г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А56-60497/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от истца: Савельева И.Г. по доверенности;
от ответчика: Тихомиров Р.В. (ген. директор, по паспорту); Карпекин С.А. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12890/2023) Фонда "Российский кинофестиваль "Литература и кино" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2023 по делу N А56-60497/2022, принятое
по заявлению Комитета по культуре и туризму Гатчинского муниципального района Ленинградской области
к Фонду "Российский кинофестиваль "Литература и кино"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по культуре и туризму Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Фонда "Российский кинофестиваль "Литература и кино" (далее - Фонд, ответчик) субсидии в размере 799 414 руб., неустойки за нарушение срока предоставления отчета о достижении результатов предоставления субсидии в размере 9 315 руб. 07 коп., неустойки за нарушение срока возврата субсидии в размере 59 758 руб. 73 коп. (по состоянию на 15.12.2022); неустойки за нарушение срока возврата субсидии из расчета ключевой ставки Банка России от суммы долга за каждый день просрочки, начиная с 16.12.2022 по день вынесения судом решения, а также за период со дня, следующего за днем вынесения судом решения, до дня, когда ответчик фактически исполнит обязательство, включительно.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2023 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 799 414 руб. субсидии, 30 000 руб. неустойки; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Фондом подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, все денежные средства, полученные в рамках соглашения, были направлены ответчиком исключительно на предполагаемые цели и в соответствии с предъявляемыми требованиями к мероприятиям подобного характера. При этом податель жалобы также полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Общества о недобросовестном поведении истца при организации кинофестиваля с учетом его доминирующего положения как распорядителя бюджетных средств.
В судебном заседании представитель Фонда жалобу поддержал; представитель Комитета выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Порядком определения объемов и предоставления субсидий из бюджета МО "Город Гатчина" некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на проведение кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям", проводимых на территории МО "Город Гатчина", утвержденным постановлением администрации Гатчинского муниципального района от 18.08.2021 N 3007 "Об утверждении порядка определения объемов и предоставления субсидий из бюджета МО "Город Гатчина" некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на проведение кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям", проводимых на территории МО "Город Гатчина" (далее - Порядок), постановлением администрации Гатчинского муниципального района от 21.09.2021 N 3451 "Об утверждении итогов отбора на получение субсидии из бюджета МО "Город Гатчина" некоммерческими организациями, не являющимся государственным (муниципальными) учреждениями, на проведение кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям, проводимых на территории МО "Город Гатчина" в 2021 году" между Комитетом и Фондом заключено соглашение от 21.09.2021 N 1 "О предоставлении из бюджета МО "Город Гатчина" субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением" (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения субсидия предоставляется получателю субсидии с условием финансового обеспечения затрат по видам расходов, связанных с проведением кинофестиваля "Литература и кино", проводимого на территории МО "Город Гатчина", предусмотренного порядком предоставления субсидии, в соответствии с перечнем затрат (сметой расходов), являющимся Приложением 1 к настоящему соглашению.
Получатель обязуется направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в соглашении (пункт 4.3.2 соглашения).
Субсидия в размере 4 000 000 руб. перечислена Фонду, что подтверждается платежным поручением от 23.09.2021 N 9230.
В связи с невыполнением условий Порядка о целевом использовании субсидии, а также превышением расходов по разделам 6 и 7 Приложения N 2 к Порядку, Комитет обратился к Фонду с требованием от 02.03.2022 о возврате 799 414 руб. средств субсидии, которое осталось без удовлетворения.
Кроме того, Комитетом также установлено, что отчет о достижении результатов предоставления субсидии также предоставлен Фондом с нарушением срока, установленного пунктом 39 Порядка, пункта 3.3 соглашения.
Комитет направил Фонду требование от 21.02.2022 о выплате неустойки в размере 9 315 руб. 07 коп. за нарушение срока предоставления отчета о достижении результатов предоставления субсидии, которое осталось без удовлетворения.
Оставление Фондом без удовлетворения данных требований послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции уточненные требования Комитета удовлетворил частично, снизив размер неустойки до 30 000 руб.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда в силу следующего.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 этой статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Постановлением администрации Гатчинского муниципального района от 18.08.2021 N 3007 "Об утверждении порядка определения объемов и предоставления субсидий из бюджета МО "Город Гатчина" некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на проведение кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям", проводимых на территории МО "Город Гатчина" утвержден порядок определения объемов и предоставления субсидий из бюджета МО "Город Гатчина" некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на проведение кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям", проводимых на территории МО "Город Гатчина" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 12 Порядка, субсидия предоставляется получателю субсидии на финансовое обеспечение затрат по видам расходов, связанным с проведением кинофестивалей "Литература и кино" и "Литература и кино - детям", проводимых на территории МО "Город Гатчина", в соответствии с Приложением 2 к Порядку.
Финансовое обеспечение затрат по видам расходов, не предусмотренных Приложением 2 к Порядку, является нецелевым использованием бюджетных средств и основанием для возврата субсидии в части вышеуказанных расходов.
Судом первой инстанции установлено, что Фонду из бюджета МО "Город Гатчина" выделена субсидия для финансирования связанных с проведением кинофестивалей расходов, установленных приложением 2 к Порядку в размере 4 000 000 руб.
Фонд не выполнил условия Порядка о целевом использовании субсидии по следующим разделам приложения 2 к Порядку:
1) разделом 5 приложения 2 к Порядку "Подготовка и проведение торжественных церемоний открытия и закрытия кинофестиваля" не предусмотрены:
- услуги артистов на сумму 71 884 руб. (договор с ИП Шахмаметьевым А.А. на оказание услуг по организации и проведению церемонии открытия и закрытия кинофестиваля от 20.09.2021 N 20/09 (стр. 209 - 212 Отчета));
- услуги по видеооформлению церемонии открытия и закрытия кинофестивалей на сумму 202 801 руб. (договор с ИП Ермичевым К.А. на оказание услуг по видеооформлению церемонии открытия и закрытия кинофестивалей от 14.09.2021 N 14/09 (стр. 147- 152 Отчета); договор, счет на оплату, акт не подписаны со стороны Исполнителя);
- услуги главного координатора на сумму 418 000 руб. 00 коп. (договор с ИП Смирновой Ж.Н. на оказание услуг главного координатора на период сопровождения гостей, артистов и участников от 20.08.2021 N 26/08 (стр. 170 - 173 Отчета)).
2) разделом 6 приложения 2 к Порядку "Рекламно-информационное обеспечение" не предусмотрены:
- изготовление зеркальных кубов на сумму 24 800 руб. (договор с ИП Игнатьевым Н.А. по художественному и рекламному оформлению мест проведения кинофестивалей от 18.09.2021 N 18/09/21 (стр. 4-7 Отчета));
3) разделом 7 приложения 2 к Порядку "Организация приема участников и гостей кинофестиваля" не предусмотрены:
- услуги звукорежиссера при организации питания на пресс-конференции на сумму 3 300 руб. (договор с ООО "Кинобар" на оказание услуг по организации питания на пресс-конференции от 13.09.2021 N 90/13/21 (стр. 61-64 Отчета));
4) разделом 8 приложения 2 к Порядку "Обеспечение автотранспортом" не предусмотрены:
- услуги по обеспечению логистики и работы транспортной службы, составление графиков трансферов, работа администраторов по встрече и проводу гостей на Московском вокзале и в Аэропорту Пулково на сумму 26 714 руб. (договор с ИП Смирновой Ж.Н. на оказание услуг главного координатора транспортного обслуживания, встречи и сопровождения членов жюри, гостей и участников в период проведения кинофестивалей от 20.08.2021 N 25/08 (стр. 177 -186 Отчета)).
Кроме того, из представленного расчета, сметы расходов, следует, что по разделам 6 и 7 приложения 2 к Порядку превышены расходы на общую сумму в размере 51 915 руб. (по разделу 6 - на 38 700, руб.; по разделу 7 - на 13 215,00 руб.).
По расчету Комитета общая сумма средств субсидии, подлежащих возврату, составила 799 414 руб. Добровольно требование Комитета о возвращении субсидии Фондом не исполнено.
Поскольку Фондом не выполнены условия Порядка о целевом использовании субсидии и денежные средства Комитету не возвращены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Комитета в указанной части в полном объеме.
Доводы Фонда о том, что он не располагал информацией о направлениях расходования субсидии из бюджета, подлежит отклонению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, положения Порядка были известны Фонду до проведения отбора претендентов на получение субсидии. Фонд 10.09.2021 подал в Комитет заявку об участии в отборе от 10.09.2022 N 161; заявка и перечень прилагаемых документов соответствовали требованиям пункта 14-21 Порядка. В заявке Фонд подтвердил осведомленность с условиями отбора, предоставления субсидии. При этом в составе поданной заявки содержались необходимые документы, такие как перечень расходов, связанных с проведением кинофестивалей на территории муниципального образования "Город Гатчина" расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия (приложение N 2 к Порядку); смета расходов на XXVII Международный кинофестиваль "Литература и кино" 2021 год. Город Гатчина. Смета расходов полностью соответствовала Приложению N 1 к заключенному соглашению.
Участник заявку не отозвал, а напротив принял участие в конкурсе на приложенных в нем условиях.
Кроме того, Комитетом заявлено требование о взыскании с Фонда неустойки (пени) за нарушение срока предоставления отчета о достижении результатов предоставления субсидии в размере 9 315 руб. 07 коп. и за нарушение срока возврата субсидии в размере 59 758 руб. 73 коп по состоянию на 15.12.2022, а также неустойки за нарушение срока возврата субсидии из расчета ключевой ставки Банка России от суммы долга за каждый день просрочки, начиная с 16.12.2022 по день вынесения судом решения, а также за период со дня, следующего за днем вынесения судом решения до дня, когда ответчик фактически исполнит обязательство, включительно.
В соответствии с пунктом 39 Порядка, пункта 3.3 соглашения, получатель субсидии в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом, предоставляет Главному распорядителю следующие документы:
1) отчет о достижении результатов предоставления субсидии по форме, согласно приложению 4 к настоящему Порядку;
2) отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
Отчет о достижении результатов предоставления субсидии представлен Фондом в Комитет 11.02.2022, что подтверждается Отчетом о достижении значений результатов предоставления субсидии с отметкой Комитета о принятии отчета.
В соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения, в случае нарушения получателем сроков выполнения обязательств, установленных настоящим соглашением, Комитет направляет получателю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения получателем обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим соглашением срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере ставки Центрального банка Российской Федерации, от суммы предоставленной субсидии.
В соответствии с представленным расчетом, общая сумма пени за нарушение срока предоставления отчета о достижении результатов предоставления субсидии составляет 9 315 рублей 07 коп.
Расчет ответчиком не оспорен.
В пункте 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По расчету истца, размер неустойки за нарушение срока возврата субсидии по состоянию на 15.12.2022 составил 59 758 руб. 73 коп.
Указанный расчет проверен судом первой инстанции и признан соответствующим условиям пункта 48 Порядка и пункта 5.2.1 Соглашения. Указанный расчет ответчиком не оспорен.
Фондом заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции с учетом разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", а также исходя из компенсационного характера неустойки, баланса интересов сторон, принципа соразмерности неустойки последствиям неисполнения обязательств ответчиком посчитал возможным уменьшить размер неустойки до 30 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказал.
По мнению апелляционного суда, взысканный размер неустойки является соразмерным нарушенному ответчиком обязательству и его последствиям. Доказательств явной несоразмерности указанной суммы неустойки ответчиком в материалы дела не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что сметы расходов составлялись из расчета предоставленных всех трех субсидий с учетом трат как из единого бюджета, является необоснованным.
Так, по мероприятиям, финансируемым из разных бюджетов, не существует единой сметы и единого бюджета.
На проведение кинофестиваля в рамках рассматриваемого спора было выделено 3 субсидии: из федерального бюджета; из бюджета Ленинградской области; из бюджета МО "Город Гатчина" Ленинградской области.
При этом, как указал Комитет, непредставление субсидии из одного из бюджетов не означает отмену проведения кинофестиваля.
Субсидии из бюджетов на проведение кинофестиваля предоставляются по результатам проведения отдельных, самостоятельных конкурсных отборов. В порядках предоставления субсидий отсутствует условие о том, что субсидия из бюджета должна предоставляться юридическому лицу, прошедшему конкурсный отбор по субсидиям, выделенным из другого бюджета. По каждой субсидии определяется свой победитель, соответствующий условиям отбора, с которым главный распорядитель соответствующего бюджета заключает соглашение о предоставлении субсидии. Юридическое лицо, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии, выполняет обязательства только в рамках заключенного с ним соглашения. Получатель субсидии по каждой полученной субсидии из соответствующего бюджета обязан вести обособленный аналитический учет операций со средствами субсидии.
Если ни одна из организаций не подает заявку на участие в конкурсном отборе или заявка не соответствует условиям конкурсного отбора, конкурс признается несостоявшимся и субсидия не выделяется.
Кроме того, как обоснованно указал Комитет, Фонд обязан был заключать договоры, включенные в Отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия из бюджета МО "Город Гатчина" по соглашению от 21.09.2021 N 1 и только по направлениям расходования субсидии, установленным приложением 2 к Порядку предоставления субсидии.
При этом все договоры, заключенные до перечисления субсидии из местного бюджета и в соответствии с направлениями расходования субсидии, установленными приложением 2 к Порядку предоставления субсидии, Комитетом были приняты (например договор с Щербаковой М.В. на оказание услуг координатора творческой части кинофестивалей от 02.08.2021 б/н, договор с ИП Румянцевой А.М. для оформления воздушных шаров от 08.09.2021 N 26 и т.д.).
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2023 года по делу N А56-60497/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда "Российский кинофестиваль "Литература и кино" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60497/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ФОНД "РОССИЙСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ЛИТЕРАТУРА И КИНО"