15 июня 2023 г. |
дело N А84-2782/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишка Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.04.2023,
принятое по иску некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (ОГРН 1149204042591, ИНН 9204020259, 299053, город Севастополь, шоссе Фиолентовское, дом 1, /1 этаж 3 литер V-8,V-9,V-10,V-13,V-14-V- 21,Vа-21)
к городу федерального значения Севастополь в лице департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2)
и к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, 299011, город Севастополь, улица Советская, дом 9)
о взыскании долга,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков:
- Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2);
- департамента капитального строительства города Севастополя (ОГРН 1149204006434, ИНН 9204003373, 299059, город Севастополь, проспект Героев Сталинграда, дом 64);
- департамента финансов города Севастополя (ИНН 9204002845, ОГРН 1149204005390, 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд горда Севастополя к городу федерального значения Севастополю в лице департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) с иском о взыскании долга в размере 3883,26 рублей по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017, 2018 годы, как собственнику объекта - жилое помещение площадью 39,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 21, кв. 100 (далее - объект).
Определением от 22.12.2022 требование Фонда к городу федерального значения Севастополю в лице департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и к Департаменту о взыскании долга в размере 3883,26 рублей по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017, 2018 годы, как собственнику объекта - жилое помещение площадью 65,20 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 21, кв. 100, выделены в дело N А84-2782/2023 из дела N А84-166/2020.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.04.2023 с Департамента в пользу Фонда взыскан долг в размере 3883,26 рублей. В удовлетворении требования к городу федерального значения Севастополь в лице департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
Не согласившись с решением суда от 18.04.2023, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Фонд, обращаясь с иском в суд 14.01.2020 по начислениям взносов на капитальный ремонт за 2016 год, пропустил срок исковой давности, ввиду чего в указанной части иск следует оставить без рассмотрения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 15.06.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В целях реализации положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118- ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС), и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) в соответствии с региональной программой капитального ремонта в городе Севастополе создан Фонд (региональный оператор), к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД.
В письме от 21.11.2017 N 1480-01/17 Фонд ссылается на то, что получил сведения от 17.01.2017 N 430/2017 о нежилых помещениях, но ввиду существенного расхождения в их площадях просил Департамент провести сверку для определения реального перечня нежилых помещений и их площадей в срок до 01.12.2017.
Письмом от 20.03.2018 N 6555/05-05-21/2018 (вх. 30.03.2018 N 548) Департамент ответил Фонду на письмо от 30.06.2017 N 773-03/17 и предоставил перечень жилых помещений, включенных в реестр собственности города Севастополя, в который включена квартира 100 по ул. Вакуленчука, д. 21, в г. Севастополе.
Многоквартирный дом, в котором находится спорный объект, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП, в редакции постановления от 19.11.2015 N1076-ПП.
Как указывает Фонд и не опровергает Департамент, последним не вносились взносы на капитальный ремонт в МКД, где расположена квартира 100 по ул. Вакуленчука, д. 21, в г. Севастополе, за период с 01.09.2016 по 31.12.2017.
Задолженность составляет 3883,26 руб., в связи с чем Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска к Департаменту, суд первой инстанции, руководствуясь статями 8, 195, 196, 199, 200, 210, 249, 307, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 46, 153, 154, 155, 156, 158, 169, 170, 180, 181 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и пришел к выводу о том, что Департамент как собственник спорного объекта в силу закона обязан оплачивать взнос на капитальный ремонт общего имущества МКД.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу статей 36, 39, 163,00, 158, 169 ЖК РФ, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в МКД бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.
В ЖК РФ установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 158, пункт 3 части 1 статьи 167, часть 1 статьи 169, части 1 и 3 статьи 170).
Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 его статьи 170.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных положений закона субъекты Российской Федерации вступают в гражданско-правовые, в том числе вещные, отношения через свои органы. На эти же органы возлагается бремя содержания имущества (статья 210 ГК РФ).
В силу Постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" департамент в пределах своей компетенции осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2); выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.61).
Таким образом, город Севастополь, как субъект Российской Федерации, непосредственно в гражданско-правовые отношения вступать не может. Органом, посредством которого город Севастополь вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с бременем права собственности, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2021 по делу N А84-906/2020.
В соответствии с постановлениями Правительства Севастополя от 17.03.2015 N 188-ПП (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), от 22.09.2016 N 883-ПП Департамент осуществляет функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города.
Как видно из материалов дела, в спорный период жилое помещение площадью 39,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 21, кв. 100, находилось в собственности субъекта Российской Федерации - города Севастополя, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Следовательно, обязанность по оплате взносов за проведение капитального ремонта общего имущества МКД должны быть возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в МКД, в котором находится объект, способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.
С учетом даты опубликования Региональной программы капитального ремонта общего имущества (01.12.2015) и условий пункта 1.1 статьи 7 Закона N 118-ЗС обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД, включая Департамент, возникла с 01.09.2016.
Постановлениями Правительства Севастополя от 07.10.2015 N 924-ПП, от 28.12.2016 N 1275-ПП на 2016, 2017 года соответственно установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере 6,16 руб. на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в месяц.
Таким образом, с учетом требований статей 309, 310 ГК РФ, Департаменту надлежало перечислить 3883,26 руб. (6,16 руб. * 16 мес. * 39,4 кв. м) взносов на капитальный ремонт Объекта за период с 01.09.2016 по 31.12.2017.
Доказательства оплаты задолженности в материалы дела Департаментом не представлены.
Довод апеллянта об истечении срока исковой давности судом первой инстанции отклонен обоснованно.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Судом установлено, что Фонд, обратившись с иском в суд 14.01.2020, не пропустил трехгодичный срок исковой давности, о применении которой заявил ответчик, который до 30.03.2018 не сообщал Фонду сведений о правообладателе объекта, когда у регионального оператора отсутствовал иной способ получения таких сведений.
Иное ответчик не доказал.
О том, кто является надлежащим ответчиком, истец узнал лишь после предоставления сведений письмом от 20.03.2018 N 6555/05-05-21/2018 (вх. 30.03.2018 N 548), следовательно, трехлетний срок исковой давности заканчивается не ранее 30.03.2021.
Даже, если учитывать письмо Фонда от 21.11.2017 N 1480-01/17 о предоставлении ему сведений в отношении нежилых помещений с 17.01.2017, учитывая 30-дневный срок на соблюдение претензионного порядка урегулирования спора, в соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ трехлетний срок исковой давности заканчивается не ранее 17.02.2020, в то время как Фонд с иском о взыскании долга в размере 3883,26 рублей по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017 годы к Департаменту, как собственнику жилого помещения площадью 29,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 21, кв. 100 (дело N А84-166/2020), обратился 14.01.2020.
Таким образом, Фонд не пропустил исковую давность по требованию о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016 год.
Схожий вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2021 по делу N А84-906/2020.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Департамент в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.04.2023 по делу N А84-2782/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2782/2023
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя