г. Москва |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А41-16771/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего ООО "Инвестстрой" Коченко Кирилла Леонидовича - Солдатова И.В. представитель по доверенности от 17.02.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" Коченко Кирилла Леонидовича на решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-16771/23 по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (ОГРН 1115476119516) Коченко Кирилла Леонидовича (ИНН 220611615486)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561)
об оспаривании уведомлений,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" Коченко Кирилл Леонидович (далее - заявитель, конкурсный управляющий, Коченко К.Л.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области, управление) о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-11748234/2, от 28.09.2021 NN КУВД-001/2021-38901161/1, КУВД-001/2021-38900577/1, обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности земельных участков с кадастровыми номерами: 50:08:007016:6, 50:08:0070354:7, 50:08:0070344:21 и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рубелей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-16771/23 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" Коченко Кирилл Леонидович не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и вынести по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы конкурсный управляющий ссылается на наличие оснований для государственной регистрации прав на земельные участки на основании решения суда, что, по мнению апеллянта, не учтено судом первой инстанции.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено арбитражным апелляционным судом, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 мая 2016 года по делу N А45-26143/15 общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (ОГРН 1115476119516) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура - конкурсное производство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2021 года по делу N А41-81098/16 истребованы из незаконного владения ООО "Геотехинвест" в пользу ООО "ИнвестСтрой" земельные участки, имеющие следующие характеристики:
- земельный участок под дачное строительство, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 50:08:070354:0007, площадью 83740 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок примерно в 100 м. по направлению на юг от ориентира д. Дьяково;
- земельный участок под дачное строительство, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 50:08:070316:0006, площадью 58900 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Московская область, Истринский район, Бужаровский со., участок примерно в 500 м. северо-западнее дер. Якунино.
17.09.2021 г. заявителем в адрес Управления Росреестра по Московской области поданы Заявления об осуществлении государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:08:070316:6, 50:08:070354:7, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское.
По результатам рассмотрения заявлений вынесены Уведомления от 28.09.2021 N N КУВД-001/2021-38900577/1, КУВД-001/2021-38901161/1, которыми государственная регистрация прав в отношении земельных участков приостановлена со ссылкой на отсутствие в судебном акте указания на регистрацию прекращения права собственности ООО "Геотехинвест" и регистрацию права собственности ООО "ИнвестСтрой", наличие арестов в отношении недвижимого имущества.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2021 года по делу N А41-81096/16 истребован из незаконного владения ООО "Геотехинвест" в пользу ООО "ИнвестСтрой" земельный участок под дачное строительство, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 50:08:0070344:21, площадью 204 100 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Московская область, Истринский район, Бужаровский с.о., участок в 350 м юго-восточнее дер. Якунино.
23.03.2022 г. заявителем в адрес Управления Росреестра по Московской области подано Заявление об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:08:0070344:21, расположенном по адресу: Московская область, Истринский район, дер. Якунино.
По результатам рассмотрения заявления вынесено Уведомление от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-11748234/2, которым приостановлена государственная регистрация прав со ссылкой на наличие арестов в отношении недвижимого имущества.
Не согласившись с указанными уведомлениями, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у управления законных оснований для приостановления государственной регистрации, а также пропуска заявителем срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании уведомлений и отсутствия оснований для его восстановления.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 37).
В ходе рассмотрения дела N А41-37307/22 с участием тех же лиц установлено, что управлением рассмотрение заявлений было приостановлено в связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости сведений, о наложении ареста на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070316:6, 50:08:070354:7, 50:08:0070344:21.
В соответствии с информацией, запрошенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, на земельные участки, с кадастровыми номерами 50:08:0070316:6, 50:08:0070354:7, 50:08:0070344:21 сняты все обременения, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации прав, но уже после принятия оспариваемых уведомлений (по состоянию на 22.11.2022 г.).
Следовательно, на момент вынесения оспариваемых уведомлений, у управления имелись на то законные основания, предусмотренные пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции, с учётом разъяснения, изложенного в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, признаёт ошибочным указание суда первой инстанции на отсутствие в резолютивной части судебных актов, представленных для совершения регистрационных действий, указания на необходимость государственной регистрации прав ООО "ИнвестСтрой". Высшими судебными инстанциями прямо указано, что указание в резолютивной части решения суда на возврат имущества во владение его собственника является основанием для внесения записи в ЕГРН.
Однако данный ошибочный вывод не привёл к принятию судом первой инстанции неправильного решения, поскольку основания для приостановления регистрации права у управления имелись в соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции установил пропуск заявителем срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанных уведомлений.
Судом первой инстанции правильно установлено из представленных документов, что в адрес конкурсного управляющего Управлением Росреестра по Московской области 28.07.2022 г. отправлено письмо, в котором сообщено о приостановлении регистрации права на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 50:08:070316:6, 50:08:070354:7.
Из содержания Уточнения N 2 от 15.11.2022 г., поданного в электронном виде по делу N А41-37307/22, о принятом уведомлении от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-11748234/2 Коченко К.Л. узнал не позднее 15.11.2022 г. (страница 3 Уточнений).
Следовательно, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление должно было быть подано в суд не позднее 28.10.2022 г./15.02.2023 г.
С заявлением о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав конкурсный управляющий обратился 20.02.2023 г., т.е. с пропуском установленного срока.
При рассмотрении дела конкурсным управляющим подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, однако уважительных причин пропуска срока на обжалование уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав суд первой инстанции не усмотрел, так как поименованные в Уточнении от 17.03.2023 N 1 обстоятельства о наличии объективных причин для задержки в оспаривании уведомлении не свидетельствуют.
При этом, согласно разъяснений в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск трехмесячного срока и (или) отказ в его восстановлении является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд также верно отметил, что меры, предпринятые Конченко К.Л. для снятия обременений, наложенных судебными приставами и налоговым органом, и получению разъяснений судов о порядке исполнения решения по делу N А41 -81098/16 уже имели место после принятия оспариваемых уведомлений, в связи с чем, об отсутствии оснований для их принятия по состоянию на 28.09.2021 г./08.04.2022 г. не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Более того, апеллянт в апелляционной жалобе также не опровергает наличие оснований для приостановления государственной регистрации, указывая на последующее устранение этих оснований.
Между тем, устранение оснований для приостановления государственной регистрации не свидетельствует о незаконности приостановления государственной регистрации в момент принятия такого решения государственным регистратором.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-16771/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16771/2023
Истец: Коченко Кирилл Леонидович
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: Управление Росреестра по МО