г. Красноярск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А33-33072/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.03.2023 по делу N А33-33072/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский дом металла" (далее также - страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 41 000 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее также - заявитель, фонд).
Решением суда от 09.03.2023 требования фонда удовлетворены частично.
В пользу фонда со страхователя взыскано 37 500 руб. финансовых санкций за нарушение установленного законом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что страхователем в марте 2022 года были представлены сведения по формам СЗВ-М за июль 2021 года с указанием типа "дополняющие". Однако исходные сведения СЗВ-М за июль 2021 года страхователь вообще не представлял. В связи с чем, дополняющие сведения от марта 2022 года являются исходными, то есть представленными впервые.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дел не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству были размещены апелляционным судом 12.04.2023 в 04:37:37 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с чем, поскольку возражений о необходимости проверки решения суда первой инстанции в полном объеме не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией только в обжалуемой части, а именно в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в сумме 3 500 руб.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.03.2022 и 12.03.2022 страхователем в фонд были представлены: 1) ежемесячный отчет "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (тип - "дополняющая") за отчетный период "Июль 2021 года" в отношении пяти застрахованных лиц; 2) ежемесячный отчет "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (тип - "дополняющая") за отчетный период "Июль 2021 года" в отношении двух застрахованных лиц. Отчет "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (тип - "исходная") за период "Июль 2021 года" страхователем ранее не представлялся.
В связи с чем, фондом были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 205S18220009603 от 20.04.2022 и N 205S18220009604 от 20.04.2022.
Время, даты и место рассмотрения актов указаны в актах.
Акты проверки направлены страхователю почтовым отправлением 25.04.2022
По итогам рассмотрения спорных актов фонд установил факт несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах за июль 2021 года и принял решения от 02.06.2022 N 205S19220012687 и N 205S19220012688 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафов в размере 1 000 руб. и 2 500 руб., итого 3 500 руб.
Решения направлены страхователю почтовым отправлением 06.06.2022.
На основании решений фонд выставил требования об уплате финансовых санкций от 05.07.2022 N 205S01220014401 и N 205S01220014400 с установленным сроком для их исполнения страхователем до 25.07.2022.
Требования высланы страхователю почтовым отправлением 07.07.2022.
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по указанным выше требованиям истек, а страхователь требования не исполнил, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части решения, имеющимся доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции по обжалуемой части решения приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц, представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица, представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания финансовых санкций в сумме 3 500 руб. за июль 2021 года (решения N N 205S19220012687, 205S19220012688), суд первой инстанции исходил из того, что ошибки в представленных сведениях по форме СЗВ-М за июль 2021 года выявлены страхователем самостоятельно до их обнаружения фондом. В связи с чем, отсутствуют основания для применения к страхователю штрафа в размере 3 500 руб., предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 103п от 15.04.2021 утверждены форма "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и порядок заполнения формы указанных сведений.
В соответствии с пунктом 13 Порядка заполнения формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" форма СЗВ-М с типом "Исходная" представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за данный отчетный период, форма СЗВ-М с типом "Дополняющая" представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, дополнения, исправления, корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных и принятых сведениях, неполноты ранее представленных и принятых сведений.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СВЗ-М (тип - "исходная") за период "Июль 2021 года" страхователем в фонд не предоставлялись, что отражено в актах N 205S18220009603 от 20.04.2022, N 205S18220009604 от 20.04.2022 и решениях от 05.07.2022 N 205S01220014401, N 205S01220014400.
Как следует из материалов дела, страхователем 11.03.2022 в 21 час 47 минут и 12.03.2022 в 04 часа 17 минут в фонд представлены отчеты "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (тип - "дополняющая") за отчетный период "Июль 2021 года" в отношении 5 и 2 разных застрахованных лиц. Отчетности приняты согласно протоколам проверки отчетности 12.03.2022 позже отправки последнего из отчетов.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, законом предусмотрено право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из чего, в настоящем случае судом первой инстанции сделан неверный вывод о выявлении страхователем ошибок и направлении дополняющих сведений по этой причине, поскольку до представления дополняющих форм сведения за июль 2021 года страхователем вообще не представлялись в фонд, заявителем от страхователя до отправки спорных форм какие-либо сведения за спорный период не были приняты, соответственно, и выявить какую-либо ошибку в ранее предоставленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведениях страхователь не мог.
В данном случае фонд правомерно расценил сведения, представленные по форме СЗВ-М ("дополняющая"), в качестве исходных (первоначальных) сведений и обоснованно пришел к выводу о нарушении срока их представления.
Правовой подход, которым руководствовался суд первой инстанции, направлен на то, чтобы стимулировать страхователей к самостоятельному, своевременному устранению ошибок в ранее представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, оперативной обработке таких сведений пенсионным фондом, что в конечном итоге направлено на обеспечение защиты прав застрахованных лиц. Однако в рассматриваемом случае из материалов дела следует, что исходные сведения вообще не предоставлялись, страхователь под видом "дополняющих" предоставил в фонд первоначальные сведениях по форме СЗВ-М, при этом разбив их на 2 документа (документы направлены 11.03.2022 в 21 час 47 минут и 12.03.2022 в 04 часа 17 минут и обработаны 12.03.2022). В связи с чем, в рассматриваемом случае указанный правовой подход не применим.
Иная оценка обстоятельств дела может привести к злоупотреблению правом и уходу от ответственности со стороны страхователей. Создать ситуации, когда исходные сведения могут вообще не предоставляться в установленный законом срок, а страхователь может предоставлять первоначальные сведения за отчетный период в любой срок, указав, что сведения являются дополняющими, и (или) разбить несвоевременно направленные сведения на несколько документов с целью минимизировать штраф за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М путем создания ситуации, когда пенсионный фонд заведомо (дополняющие сведения направлены до принятия исходных сведений) не может обнаружить имеющуюся ошибку в первоначальных сведениях. Кроме того, как следует из вышеизложенного, дополнить еще не принятые сведения невозможно.
Доказательств оплаты штрафных санкций в дело не представлено.
Процедура вынесения решений N N 205S19220012687, 205S19220012688 фондом соблюдена, каких-либо существенных нарушений при проведении проверок и вынесении решений апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решения о привлечении к ответственности N N 205S19220012687, 205S19220012688 являются законными, начисленные указанными решениями штрафные санкции подлежат взысканию со страхователя в пользу фонда.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ в обжалуемой части, а именно в части отказа во взыскании суммы штрафных санкций в размере 3 500 руб.
Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет сумму 2 000 руб. Указанная сумма по правилам статьи 110 АПК РФ с учетом результата рассмотрения настоящего дела относится на страхователя полностью. В связи с чем, взысканию в федеральный бюджет Российской Федерации за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит 171 руб. (1 829 руб. (взыскано судом первой инстанции) - 2 000 руб. (подлежащая взысканию сумма)).
Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде апелляционной инстанции составляет 3 000 руб. Указанная сумма по правилам статьи 110 АПК РФ также относится на страхователя, учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.03.2023 по делу N А33-33072/2022 в обжалуемой части отменить.
В отмененной части принять новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский дом металла" (ИНН 2462220340, ОГРН 1122468015174) в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 3 500 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных решениями от 02.06.2022 N 205S19220012687 и N 205S19220012688.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский дом металла" в доход федерального бюджета 3 171 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-33072/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю
Ответчик: ООО "КРАСНОЯРСКИЙ ДОМ МЕТАЛЛА"
Третье лицо: Байрамова С.Э., ОСФР по Красноярскому краю