 1648010586),
о взыскании задолженности в размере 251 630 руб. 98 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвалиды внутренних войск МВД" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 251 630 руб. 98 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: ООО "Управляющая компания "Жилкомплекс", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, Акционерное общество "Татэнергосбыт", ООО "БизнесЦентр".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2023 года иск удовлетворен. С Общества с ограниченной ответственностью "Инвалиды внутренних войск МВД" в пользу Акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" взыскано 251 630 руб. 98 коп. долга, 8 033 руб. расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2023 года по делу N А65-15447/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2023 года по делу N А65-15447/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец является поставщиком теплового ресурса на территории города Зеленодольска.
Ответчику принадлежит нежилое помещение по адресу: РТ, г.Зеленодольск, уд.Комарова, д.37. Помещения ООО "Инвалиды внутренних войск МВД" расположены на первом этаже многоквартирного дома по адресу: г. Зеленодольск, ул. Комарова, д. 37, что подтверждается выписками и свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 21-22).
Из отзыва ответчика и представленных документов следует, что отопление нежилых помещений ответчика производится от собственной котельной, которая находится в указанном нежилом помещении и работает на газе. Указанный факт не оспаривается сторонами (т.1 л.д. 28-76).
Между тем, как указывает истец за период с декабря 2019 по март 2022 г. у ответчика образовалась задолженность в размере 251 630 руб. 98 коп. по оплате тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды, что подтверждается актами поставленного ресурса (т.1, л.д. 9-18).
Истец считает, что ответчик, как собственник нежилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, обязан нести бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома в виде оплаты доли коммунальной услуги по отоплению, приходящейся на общедомовые нужды.
Во исполнение досудебного порядка урегулирования спора, истцом 05.04.2022 г. направлена претензия от 01.04.2022 г. исх.N 01-22-301 с требованием об оплате задолженность за поставленный ресурс в размере 251 630,98 руб.
Ответчик, получив претензию истца, мер по погашению задолженности не предпринял.
Отказ ответчика оплатить соответствующий объем тепловой энергии, использованной на отопление мест общего пользования, послужил основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами (электроснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения следует рассматривать как договорные.
Таким образом, отсутствие в письменном виде согласованного сторонами договора теплоснабжения по общему правилу не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость полученного коммунального ресурса, поскольку обязательство по оплате возникает в силу факта потребления энергии.
Согласно представленному в материалы дела акту обследования жилого дома N 37 по улице Комарова, г.Зеленодольск от 07.03.2023, составленному комиссией при участии представителей управляющей организации - ООО "Управляющая компания "Жилкомплекс" и ООО "Бизнес Центр", установлено, что МКД N 37 по ул.Комарова в г.Зеленодольск оснащен общедомовой центральной системой отопления; места общего пользования (коридоры, лестничные помещения и т.д.) оснащены обогревательными устройствами (конвекторами); фотофиксация прилагается (т. 4, л.д. 49, 51, 52).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия обогревательных устройств в местах общего пользования.
Более того, в состав общего имущества МКД включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Исходя из положений части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 13 Правил N 354, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют данная управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Согласно пояснениям третьего лица (ООО "Управляющая компания "Жилкомплекс"), управляющей организацией счета на оплату за потребление ресурса в местах общего пользования в спорный период не выставлялись, поскольку в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Правила N 354.
В соответствии пунктами 6 и 18 Правил N 354 (в редакции, действующей с 01.01.2017) РСО самостоятельно предъявляет собственнику нежилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, требования об оплате за потребленную коммунальную услугу, а собственник обязан оплачивать полученный объем коммунального ресурса непосредственно РСО независимо от способа управления домом.
В силу абзаца 3 пункта 6 в новой редакции Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения.
Таким образом, с 01.01.2017 прямые договоры поставки ресурсов собственниками нежилых помещений заключаются непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
То, что собственник нежилого помещения не предпринял действий по заключению договора для исполнения обязанности по несению расходов на общее имущество, не освобождает его от обязанности вносить соответствующую плату.
Расчет объемов поставленных в спорный период ресурсов, истцом произведен в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) по формулам 3(1) и 3(7) приложения 2.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 37 по улице Комарова, г.Зеленодольск оборудован общедомовыми приборами учета, показания которых для дальнейшего расчета суммы оплаты передаются управляющей организацией в РСО и АО "Татэнергосбыт".
Расчет истца за поставку ресурса в целях отопления мест общего пользования за период с декабря 2019 по март 2022 года следующий:
1) декабрь 2019 г.
1927,13x7,317=14101,08 руб.
1927,13-тариф
7,317 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3 076,2 м2).
2) январь 2020 г.
1927,13 х 6,713=12935,91 руб.
1927,13-тариф
6,713 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
3) февраль 2020 г.
1927,13 х 7,149=13777,89 руб.
1927,13-тариф
7,149 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
4) март 2020 г.
1927,13 х 4,970=9578,47 руб.
1927,13-тариф
4,970 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
5) апрель 2020 г.
1927,13 х 4,790=9231,73 руб.
1927,13-тариф
4,790 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
6) май 2020 г.
1927,13 х 2,364=4555,62 руб.
1927,13-тариф
2,364 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
7) октябрь 2020 г.
1984,45 х 3,206=6362,01 руб.
1984,45-тариф
3,206 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
8) ноябрь 2020 г.
1984,45 х 6,220=12343,28 руб.
1984,45-тариф
6,220 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
9) декабрь 2020 г.
1984,45x8,411=16691,60 руб.
1984,45-тариф
8,411 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
10) январь 2021 г.
1984,45 х 9,288=18430,73 руб.
1984,45-тариф
9,288 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
11) февраль 2021 г.
1984,45 х 9,179=18215,27 руб.
1984,45-тариф
9,179 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
12) март 2021 г.
1984,45 х 8,528=16923,63 руб.
1984,45-тариф
8,528 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
13) апрель 2021 г.
1984,45 х 5,289=10495,76 руб.
1984,45-тариф
5,289 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
14) май 2021 г.
1984,45 х 2,094=4154,81 руб.
1984,45-тариф
2,094 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
15) октябрь 2021 г.
2063,81x4,185=8637,16 руб.
2063,81-тариф
4,185 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
16) ноябрь 2021 г.
2063,81 х 5,425=11196,17 руб.
2063,81-тариф
5,425 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
17) декабрь 2021 г.
2063,81 х 7,183=14824,06 руб.
2063,81-тариф
7,183 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
18) январь 2022 г.
2063,81 х 9,560=19730,55 руб.
2063,81-тариф
9,560 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
19) февраль 2022 г.
2063,81 х 7,976=16461,12 руб.
2063,81-тариф
7,976 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
20) март 2022 г.
2063,81 х 6,291=12984,13 руб.
2063,81-тариф
6,291 - Гкал затраченные на отопление мест общего пользования из расчета площади нежилого помещения Ответчика (S=3076,2 м2).
Согласно пункту 3.21 "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст) многоквартирный дом - оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно абзацу 5 пункта 4.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
В соответствии с положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Собственник нежилого помещения обязан участвовать в расходах на содержание мест общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В случае, когда имущество находится в общей собственности, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Участие каждого сособственника в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. При этом не имеет значения, собственником какого помещения (жилого или нежилого) является лицо, которое должно производить расходы на содержание имущества.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений.
Таким образом, будучи правообладателем общего имущества жилого здания, собственник несет обязанность по содержанию общего имущества, по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды так же, как и собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Жилищное законодательство не содержит различий в правовом статусе нежилого и жилого помещения в вопросе содержания общего имущества и возлагает равные обязанности на собственников любых помещений в доме, в соответствии со ст. 39 ЖК РФ. Следовательно, собственники как жилых, так и нежилых помещений в равной степени участвуют в содержании общедомового имущества.
Согласно пункту 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
Согласно части 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники нежилых помещений, использующие с соблюдением установленного порядка способы отопления своих помещений, альтернативные централизованному теплоснабжению, не подлежат освобождению от оплаты тепловой энергии, приходящейся на общедомовые нужды.
Иное, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
Отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
Более того, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогична изложенной в пунктах 2(3) - 2(6) приложения N 2 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 184. Достоверность таких расчетов проверяется судом наряду с другими доказательствами на основе статей 9, 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, установив наличие у ответчика, как собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме с централизованной системой теплоснабжения, предусмотренной законом обязанности нести расходы по внесению платы за оказанные коммунальные услуги в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а также отсутствие доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности, суд пришел к верному выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Согласно пояснениям третьего лица (АО "Татэнергосбыт"), 23.08.2017 между АО "Татэнергосбыт" и ООО "УК "Жилкомплекс" был заключен агентский договор N 2017/Д101/ЗА на организацию расчетов, который вступил в силу 01.10.2017 и расторгнут по соглашению сторон 31.01.2020.
01.02.2020 между АО "Татэнергосбыт" и ООО "УК "Жилкомплекс" был заключен агентский договор N 2020/Д101/2А на организацию расчетов.
В соответствии с условиями агентских договоров, АО "Татэнергосбыт" осуществляло и осуществляет начисление и прием платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, формирование и печать единых платежных документов, перечисление платежей, поступивших от потребителей, на счета ООО "УК "Жилкомплекс", ресурсоснабжающих организаций и иных получателей.
Третьим лицом в материалы дела представлены сведения о фактически полученной тепловой энергии по теплоснабжению жилого дома (расход общедомового прибора учета и расход по нежилым помещениям); сведения о размере распределенной на жильцов дома тепловой энергии по теплоснабжению жилого дома (расход); сведения о начислениях и об оплатах потребителей за тепловую энергию (отопление).
Согласно условиям агентских договоров, заключенных между ООО "УК "Жилкомплекс" и АО "Татэнергосбыт", информация о показаниях общедомовых приборов учета по тепловой энергии (объем фактически полученной тепловой энергии по теплоснабжению жилого дома за расчетный период), необходимая для расчета (начисления) платы и формирования единых платежных документов, направляется ООО "УК "Жилкомплекс" в адрес АО "Татэнергосбыт".
ООО "УК "Жилкомплекс" ежемесячно направляет в адрес АО "Татэнергосбыт" информацию о расходе тепловой энергии, потребленной в нежилых помещениях, необходимую для вычитания из расхода общедомовых приборов учета при расчете (начислении) платы и формировании единых платежных документов населению, что подтверждается письмом ООО "УК "Жилкомплекс" исх.N 02-154 от 24.01.2023.
Как указывает третье лицо, АО "Татэнергосбыт" не осуществляет расчет, начисление платы за коммунальные услуги по нежилому помещению ответчика, расположенному по адресу: г. Зеленодольск, ул.Комарова, д. 37, общей площадью 3 076,20 кв.м. (копии платежных документов за декабрь 2019, март 2022, январь 2023 приложены); расчет за услуги "Отопление" и "ОДН-Отопление" и оплаты, относящиеся к нежилому помещению ответчика, расположенному по данному адресу (лицевой счет N 2010680955), третьим лицом не производится.
Стоимость отпущенной тепловой энергии определена истцом на основании тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, утвержденных для истца Постановлениями Государственного комитета РТ по тарифам.
Объем поставленной тепловой энергии определен истцом с учетом показаний общедомового прибора учета спорного МКД, что ответчиком не опровергнуто (статья 65 АПК РФ).
Арифметическая верность указанного расчета ответчиком не опровергнута, контррасчет объема поставленной в спорный период тепловой энергии, по мнению ответчика, составляет 0.
Между тем, материалами дела подтверждается, что на ответчика, как собственника нежилого помещения, возложена обязанность по оплате коммунального ресурса, поставленного истцом в целях содержания общего имущества, однако, доказательств оплаты ответчиком не представлено.
Факт наличия прямых договоров на поставку ресурса с иными ресурсоснабжающими организациями (электричество, водоснабжение и канализирование, газоснабжение) не может свидетельствовать об отсутствии обязанности оплачивать поставку тепловой энергии на содержание мест общего пользования.
Возражения ответчика, изложенные в отзыве, судом правомерно отклонены как необоснованные.
Доводы ответчика о злоупотреблении истцом своими правами также правомерно не приняты судом, поскольку они не подтверждаются достоверными и бесспорными доказательствами и носят предположительный характер. Защита своих прав ввиду нарушения обязательств по оплате поставленного ресурса ответчиком, не свидетельствует о том, что истец злоупотребляет своими правами.
Доводы ответчика о том, что на объекте ответчика теплоснабжение осуществляется с помощью газовой котельной, не являются основанием для освобождения ответчика от оплаты тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды.
Судом принят во внимание тот факт, что установка ответчиком газового оборудования сама по себе не свидетельствует о неиспользовании системы центрального отопления мест общего пользования.
Переход собственника помещения на автономное отопление помещения не освобождает его от обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной на содержание общедомового имущества.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что МКД не подключен к системе центрального отопления, напротив, в материалы дела управляющей организацией представлены показания приборов учета (ОДПУ) по спорному МКД, что свидетельствует о подключении МКД к центральной системе отопления.
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев, как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40).
Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки т.п.) и отсутствия подключения индивидуального обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.
Таким образом, отказ собственников и пользователей отдельных, в т.ч. нежилых, помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева МКД тепловой энергии, не допускается. При этом право потребителя, имеющего индивидуальный источник теплоснабжения (за счет природного газа), на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в МКД, подключенном к ЦСГВ, может быть реализовано только путем отключения всего МКД от централизованной системы отопления в целом, а не отдельных его помещений (жилых и (или) нежилых).
На основании изложенного каждый потребитель, имеющий индивидуальный источник теплоснабжения (за счет природного газа), обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, использованной в целях содержания общедомового имущества МКД, подключенного к центральной системе отопления.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ответчик в апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии в нежилом помещении ответчика теплопотребляющих установок, однако апелляционный суд отмечает, что предметом настоящего споря является взыскание стоимости тепловой энергии, использованной в целях содержания общедомового имущества МКД.. Ответчик не привел обоснования и не представил доказательств, подтверждающих отсутствие у него обязанности по оплате тепловой энергии, использованной в целях содержания общедомового имущества МКД в котором находятся спорные помещения ответчика. Как указало АО "Татэнергосбыт", оно не осуществляет расчет, начисление платы за коммунальные услуги по спорному помещению ответчика, расчет за отопление и отопление ОДН, не производится. Ответчик не подтвердил факт начисления ему ОДН за отопление, приходящиеся на его нежилые помещения, как и не подтвердил факт взимания с него такой платы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Данные доводы рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа обстоятельств дела и норм права с отражением мотивов в обжалуемом судебном акте.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2023 года по делу N А65-15447/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15447/2022
Истец: АО "Зеленодольское ПТС*, г. Зеленодольск
Ответчик: ООО "ИВВ МВД", г.Зеленодольск
Третье лицо: АО "Татэнергосбыт", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, Одиннадцатый арбитражный аппеляционный суд, ООО "Бизнес-Центр", ООО "Управляющая компания "Жилкомплекс", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра