г. Челябинск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А07-17500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2023 по делу N А07-17500/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Александрова Мария Александровна (паспорт, доверенность от 27.06.2022, срок действия до 28.07.2023, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Спецдеталькомплект" - Даминов Самат Фанурович (паспорт, доверенность от 09.06.2023, срок действия три года, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецдеталькомплект" (далее - ООО "Спецдеталькомплект", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ, Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным приказа N 1130 от 03.06.2022 об отказе в переводе земель одной категории в другую; об обязании МЗИО РБ устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Чишминский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Новотроицкий сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2023 (резолютивная часть от 14.03.2023) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным приказ МЗИО РБ N 1130 от 03.06.2022 "Об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из состава земель одной категории в другую". Обязал МЗИО РБ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия соответствующего приказа о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых".
С указанным решением суда не согласилось МЗИО РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на законность принятого приказа ввиду наличия указанных в пункте 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) ограничений для перевода спорного земельного участка в другую категорию земель. Оспариваемый приказ принят заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий, в соответствии с положениями действующего законодательства, п.п. 2.15, 2.3, 3.4, 3.5 Регламента и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апеллянт указал, что спорный земельный участок расположен в функциональной зоне земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим которого допускает его использование для этих целей. Таким образом, документы территориального планирования муниципального района является документом, который обязателен при принятии решений МЗИО РБ вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельных участков действующим документам территориального планирования следовало руководствоваться не генеральными планами муниципальных образований, а документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, является ошибочным.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции необоснованно счел, что существующие участки недр местного значения относятся к объектам регионального значения и подлежат отображению в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, при этом в материалах дела доказательств о том, что спорный объект недропользования является объектом регионального значения, отсутствует при этом перечень видов объектов регионального значения Республики Башкортостан, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Республики Башкортостан (далее - схема) и сама схема не затребованы и не изучены судом первой инстанции.
Податель жалобы указал, что об имеющихся ограничениях по использованию земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства, обществу было известно на момент формирования спорных земельных участков. Тем не менее, судом первой инстанции не дана оценка доводам МЗИО РБ о том, что заявителем не предприняты меры по устранению всех обстоятельств, препятствующих переводу, в том числе по изменению содержания документов территориального планирования органов местного самоуправления.
Апеллянт читает, что понуждение органа государственной власти либо органа местного самоуправления к совершению действий, входящих в его компетенцию, является ограничением права на самостоятельное решение вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
От общества с ограниченной ответственностью "Спецдеталькомплект" поступил отзыв на апелляционную жалобу, с доказательством его направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2021 по результатам аукциона ООО "СпецДетальКомплект" является владельцем лицензии УФА 03873 ТЭ (дата государственной регистрации - 24.05.2021) на пользование недрами Аккушевского месторождения, расположенного в МР Чишминский район РБ. в 1,7 км к юго- востоку от д. Нижнехозятово, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песчано-гравийной смеси.
Срок действия лицензии - до 01.07.2031.
19.08.2021 на основании горноотводного акта N 2132 (приложение к лицензии N 10) земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в Управлении Росреестра по РБ (кадастровые номера земельных участков N 02:52:000000:9276 и 02:52:000000:9275. Категория земельных участков: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельных участков, сенокошение.
25.04.2022 ООО "СпецДетальКомплект" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276 и 02:52:000000:9275 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Приказом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1130 от 03.06.2022 ООО "СпецДетальКомплект" было отказано в переводе земельных участков из одной категории в другую на основании пункта 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ ввиду установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, а именно - генеральным планам сельских поселений Новотроицкого и Чишминского сельсоветов муниципального района Чишминский район.
Полагая отказ МЗИО РБ в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276 и 02:52:000000:9275 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых, выраженный в приказе N 1130 от 03.06.2022, незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд.
Рассмотрев заявленные требования в порядке статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что длительного отсутствия сельскохозяйственного производства на спорных участках, расположение на их территории Аккушевского месторождения, расположенного в МР Чишминский район РБ. в 1,7 км к юго- востоку от д. Нижнехозятово, наличия у общества лицензий на пользование недрами, осуществления обществом деятельности по добыче полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель от 22.04.2022, пришел к выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа обществу в удовлетворении заявления о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276 и 02:52:000000:9275 из одной категории в другую.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой ответчиком части, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию нормой подпункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ отнесено добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Применительно к норме пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию.
В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 10.1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Так, в силу Порядка взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан, на территории которых расположены земли или земельные участки, при рассмотрении ходатайств об их переводе из одной категории в другую, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 февраля 2015 года N 21 (далее - Порядок), уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан) принимает решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе. При этом в случае, если площадь переводимого земельного участка более 1 гектара такое решение принимается на основании заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В свою очередь пунктами 6, 7 Порядка установлено, что уполномоченный орган направляет копии ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и приложенных документов в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по туризму для получения мотивированного заключения о возможности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, подготовленного в пределах компетенции указанных органов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2015 N 21 (далее - Постановление N 21) утвержден Порядок взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан, на территории которых расположены земли или земельные участки, при рассмотрении ходатайств об их переводе из одной категории в другую и Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Башкортостан и перевода земель или земельных участков из одной категории в другую и ее состав.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с Постановлением N 21 в Минсельхоз РБ поступил запрос Минземимущества РБ N ЕП-М04-01-2/5378 от 23.05.2022 о даче мотивированного заключения о возможности перевода по ходатайству ООО "СпецДетальКомплект" земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 общей площадью 449 385 кв. м, расположенных в административных границах муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно ходатайству ООО "СпецДетальКомплект" в целях разведки и добычи полезных ископаемых переводится земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 449 385 кв. м.
В соответствии со справочной информацией Росреестра по объектам недвижимости в режиме on-line для земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 установлен вид разрешенного использования "для сенокошения".
Для объективного рассмотрения ходатайства и определения точной площади земельного участка, которая необходима ООО "Спецдеталькомплект" для разведки и добычи песчано-гравийной смеси в соответствии с полученной лицензией УФА 03873 ТЭ, Минсельхозом РБ направлен запрос N М11-ИС-М11-17-2572 от 31.05.2022 в Минземимущество РБ.
В рамках Порядка взаимодействия республиканских органов Минстроем РБ в пределах компетенции было рассмотрено ходатайство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях разведки и добычи полезных ископаемых. При рассмотрении ходатайства выявлено следующее.
В соответствии со схемой территориального планирования муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденной решением Совета муниципального района Чишминский район от 10 апреля 2014 года N 28, территория Аккушевского месторождения в пределах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 отмечена условным обозначением "песчано-гравийный материал".
При этом согласно генеральному плану сельского поселения Новотроицкий сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета сельского поселения Новотроицкий сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от 23 апреля 2015 года N 25, генеральному плану сельского поселения Чишминский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета сельского поселения Чишминский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от 28 апреля 2015 года N 26 (далее - генеральные планы) земельные участки с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 обозначены как земли сельскохозяйственного назначения (зона сельскохозяйственных угодий).
Минстрой РБ указал, что перевод земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности в целях разведки и добычи полезных ископаемых не соответствовал целевому назначению, указанному в утвержденных документах территориального планирования - генеральных планах Чишминский сельсовет, Новотроицкий сельсовет муниципального района Чишминский район.
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель может служить основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Право пользования участками недр Аккушевского месторождения, расположенного в МР Чишминский район РБ. в 1,7 км к юго- востоку от д. Нижнехозятово, предоставлено Обществу на основании лицензии УФА 03873 ТЭ (дата государственной регистрации - 24.05.2021) на пользование недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песчано- гравийной смеси по результатам, горноотводным актом N 2132 от 17.05.2021, Приказом от 28.04.2021 N 339п Министерства природопользования и экологии РБ.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах в границах территории Российской Федерации. включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2.1 Закона о недрах раскрывает понятие участки недр федерального значения, статья 2.3 Закона о недрах перечисляет какие участки недр относятся к недрам местного значения, в частности, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Статья 2.2 временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением государственной геологической службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 N 47-р рекомендует включать пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) в перечни региональных полезных ископаемых.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что определяя принадлежность участков недр, Закон о недрах оперирует понятиями недра федерального и местного значения, понимая под недрами местного значения недра, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации,
Как установлено в статье 2.3 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте I части первой статьи 27 Закона о недрах (участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые) участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Пунктом 1.2.1 приказа Минрегиона России от 19.04.2013 N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации осуществляется на основании стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на основе решений органов государственной власти и иных главных распорядителей средств бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения (с учетом других программ, реализуемых за счет бюджетных средств).
Подготовка указанных документов территориального планирования осуществляется также на основании стратегий и программ развития отдельных отраслей экономики. инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации должны использоваться сведения, имеющиеся во ФГИС ТП (Федеральной государственной информационной системе территориального планирования).
Соответственно, поскольку участки недр местного значения относятся к существующим объектам регионального значения, они подлежат отображению в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Статьями 9. 15. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при условии ее согласования органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Схема территориального планирования Республики Башкортостан внесена в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП). Схема территориального планирования Республики башкортостан расположена на федеральном информационном портале Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП).
Соответственно, участок недр, относящийся к существующим объектам регионального значения, отображен и документах территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Обозначение в схеме территориального планирования Республики Башкортостан месторождения Аккушевское по разработке песчано-гравийной смеси, как объекта регионального значения соответствует испрашиваемой цели перевода земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276 и 02:52:000000:9275 в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 N 304-К.20-10956 по делу N A46-10176/2019.
Кроме того, в рамках порядка взаимодействия республиканских органов Минстроем РБ в пределах компетенции было рассмотрено ходатайство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях разведки и добычи полезных ископаемых.
При рассмотрении ходатайства выявлено, что в соответствии со схемой, территориального планирования муниципального района Чишминскнй район Республики Башкортостан, утвержденной решением Совета муниципального района Чишминский район от 10.04.2014 N 28, территория Аккушевского месторождения в пределах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 отмечена условным обозначением "песчано-гравийный материал".
Таким образом, испрашиваемые земельные участки так же соответствуют документам территориального планирования муниципального района.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать заключения договора аренды земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, принимая во внимание, что подпунктом 7 статьи 10 Административного регламента для перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории требуется согласие правообладателя земельного участка, а также отсутствие доказательств наличия правовых оснований для отказа в согласовании изменения категории земель, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности приказа МЗИО РБ, выразившихся в несогласовании перевода земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:000000:9276, 02:52:000000:9275 из состава земель одной категории в другую.
Довод апеллянта о соответствии оспариваемых действий нормам части 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ, которые исключают перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае, если это не предусмотрено документами территориального планирования, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащий части 1 статьи 9, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 26, подпунктам 1 и 4 части 2 статьи 8, статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта о том, что в материалы дела не представлена схема территориального планирования, коллегией отклоняется ввиду размещения схемы в актуальном на день вынесения оспариваемого ненормативного акта в открытом доступе в сети Интернет.
Иного заявителем суду апелляционной инстанции с представлением документального обоснования доказано не было.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2023 по делу N А07-17500/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17500/2022
Истец: ООО Спецдеталькомплект
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Третье лицо: Администрация МР Чишминский район рБ, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НОВОТРОИЦКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация сельского поселения Чишминский сельсовет, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧИШМИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства РБ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН