г. Вологда |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А05-171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2023 года по делу N А05-171/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1202900004031, ИНН 2918012331; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 11, помещение 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании недействительным требования от 15.12.2022 N 203/06-06/8912 о возврате средств субсидии за 2020 год в сумме 1 744 361 руб. 98 коп., за 2021 год - в сумме 7 851 руб. 47 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое требование признано недействительным в части требования о возврате средств субсидии размере 22 272 руб. 01 коп.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Этим же судебный актом с министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению является месячной величиной и не подлежит перерасчету на календарные дни, с учетом фактической даты подачи тепловой энергии с 17.09.2020.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом возражений по проверке только части судебного акта министерством в отзыве не заявлено.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обществом обжалована только часть решения суда и при этом министерство не заявило соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалованной части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество в 2020 и 2021 годах являлось организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области.
Предоставление обществу средств субсидии осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок N 487-пп) на основании заключенных министерством и обществом договоров о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, от 03.12.2020 N 104 (далее - договор 2020 года) и от 01.02.2021 N 34-Т (далее - договор 2021 года).
В соответствии с распоряжением министерства от 02.09.2022 N 855-р в отношении заявителя проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения, за 2020 и 2021 годы.
По результатам проверки министерством составлен акт от 08.12.2022 N 203/06-06/144, в котором указано на необоснованное получение обществом средств субсидии за 2020 год в сумме 1 744 361 руб. 98 коп., за 2021 год - в сумме 7 851 руб. 47 коп.
В частности, министерство пришло к выводу о необоснованном получении обществом средств субсидии за 2020 год в размере 1 729 941 руб. 44 коп., поскольку, по мнению ответчика, на основании пункта 19 Порядка N 487-пп общество имело право включить в расчет субсидии объем тепловой энергии, поставленной населению не ранее, чем с 20.09.2020.
В части вывода о необоснованном включении обществом в расчет субсидии за 2020 - 2021 годы объемов тепловой энергии в размерах 1,653 Гкал и 0,900 Гкал, соответственно, на общую сумму 22 272 руб. 01 коп. (14 420 руб. 54 коп. - субсидия за 2020 год; 7 851 руб. 47 коп. - субсидия за 2021 год) министерство исходило из того, что факт реализации перечисленных объемов тепловой энергии не подтвержден, поскольку в представленных на проверку универсальных передаточных документах (далее - УПД), выставленных КУМИ администрации Няндомского района, отсутствовало наименование должностного лица, уполномоченного на подписание УПД со стороны потребителя, приравненного к населению, а также его подпись.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями обществу направлено требование от 15.12.2022 N 203/06-06/8912, согласно которому обществу необходимо в течение 10 рабочих дней со дня его получения произвести возврат средств субсидии в размере 1 752 213 руб. 45 коп.
Не согласившись с требованием министерства, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 настоящего Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Предоставление субсидии в спорный период осуществлялось министерством в соответствии с Порядком N 487-пп, согласно пункту 4 которого (в редакции, действовавшей спорный период) предоставления субсидий субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
В силу пункта 4.1 названного Порядка (в той же редакции) целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Пунктом 11 Порядком N 487-пп предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется министерством на основании заключенных с теплоснабжающими организациями договоров на текущий финансовый год после установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) экономически обоснованных тарифов и льготных тарифов.
На основании пункта 11 Порядка N 487-пп министерством и обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Во исполнение принятых на себя по договорам обязательств министерством на основании представленных обществом расчетов заявителю перечислены средства субсидии за 2020 год в размере 11 718 883 руб. 27 коп., за 2021 год в размере 29 438 552 руб. 27 коп.
Пунктом 25 Порядка N 487-пп предусмотрено, что в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены Правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2-4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Судом установлено и апеллянтом не отрицается тот факт, что оспариваемое обществом требование вынесено министерством в пределах полномочий, по форме и содержанию соответствует требованиям нормативных правовых актов.
По результатам проверки министерство пришло к выводу о том, что обществом необоснованно включен в расчеты за 2020 год объем тепловой энергии 198,300 Гкал на сумму 1 729 941 руб. 44 коп.
В частности, министерством установлено, что обществом в расчет за сентябрь 2020 года был включен объем тепловой энергии, поставленный населению за период с 1 по 30 сентября 2020 года в размере 324,300 Гкал. При этом тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям на территории сельского поселения "Шалакушское", установлены постановлением агентства от 12.11.2020 N 57-т/20 и действовали только с 20.11.2020.
Возражая против данных министерства, общество в обоснование своей позиции настаивает на том, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений в домах, расположенных на территории муниципального образования "Няндомский муниципальный район", утвержденный министерством энергетики и связи Архангельской области, не подлежит перерасчету на календарные дни с учетом фактической даты подачи тепловой энергии с 17.09.2020, при этом объемы тепловой энергии, поставленной в пустующие жилые помещения муниципального фонда, подтверждены обществом в ходе проверки, а также представленными в дело актами сверки задолженности.
Отклоняя данные доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу пункта 11 Порядка N 487-пп субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
Целью предоставления субсидии является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (пункт 5 Порядка N 487-пп).
В пункте 14 данного Порядка (в редакции, действовавшей на дату исполнения договора 2020 года) установлен порядок расчета объема субсидии.
Согласно указанному пункту для расчета размера субсидии принимаются следующие базовые величины:
а) установленные постановлением агентства для получателя субсидии:
льготный тариф на тепловую энергию (без НДС);
экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС);
б) объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, предусмотренных Законом о теплоснабжении, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в порядке, установленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов.
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле:
СТ = Vнас x (Т - Тнас),
где:
СТ - размер субсидии для получателя субсидии, рублей;
Vнас - объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг, Гкал;
Т - экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - льготный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал.
Аналогичный порядок расчета субсидии согласован сторонами в пункте 3.3 договора на 2020 год.
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора 2020 года при расчете субсидии учитывается срок действия тарифов, установленных для получателя.
В пункте 14.1 Порядка N 487-пп (в редакции, действовавшей на дату исполнения договора 2020 года) также было предусмотрено, что в случае, если получателем субсидии в текущем финансовом году тепловая энергия поставлена населению и потребителям, приравненным к населению, до дня введения в действие льготных тарифов на тепловую энергию, размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка, с учетом объема тепловой энергии, поставленного населению и потребителям, приравненным к населению, со дня начала периода предоставления тепловой энергии, но не более чем за 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов.
Судом установлено и апеллянтом не отрицается тот факт, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям на территории сельского поселения "Шалакушское", установлены постановлением агентства от 12.11.2020 N 57-т/20 и действовали только с 20.11.2020.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что общество имело право включить в расчет субсидии объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, со дня начала периода предоставления тепловой энергии, но не более чем за 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов, то есть не ранее, чем с 20.09.2020.
Оснований для компенсации недополученных расходов путем выплаты субсидий за период с 01.01.2020 по 19.09.2020 не имеется.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что доводы общества об обратном не основаны на положениях БК РФ и Порядка N 487-пп.
Судом установлено и заявителем не отрицается тот факт, что согласно платежным документам, выставленным населению, и данным бухгалтерского учета объем тепловой энергии, поставленной обществом льготным категориям потребителей в сентябре 2020 года, составил 324,145 Гкал, в том числе объем, определенный по нормативам потребления коммунальных услуг за полный месяц, - в размере 313,105 Гкал.
При таких обстоятельствах является правильным вывод министерства, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции о том, что обществом необоснованно включен в расчеты субсидии за 2020 год объем тепловой энергии в размере 198,300 Гкал = 313,105 Гкал - 114,805 Гкал, из которых 114,805 Гкал - объем тепловой энергии, определенный по нормативам потребления коммунальных услуг за период с 20 по 30 сентября 2020 года (313,105 Гкал / 30 х 11).
В связи с этим размер необоснованно полученной суммы субсидии, по расчету ответчика, составил 1 729 941 руб. 44 коп.
Арифметический расчет данной суммы обществом не оспаривается.
На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявления общества о признании незаконным оспариваемого требованиями министерства в части возврата средств субсидии в сумме 1 729 941 руб. 44 коп.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда в обжалованной части, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2023 года по делу N А05-171/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-171/2023
Истец: ООО "Вектор"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области