город Томск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А02-2390/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. (до перерыва), секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции (после перерыва) рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Континент" (N 07АП-3758/2023) на решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2390/2022 (судья Кириченко Е. Ф.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Континент" (ОГРН 1070401000295, ИНН 0401006024, пер. Западный, д. 2, литер Б, офис 1, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Республика Алтай) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (ОГРН 1020400754890, ИНН 0411073679, ул. Ленина, д. 226, стр. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства регионального развития Республики Алтай (ОГРН 1020400733187, ИНН 0411058173, ул. Чаптынова д.2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 1210400002229, ИНН 0400018147, ул. Первостроителей, д. 35, с. Кош-Агач, КошАгачский район, Республика Алтай), Комитета по тарифам Республики Алтай (ОГРН 1020400756925, ИНН 0411087777, пр-кт Коммунистический, д. 182, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979, ул. Советская, д. 65, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Республика Алтай), Администрации муниципального образования "Улаганский район" (ОГРН 1030400507829, ИНН 0402002696, адрес: ул. А.В.Санаа, д. 8, с. Улаган, р-н. Улаганский, Республика Алтай) о признании решения N004/10/18.1-352/2022 от 15.12.2022 года в части пункта 1, пункта 2 недействительным.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Махмедова Д. А. по дов. от 01.06.2023, диплом,
От заинтересованного лица: Дымова А. Е. по дов. от 09.01.2023, диплом,
От третьего лица ООО "Восток": Буньков А. С. по дов. от 30.01.2023, диплом; от иных третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - ООО "Континент", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Республике Алтай, антимонопольный орган) о признании решения УФАС по Республике Алтай N 004/10/18.1-352/2022 от 15.12.2022 в части пунктов 1 и 2 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Минрегионразвития Республики Алтай, ООО "Восток", Комитет по тарифам Республики Алтай, Администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" и Администрация муниципального образования "Улаганский район".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.03.2023 требования ООО "Континент" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Континент" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в конкурсной документации отсутствует информация о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величины на период присвоения статуса регионального оператора по результатам проведения конкурса; каким образом произведен расчет, на основании каких значений и значение примененной ставки дисконтирования установлено только при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) УФАС по Республике Алтай представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Континент" отказать в полном объеме.
От ООО "Восток" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании 30.05.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 06.06.2023.
После перерыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица, ООО "Восток" поддержали доводы отзывов.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей общества, антимонопольного органа, ООО "Восток", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно материалам дела, на основании приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 14.10.2022 N 288-Д 26.10.2022 организатором торгов Минрегионразвития Республики Алтай на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов N22000174560000000001 в форме конкурса на отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район).
На участие в конкурсном отборе подано две заявки от ООО "Континент" и ООО "Восток".
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район) от 23.11.2022 на участие в конкурсном отборе допущены ООО "Континент" и ООО "Восток".
Согласно подпункту "ж" пункта 3.1 конкурсной документации заявка должна содержать расчет прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора.
Пунктом 3.6 документации предусмотрено, что расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.3 документации определено максимальное значение критерия стоимости услуги регионального оператора 541231,63 руб. с требованием к изменению начального значения в виде уменьшения 0,5 (не должна превышать единицы) (при подаче 2 и более заявок рассчитывается пропорционально заявленным суммам).
Критериями оценки и сопоставления заявок в соответствии с пунктом 8.1 документации является, в том числе приведенная стоимость услуги регионального оператора.
Протоколом оценки и сопоставления заявок участников конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район) N 3 от 24.11.2022 победителем признано ООО "Континент".
06.12.2022 ООО "Восток" в УФАС по РА была подана жалоба на действия конкурсной комиссии Минрегионразвития Республики Алтай при проведении электронного конкурса на отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район) с указанием на то, что конкурсной комиссией Минрегионразвития Республики Алтай неправомерно признано победителем ООО "Континент", поскольку им подана заявка, содержащая необоснованно заниженную стоимость услуг регионального оператора.
Решением УФАС по Республике Алтай N 004/10/18.1-352/2022 от 15.12.2022, изготовленным в полном объеме 20.12.2022, жалоба ООО "Восток" признана обоснованной, конкурсная комиссия Минрегионразвития Республики Алтай признана нарушившей пункт 43 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N881) в части необоснованного допуска заявки ООО "Континент" к участию в конкурсе на отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район).
УФАС по Республике Алтай исходило из того, что в расчете стоимости услуги регионального оператора на 2023-2032 годы ООО "Континент" расходы на заработную плату водителей и рабочих систематически уменьшаются при неизменном количестве водителей, расходы топлива в литрах на транспортировку, погрузку-разгрузку также уменьшаются, что не согласуется с положениями Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), Приказа ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО" (далее - Приказ N 1638/16, Методические указания), документации по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район), утвержденной приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 14.10.2022 N 288-Д (далее - документация по отбору), поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена отрицательная динамика (снижение) таких прогнозных параметров (показателей) регулирования, как заработная плата, цены на топливо.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Континент" обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании решения в части пунктов 1 и 2 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Судом установлено, что УФАС по Республике Алтай при рассмотрении жалобы, вынесении решения действовало в пределах своей компетенции, установленной Положением N 331.
Довод апеллянта об обратном, со ссылкой на письмо ФАС России от 20.04.2022 N ГМ/39356/22 "О направлении методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения "отраслевых" (имущественных) торгов", судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В письме ФАС России от 20.04.2022 N ГМ/39356/22 для использования в работе территориальными органами ФАС России методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры проведения "отраслевых" (имущественных) торгов, порядка заключения договоров по итогам проведения таких торгов, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в подпункте 1 пункте 1.2 указано: "1.2 Территориальные органы ФАС России рассматривают следующие жалобы: 1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, при организации и проведении торгов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами (в том числе при проведении торгов по реализации имущества банкротов, арестованного имущества).
При этом жалобы, указанные в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего письма, подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов".
Таким образом, указанное письмо ФАС России не содержит запрета территориальным органам рассматривать жалобы на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса на отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также обязанности передавать на рассмотрение в Центральный аппарат ФАС России жалобы, поступившие непосредственно в территориальное управление.
Из материалов дела следует, что конкурсный отбор проводился в соответствии с Правилами N 881 и документацией по отбору, при этом согласно приложению N 3 документации расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В документации по отбору установлено требование к заявке участника, расчет приведенной стоимости услуги, который должен быть составлен в соответствии с требованиями, установленными документацией об отборе.
В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования, приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается в соответствии с методическими указаниями как сумма прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).
Пунктом 96 Методических указаний утверждены формулы по расчету стоимости услуг регионального оператора, где учитываются, в том числе, индекс роста потребительских цен в году i в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. В случае, если такой индекс не определен на отдельные годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, значение индекса принимается равным такому значению на последний год, для которого оно определено в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 29 Методических указаний на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования: индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на электрическую энергию, природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на капитальное строительство, темпы роста заработной платы, определяемые на основании информации базового варианта одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров, определенных в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Указанный индекс и ставки дисконтирования размещены на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, с 2026 по 2032 годы используется значение на последний год, для которого оно определено в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации и составляют, соответственно 104% и 0,0575 - период с 2022 по 2032 годы (письмо Комитета по тарифам Республики Алтай в письме N 355 от 27.02.2023).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора на 2023-2032 годы ООО "Континент" (том 2, л.д. 22) расходы на заработную плату водителей и рабочих последовательно уменьшаются при неизменном количестве водителей (на 2023 - 6608380,5 руб., на 2032 - 70776,58 руб.). Также имеет место аналогичное уменьшение денежных расходов на топливо при неизменных показателях расходов топлива в литрах на транспортировку, погрузку-разгрузку (на 2023 - 7686510,08 руб., на 2032 -82323,48 руб.).
Показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 22.09.2022 года. Согласно данному прогнозу индекс потребительских цен на последний прогнозный 2025 год составляет 103,3, а на топливно-энергетические ресурсы 100,1, следовательно, при применении данных индексов при расчете необходимой валовой выручки расходы на оплату труда и на топливно-энергетические ресурсы не могут быть существенно снижены, как это указано в расчете ООО "Континент".
Пи этом, согласно подпункту "в" пункта 14, пункту 92 Основ ценообразования, подпункта 1 пункта 29, пункту 96 Методических указаний отрицательная динамика (снижение) прогнозных параметров (показателей) регулирования как, например, заработная плата, цены на топливо не предусмотрена.
Подпунктом "в" пункта 43 Правил N 881 предусмотрено, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях: несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе.
Таким образом, Комиссией УФАС по РА в решении по делу N 004/10/18.1-352/2022 от 15.12.2022 правомерно указано, что конкурсная комиссия Министерства регионального развития Республики Алтай нарушила подпункт "в" пункта 43 Правил N881, в связи с тем, что заявка ООО "Континент" не соответствует требованиям п. 3.6 (раздел 3 Порядок подачи заявки) документации об отборе, и в силу п. 6.8.3 (раздел 6 Порядок скрытия конвертов с заявками и рассмотрение заявок) документации об отборе подлежала отклонению.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, данное нарушение конкурсной комиссии повлияло на результаты рассмотрения заявок, в связи с чем Комиссия УФАС по РА приняла обоснованное решение о признании жалобы ООО "Восток" на действия конкурсной комиссии Минрегионразвития Республики Алтай обоснованной.
Арбитражный суд Республики Алтай правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Ссылки подателя жалобы на судебную практику не могут быть приняты апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу жалобы подлежит возврату из федерального бюджета (статьи 104, 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2390/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Континент" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Континент" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.04.2023 N 34.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2390/2022
Истец: ООО "Континент"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", Администрация Муниципального образования "Улаганский район", Комитет по тарифам Республики Алтай, Махметова Дильдар Аскеровна, Министерство регионального развития Республики Алтай, ООО "Восток"