г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А56-4600/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14256/2023) СНТ "Светлана-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 по делу N А56-4600/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлана-1"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец, АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Светлана-1" (далее - ответчик, СНТ "Светлана-1", Товарищество) о взыскании 175 520 рублей 64 копеек долга за период с 01.07.2021 по 30.06.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда в виде резолютивной части от 20.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В связи с поступлением апелляционной жалобы судом первой инстанции было изготовлено мотивированное решение от 19.04.2023.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Товарищество лишено фактической возможности организовывать контейнерную площадку для накопления ТКО на своей территории, в связи с отсутствием необходимого земельного участка. На основании вышеизложенного он обратился в адрес регионального оператора с заявкой на заключение письменного договора на условиях вывоза отходов "сигнальным методом".
Ссылаясь на данные обстоятельства, ответчик полагает отсутствующей у него обязанность осуществлять обращение с ТКО в соответствии с действующим законодательством.
17.05.2023 от истца в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что вВ соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) 24.04.2018 между Субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Истец, Региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область", Истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Во исполнение условий Соглашения Региональный оператор на территории Всеволожского района Ленинградской области приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.10.2019.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором является публичным. Порядок заключения договора предусмотрен разделом 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО и документы в соответствии с пунктами 8(5)- 8(7) Правил N 1156 в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о его заключении, договор считается заключенным на условиях типовой формы и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" разместило предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru.
Заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от СНТ "Светлана-1" в установленные сроки в адрес истца не поступала.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156 и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО ответчику на условиях утвержденной типовой формы договора.
В соответствии с пунктом 1 типового договора, Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Согласно пункту 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
Обязанность организовать место накопление в соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ возложена на органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (в данном случае на СНТ).
Согласно СНиП 30-02-97 на территории общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах должны быть предусмотрены контейнерные площадки.
При невозможности организовать место (площадку) накопления отходов на территории товарищества, потребители (члены товарищества) могут пользоваться общими муниципальными площадками на территории ближайших населенных пунктов. Реестр мест накопления отходов прилагаем.
В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складировать отходы вне отведенных для этого специальных мест, в том числе самостоятельно транспортировать и утилизировать их, полагаем ответчик мог пользоваться любыми общедоступными местами накопления отходов на территории сельского поселения.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен в выборе мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых общих местах накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО и территориальную схему обращения с отходами.
В случае, отсутствия оборудованного места (площадки) накопления отходов на территории СЫТ расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из установленных на территории Ленинградской области норматива накопления ТКО и единого тарифа на услуги Регионального оператора по формуле - норматив/12*тариф*количество участков вСНТ.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов. Наличие у истца статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории Ленинградской области, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 5 типового договора, под расчетным периодом по договору понимается 1 (один) месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги Регионального оператора до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Истцом обязательства по договору исполнены в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 (Приложение). Счета и акты были направлены в адрес Ответчика почтой России (Сопроводительное письмо от 11.07.2022 N УК-15171).
Общая стоимость фактически оказанных Региональным оператором услуг за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 составляет 175 520 рублей 64 копеек.
В рамках досудебного урегулирования спора истец направил в адрес Ответчика Уведомление от 11.07.2022 N УК-15170-07.
Неисполнение ответчиком требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
По положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Как следует из материалов дела, истец выполнил свои обязательства по договору в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг за период с 01.07.2021 по 30.06.2022.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отклоняя доводы жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В случае невозможности организовать место (площадку) накопления отходов на территории товарищества, потребители (члены товарищества) могут пользоваться общими муниципальными площадками на территории ближайших населенных пунктов и осуществления расчёта платы исходя из норматива накопления.
"Сигнальный", "децентрализованный" и т.д. метод сбора и транспортировки отходов на территории Ленинградской области не предусмотрен.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процессом жизнедеятельности человека, отсутствие на территории спорных домов соответствующих условий для сбора отходов, не свидетельствует о не накоплении таковых их жителями.
Как указал ответчик в жалобе, до заключения письменного договора с Региональным оператором члены товарищества приняли решение о транспортировки отходов членами товарищества по месту жительства в г. Санкт-Петербург, где данная услуга оплачена.
В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складировать отходы вне отведенных для этого специальных мест, в том числе самостоятельно транспортировать и утилизировать их, потребители могли пользоваться любыми общедоступными местами накопления отходов на территории сельского поселения.
Услуга по обращению с ТКО оплачивается потребителями в г. Санкт-Петербурге исходя из тарифа и норматива накопления ТКО, утвержденного на территории данного субъекта, оплата производиться за ТКО, которое образуется по месту жительства членов товарищества.
Кроме того. СНТ "Светлана-1" с начала осуществления деятельности Регионального оператора внесено как потребитель в Территориальную схему обращения с отходами Ленинградской области, являясь одним из источников образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта (Приложение N 2 Территориальной схемы размещено в открытом доступе на сайте Комитета Ленинградской области по обращению с отходами).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания - региональным оператором данных услуг, подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО иной специализированной организацией, помимо истца, с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта -размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Относительно вопроса местонахождение контейнерных площадок для сбора ТКО в установленных законодательством пределах (расстояниях) стоит отметить следующее.
В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складировать отходы вне отведенных для этого специальных мест, в том числе самостоятельно транспортировать и утилизировать их, ответчик имел возможность пользоваться любыми общедоступными местами накопления отходов на территории сельского поселения.
Действующие законодательство не содержит конкретных требований к расстоянию от общедоступной площадки накопления отходов до местонахождения юридического лица. СанПин устанавливает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. (п.2.2.3). Однако, при несоблюдение предусмотренных СанПиН расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилых домов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 309-ЭС20-21975 по делу N А47-17900/2019).
В данной части ссылка апеллянта на Приказ управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 06.07.2017 N 6 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)" несостоятельна, поскольку указанный документ утратил силу 19.10.2020 в связи с изданием Приказа Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 19ю10ю2020 N 9.
Таким образом, региональный оператор при фактическом оказании услуги в соответствующем населенном пункте (если там есть любое место накопления ТКО, с которого Региональный оператор вывозит ТКО) правомерно начислил СНТ "Светлана-1" плату за вывоз ТКО как потребителю данного поселения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на ответчике.
Поскольку оригинал платежного поручения от 06.04.2023 N 26 на сумму 3 000 рублей Товариществом не представлен, в назначении платежа номер рассматриваемого дела не указан, апелляционный суд полагает необходимым взыскать в доход федерального бюджета Российской Федерации с ответчика государственную пошлину по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 по делу N А56-4600/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Светлана-1" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4600/2023
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "СВЕТЛАНА-1"