г. Вологда |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А13-1840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" Романычевой И.А. по доверенности от 17.11.2022, от администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области Ненсберг И.Н. по доверенности от 01.01.2023, Батова А.А. по доверенности от 01.01.2023, от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Тихомировой Е.М. по доверенности от 01.03.2023, от общества с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" Пантелеевой О.Н. по доверенности от 01.07.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 апреля 2023 года по делу N А13-1840/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (ОГРН 1187746695916, ИНН 7736317095; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 49; далее - истец), обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 1223500010502, ИНН 3525482222; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 24; далее - ответчик, администрация), публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - ПАО "Россети Северо-Запад"), обществу с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" (ОГРН 1173525006368, ИНН 3525396654; адрес: 160022, Вологодская область, город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 18, офис 201; далее - ООО "ГЭСК") о взыскании 1 202 120 руб. 85 коп., в том числе 889 714 руб. 83 коп. основного долга по оплате поставленной электрической энергии и мощности за период с октября по декабрь 2021 года, а также пени за просрочку оплаты, из них с администрации Вологодского муниципального района 203 379 руб. 96 коп. пени, за период с 19.11.2021 по 27.01.2023, пени по день фактической оплаты; с публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" или общества с ограниченной ответственностью "ГЭСК" 109 026 руб. 06 коп. пени, за период с 19.11.2021 по 27.01.2023, пени по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 1 059 631 руб. 24 коп., в том числе: 862 527 руб. 14 коп. - основной долг, 197 104 руб. 10 коп. - пени, а также пени, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленные на сумму долга с 28.01.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства кроме того, 11 660 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
С ООО "ГЭСК в пользу истца взыскано 30 577 руб. 49 коп., в том числе: 27 187 руб. 69 коп. - основной долг, 3 389 руб. 80 коп. - пени, а также пени, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленные на сумму долга с 28.01.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства, кроме того, 347 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к ПАО "Россети Северо-Запад" отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи c несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушением судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что кабельные и воздушные линии электропередач не являются муниципальной собственностью. По мнению подателя жалобы актами разграничения границ балансовой принадлежности от 10.02.2017 и от 25.01.2017 подтверждается что ЗТП N 16 и 9 со всеми отходящими кабельными линиями являются едиными объектами электросетевого хозяйства. Суд первой инстанции в нарушении требований процессуального права не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, общество с ограниченной ответственностью "Электропроект".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, ПАО "Россети Центр", ООО "ГЭСК" в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Минэнерго России от 29.11.2018 N 1110 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" истец с 01 января 2019 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Вологодской области.
ООО "ССК" в период с 01.10.2021 по 31.12.2021 осуществлялась поставка электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории Вологодского муниципального района: ЗТП 250 кВА (ЗТП-9), 1969 года постройки, здание закрытой трансформаторной подстанции, состоящее на государственном кадастровом учете под N 35:25:0603010:2615; ЗТП 400 кВА (ЗТП-16), 1969 года постройки, здание закрытой трансформаторной подстанции, состоящее на государственном кадастровом учете под N 35:25:0603010:261; кабельные и воздушные линии, отходящие от указанных ЗТП к жилым домам.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района и ПАО "МРСК Северо-Запада" подписаны акты разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон N АР-20/0/1347 от 25.01.2017, N АР-20/0/1349 от 10.02.2017, соответствии с которыми спорные объекты находятся в границах эксплуатационной ответственности муниципального района.
ООО "ССК" в адрес Администрации Вологодского муниципального района направлена оферта договора энергоснабжения N 35020210006876 от 01.01.2020, которая ответчиком в адрес истца не возвращена. В приложении N2.1 к договору перечислен перечень объектов энергоснабжения.
В период с 01.10.2021 по 31.12.2021 истцом выставлены Администрации счета-фактуры на оплату потерь в сетях на общую сумму 889 714 руб. 83 коп.
Между Администрацией Вологодского муниципального района и ООО "ГЭСК" 01.09.2021 заключено соглашение о содержании и эксплуатации бесхозяйных электросетевых объектов, согласно которому на ООО "ГЭСК" возложены обязанности по эксплуатации, ремонту и содержанию объектов электросетевого хозяйства, в том числе: ЗТП-9 и ЗТП-16, за счёт средств, утвержденных в затратах на содержание электрических сетей при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на содержание бесхозяйных объектов, расположенных на территории Вологодской области.
Ненадлежащее исполнение денежного обязательства по оплате потерь послужило основанием для начисления истцом пени за период с 19.11.2021 по 27.01.2023 в общей сумме 312 406 руб. 02 коп. и для обращения истца с настоящим иском в суд.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иное установлено статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Аналогичную норму содержит статья 69 действующего в настоящее время Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (деле - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что спорные объекты созданы в 1969 году, обеспечивают электроснабжение жилых домов поселка Ермаково Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района.
Доказательств, что спорные объекты входили в состав имущества предприятия материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Планом приватизации Государственного унитарного предприятия "Птицефабрика "Ермаково", инвентаризационными описями основных средств подтверждается, что спорные объекты не входили в состав имущества государственного предприятия и не вошли в конкурсную массу признанного несостоятельным (банкротом) ОАО "Птитцефабрика "Ермаково" (материалы электронного дела N А13-14825/2021).
Таким образом, при разграничении государственной собственности спорные объекты инфраструктуры поселения поступили в собственность муниципального района.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объекты электросетевого хозяйства ЗТП-9 и ЗТП-16 поставлены на учёт в качестве бесхозяйных 15.04.2021 и 28.04.2021.
В спорный период октябрь - декабрь 2021 года кабельные и воздушные линии, отходящие от указанных ЗТП к жилым домам, на учете в качестве бесхозяйных не состояли.
В пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике (а также в пункте 4 Основных положений) определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании. Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на основании, установленном в федеральном законе (пункт 2 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных затрат, связанных с эксплуатацией таких объектов. Бесхозяйные сети являются частью электросетевого комплекса, с использованием которого электросетевые компании оказывают услуги по передаче электрической энергии, и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным сетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по оплате потерь в кабельных и воздушных сетях несет Администрация как владелец кабельных и воздушных линий, отходящих от ЗТП -9, ЗТП-16 в спорный период, а по объектам ЗТП -9, ЗТП -16 которые по состоянию были признаны бесхозяйными и переданы по соглашению о содержании и эксплуатации от 01.09.2021 (ЗТП) - ООО "ГЭСК" как эксплуатирующая сетевая организация.
Доводы жалобы о передаче ООО "ГЭСК" сетей в рамках соглашения от 01.09.2021 как единого сетевого объекта не подтверждаются условиями соглашения. Предметом соглашения от 01.09.2021 являлась передача бесхозяйных объектов (пункт 2 соглашения). Согласно выпискам из ЕГРН cпорные кабельные и воздушные линии поставлены на учет как самостоятельные объекты недвижимости, получили статус бесхозяйных только 28.09.2022, 06.10.2022.
Вопреки доводам жалобы относимых доказательств того, что данные сети были предметом купли-продажи не представлено, спор о праве собственности на данные линии отсутствует, в связи с чем оснований полагать, что решением суда затрагиваются права иных лиц, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно пункту 129 Основных положений N 442 потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
При этом определение объема потребления электрической энергии объектами электросетевого хозяйства иных владельцев осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа, а в случае непредставления показаний, двукратного недопуска для целей проведения проверки или отсутствия приборов учета на границе таких объектов электросетевого хозяйства определение объемов потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с разделом X настоящего документа.
Согласно пункту 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В силу пункта 82 Основных положений N 442 потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, осуществляют окончательный расчет по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку факт поставки электрической энергии в целях компенсации потерь подтвержден материалами дела, а доказательств надлежащего исполнения денежного обязательства ответчиками не представлено судом обоснованно взыскана задолженность с Администрации в размере 862 527 руб. 14 коп., с ООО "ГЭСК" - 27 187 руб. 69 коп.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет неустойки проверен судом и признан не противоречащим закону.
О несоразмерности размера неустойки последствиям нарушения обязательства не заявлено, доказательств несоразмерности не представлено, в связи с чем, оснований для снижения неустойки не имеется.
В связи с чем требование о взыскании пени удовлетворено судом в соответствии со статьей 330 ГК РФ, в размере 197 104 руб. 10 коп. - с Администрации, в размере 3 389 руб. 80 коп. - с ООО "ГЭСК".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 апреля 2023 года по делу N А13-1840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1840/2022
Истец: ООО "Северная сбытовая компания"
Ответчик: Администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области, Администрация Вологодского муниципального района
Третье лицо: ООО "Городская электросетевая компания", ПАО "Россети Северо-Запад"