г. Москва |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А40-268472/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2023 по делу N А40-268472/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения от 18.10.2021 г. N КУВД-001/2021-41443199,
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. по дов. от 22.11.2022; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 18.01.2022 г. N КУВД-001/2021-41443199 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 решение суда от 19.05.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2022 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права и неполным выяснением обстоятельств, имеющим значение для дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 и Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-114015/20-50-831 признано право собственности города Москвы на двухэтажное здание площадью 270,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 44, стр. 12. Судебный акт вступил в законную силу по истечении срока обжалования.
Департамент обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое здание.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера, который составлен на основании проектной документации об объекте недвижимости от 20.05.2021, а также решения Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 и определения Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-114015/2020, по которому Объект признан самовольной постройкой и собственностью г. Москвы.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 18.10.2021 N КУВД-001/2021- 41443199 сообщено о приостановке в осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) со ссылкой на отсутствие в составе технического плана документов, а также противоречий в решении суда.
18.01.2022 Управление отказало в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, при новом рассмотрении, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
Согласно пунктам 5 и 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- вступившие в законную силу судебные акты;
- технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о сооружении необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости. Технический план состоит из графической и текстовой частей.
Согласно части 7 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
При этом пункт 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования, утвержденные Приказом N 953), действовавшего на дату обращения Департамента в регистрирующий орган, устанавливает особенности подготовки технического плана в зависимости от разновидности объекта недвижимого имущества, а также указывает на документы, которые содержат сведения о таких объектах и могут являться основанием и использоваться для подготовки технического плана. В частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013, разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.
Данным пунктом также предусмотрено, что, если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения технического плана.
При этом в случаях, когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, согласно пункту 50 Требований, утвержденных Приказом N 953, в разделе "заключение кадастрового инженера" приводится соответствующая информация.
Согласно пункту 31 Требований, утвержденных Приказом N 953, раздел "заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, в котором приводятся обоснование иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии).
Как следует из материалов дела, в разделе "заключение кадастрового инженера" представленного технического плана указано, что технический план подготовлен на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 и определения Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2021 по делу N А40-114015/2020, а также проектной документации об объекте недвижимости от 20.05.2021, выполненной ГБУ МосгорБТИ в 2021 году, которые в соответствии с пунктом 20 Требований, утвержденных Приказом N 953, являются документами - основаниями для подготовки технического плана, что подтверждается Письмом Росреестра от 11.03.2019 N 14-02413-ГЕ/19 "О рассмотрении обращения" (вместе с Письмом Росреестра от 23.11.2018 N14-11781-ГЕ/18, Письмом Минэкономразвития России от 06.12.2018 N Д23и-6550).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2021 по делу N А40-114015/2020, с учетом опечатки, исправленной определением 14.04.2021, право собственности города Москвы признано на самовольную постройку - двухэтажное здание площадью 270,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 44, стр. 12.
По сведениям базы данных ГБУ МосгорБТИ, учтенным на последнюю дату обследования - 25.08.2021, площадь объекта составляет 336,4 кв. м с зафиксированной перепланировкой, разрешительная документация на которую в материалах инвентарного дела отсутствует, в связи с чем ГБУ МосгорБТИ подготовлена необходимая проектная документация, учитывающая произведенные изменения. Площадь здания, указанная в техническом плане, составила 346,2 кв. м.
В разделе "заключение кадастрового инженера" площадь объекта, указанная в техническом плане, определена согласно Приказу Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места".
В соответствии с пунктом 2 Требований площадь здания, площадь сооружения, основной характеристикой которых является площадь, площадь помещения или машино-места определяются на основании натурных измерений такого объекта как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур (с округлением до 0,1 квадратного метра).
Измерения для определения площади указанных объектов рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ, результаты измерений отображать в графической части технического плана согласно требованиям к подготовке технического плана, установленным в соответствии с частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 Требований площадь жилого или нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
Согласно действующим нормам подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен, при этом различная методика подсчета площади здания, использованная при принятии судебного акта о признании права собственности на объект и при подготовке технического плана, не свидетельствует о нарушении требований к подготовке технического плана.
Технический план подготовлен по итогам кадастровых работ в результате натурного обследования с целью постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Общая площадь Объекта составляет 346.2 кв. м. Площадь здания определена согласно требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 по внутренним поверхностям наружных стен этажа.
Площадь здания, указанная в судебном решении (270.4 кв. м) совпадает с площадью здания, вычисленной ГБУ МосгорБТИ в результате проведения технической инвентаризации, как сумма площадей всех помещений здания. Разночтения в площади в Решении и техническом плане носят технический характер, в связи с разным подходом определения площади в целях кадастрового и технического учета.
В соответствии с Требованиями Минэкономразвития России (приказ от 18.12.2015 N 953) в ходе кадастровых работ были определены координаты характерных точек контура Объекта с точностью, соответствующей нормативной точности определения координат для категории земель "Земли населенных пунктов".
Контур здания был уточнен проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли, в связи с чем из контура здания (см. чертеж контура здания) исключены следующие элементы, которые не являются ограждающими конструкциями здания:
- от т. 40 до т. 4 - лестничная площадка (наземный контур);
- от т. 34 до т. 35 - лестничная площадка (наземный контур).
Графическая часть технического плана составлена в соответствие с п. 52 Требований, а те условные обозначения, которые выходят за рамки Требований, но тем не менее применены в графической части, вынесены в "легенду" графической части в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития.
Таким образом, изменение площади объекта с 270,4 кв.м до 346,2 кв. м связано с различной методикой подсчета площади здания, использованной при принятии решения по делу N А40-114015/2020 и при подготовке технического плана.
Технический план, представленный Департаментом, в полной мере соответствует Требованиям, утвержденным Приказом N 953.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно Проектной документации (Техническому заключению о допустимости и безопасности произведённых работ по переустройству и перепланировке нежилого здания, расположенного по адресу г. Москва ул. Авиамоторная д. 44, стр.12, подготовленному ГБУ МосгорБТИ по договору N 1698355188 от 20.05.2021) произведенные работы по переустройству и (или) перепланировке объекта, выполнены в соответствии с требованиями п. 4, ч. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства установленные градостроительным регламентом.
В Постановлении Правительства Москвы от 27.08.2012 N 132-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" указано, что в соответствии с ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы получение разрешения на строительство не требуется для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности.
Из Технического заключения о допустимости и безопасности произведённых работ по переустройству и перепланировке нежилого здания следует, что произведённые работы по переустройству и перепланировке выполнены без увеличения нагрузки на перекрытия, с использованием высококачественных материалов, являются допустимыми и безопасными, разрешение на строительство не требуется.
Однако, указанные нормы права и обстоятельства дела не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения.
С учетом изложенного представленные Департаментом для проведения учетно-регистрационных действий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для постановки объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности. Основания для отказа в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности вышеуказанного объекта недвижимого имущества отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на Управление Росреестра по г.Москве возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу подлежащим отмене, а апелляционную жалобу Департамента -удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы 15.03.2023 по делу N А40-268472/21 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росресстра по г.Москве об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, изложенного в уведомлении от 18.01.2022 N КУВД-001/2021- 41443199.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268472/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28689/2023
02.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26746/2022
13.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28689/2023
15.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-268472/2021
01.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26746/2022
08.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39422/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-268472/2021