г. Саратов |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А12-34360/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 14.06.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 16.06.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2023 года по делу NА12-34360/2022
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514, 400001, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 16)
к Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (ОГРН 1023404292559, ИНН 3447017987, 400057, г. Волгоград, ул. Промысловая, д. 24)
о взыскании финансовых санкций,
при участии в судебном заседании:
от Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" - Трушина Ю.Б., представитель по доверенности от 14.09.2022 года (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - заявитель, ОПФР по Волгоградской области, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (далее - ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 7 000 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда.
01 января 2023 года сведения о создании Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
С учётом изложенного, суд первой инстанции в порядке процессуального правопреемства определением от 31.01.2023 произвел замену заинтересованного лица - ОПФР по Волгоградской области на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОСФР по Волгоградской области).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2023 года требования ОСФР по Волгоградской области удовлетворены частично. С ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области в пользу ОСФР по Волгоградской области взысканы финансовые санкции в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области не согласилось с принятым судебным актом в части взыскания финансовых санкций и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части взыскания 1000 руб. финансовых санкций с ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований полностью.
ОСФР по Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18 мая 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, пенсионным органом установлено, что ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области были несвоевременно представлены формы отчетности СЗВ-М по типу "дополняющая" за периоды февраль 2021, июль 2021, февраль 2020, апрель 2020, май 2022, апрель 2022, январь 2022, декабрь 2021, ноябрь 2021.
По фактам нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были составлены соответствующие акты о выявлении правонарушений и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и направлены требования об уплате финансовых санкций с установлением сроков для добровольной уплаты сумм финансовой санкции.
Кроме того, ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области не предоставлены документы по уведомлению в результате выявленных неточностей в отчетах СЗВ-М по типу "исходная" за ноябрь 2021 и март 2022 года.
Пенсионным органом установлено, что страхователь обязан был представить отчет по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2021 не позднее 15 декабря 2021 года.
Указанные сведения представлены ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области 14.12.2021, т. е. в установленные законодательством сроки.
В результате проведения проверки сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), выявлены ошибки.
Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 19 июля 2022 года.
Срок представления дополняющей формы по уведомлению 26.07.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 18.08.2022 (т. 1 л.д. 22-24).
По фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 05.09.2022 N 044S18220017960 (т. 1 л.д. 19), вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2022 N 044S19220020715 (т. 1 л.д. 18).
Страхователю было направлено требование об уплате финансовых санкций от 02.11.2022 N 044S01220018756 на сумму 500 рублей. Срок для добровольной уплаты по требованию до - 25.11.2022 (т. 1 л.д. 17).
Кроме того, страхователь обязан был представить отчет по форме СЗВ-М "исходная" за март 2022 не позднее 15 апреля 2022 года.
Указанные сведения представлены 13.04.2022, т.е. в установленные законодательством сроки.
В результате проведения проверки сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), выявлены ошибки.
Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 09.06.2022.
Срок представления дополняющей формы по уведомлению - 17.06.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 11.07.2022.
По фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 16.08.2022 N 044S18220017517 (т. 1 л.д. 29), вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.09.2022 N 044S19220020221 (т. 1 л.д. 28).
Страхователю было направлено требование об уплате финансовых санкций от 13.10.2022 N 044S01220018230 на сумму 500 рублей. Срок для добровольной уплаты по требованию до - 04.11.2022 (т. 1 л.д. 27).
Указанные требования страхователем в добровольном порядке в установленный срок не исполнены.
В связи с неуплатой страхователем финансовой санкции в добровольном порядке ОПФР по Волгоградской области обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам, что оснований для привлечения ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области к ответственности за нарушение срока предоставления отчетов с типом "дополняющая" за периоды февраль 2021, июль 2021, февраль 2020, апрель 2020, май 2022, апрель 2022, январь 2022, декабрь 2021, ноябрь 2021 у пенсионного органа не имелось. ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). Вместе с тем, суд первой инстанции установил нарушение учреждением установленного законом срока представления уточняющих сведений по уведомлению в результате выявленных неточностей в отчетах СЗВ-М по типу "исходная" за ноябрь 2021 и март 2022 года и взыскал финансовые санкции в размере 1000 руб.
Из текста апелляционной жалобы следует, что решение суда первой инстанции оспаривается в части взыскания суммы финансовых санкций в размере 1000 рублей.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области обжалуется только часть решения суда первой инстанции, на пересмотре судебного акта в полном объеме стороны не настаивают, суд апелляционной инстанции не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области является страхователем и обязано предоставлять сведения о каждом застрахованном лице.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Из материалов дела видно, что страхователь предоставил отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 год с типом "исходная", на 268 застрахованное лицо - 14.12.2021 года, то есть в установленные законодателем сроки.
Проверкой выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 14 застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 19 июля 2022 года.
Срок представления дополняющей формы по уведомлению 26.07.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 18.08.2022, тем самым нарушил срок представления отчетности (т. 1 л.д. 22-24).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения о застрахованных лицах, подлежащие представлению в вышеуказанные сроки, представлены с нарушением срока их представления.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, судом установлено что, страхователь предоставил отчет по форме СЗВ-М за март 2022 года с типом "исходная" в отношении 212 застрахованных лиц - 13.04.2022 года, то есть в установленные законодателем сроки.
Проверкой выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица.
Уведомление (протокол) об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ было направлено страхователю 09 июня 2022 года.
Срок представления дополняющей формы по уведомлению - 17.06.2022. Однако, страхователь представил корректные сведения на 1 застрахованное лицо только 11.07.2022, тем самым нарушил срок представления отчетности (т. 1 л.д. 34-35).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица(абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верным выводам о нарушении учреждением установленного законом срока представления уточняющих сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года и март 2022 года в орган пенсионного фонда (т. 1 л.д. 18, 28).
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Оснований для отмены или изменения вынесенного Арбитражным судом Волгоградской области решения не имеется.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Апелляционную жалобу ФКУ КП-3 УФСИН России по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2023 года по делу N А12-34360/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34360/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 3 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области