город Омск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А70-6292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4865/2023) акционерного общества "Золотые луга" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2023 по делу N А70-6292/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Золотые луга" (ОГРН 1097232025747, ИНН 7203239260, адрес 625014, город Тюмень, 11 км. Ялуторовского тракта, дом 7) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N66 АОВЗ в части выводов об идентификации сточных вод, поступающих на фильтрационные поля, как отхода, а также выводов: "Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксированы здания, строения (бассейн рядом с котельной, здание рядом с котельной), находящиеся в полуразрушенном состоянии, выведенные из эксплуатации, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н"; "Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксированы трубопроводы с признаками коррозии, ведущей к помещению цельномолочного цеха. Вокруг емкости отсутствует каре, обеспечивающее предотвращение розливов нефтепродуктов. Основание указанной емкости (бетонные блоки) находится в полуразрушенном состоянии, размещено на рельефе, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н"; "Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксирован оборудованный склад ГСМ, при этом обвалование, система отведения промливневых стоков, навес отсутствуют. На момент осмотра бочки, предназначенные для хранения масел, нефтепродуктов, были заполнены, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н"; "Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущен сброс покрышек пневматических шин отработанных, боя железобетонных изделий, тары полиэтиленовой, тары бумажной, боя кирпича, отходов от сноса и разборки зданий, отходов металлолома на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172- 000126-П)"; "Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущено место накопления отходов в количестве двух единиц на не оборудованной надлежащим образом площадке, а именно: металлические емкости установлены на почве без твердого покрытия на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинкий район,"; "Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущено накопление отходов в емкостях, расположенных на почве без твердого покрытия, в смеси, а именно: отходы металлолома, тара полиэтиленовая, тара бумажная, ветошь, загрязненная нефтепродуктами, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы разнородных переплетных материалов, включая материалы с поливинилхлоридным покрытием на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П)"; "Не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте сброса сточных вод, по загрязняющим веществам: по ВПК полн./БПК5 - в 1,8 раз; по сухому остатку - в 1,5 раза; по ХПК - в 1,1 раз; по азоту нитратов - в 1,1 раз; по сульфатиону - в 2,9 раза; по фосфору фосфатов - в 1,8 раз; по хлорид-иону - в 1,2 раза, что подтверждается заключением от 18.10.2021 N 92 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области"; "Не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах природной поверхностной воды из р. Солоновка, отобранных в контрольном створе: по нефтепродуктам - с 0,011 до 0,014 мг/дм3; по сухому остатку - с 1270 до 1400 мг/дм3; по ХПК - с 30,9 до 31,5 мг/дм3; по сульфат-иону - с 194 до 200 мг/мЗ; по хлорид-иону - с 222 до 296 мг/дм3"; "Не обеспечено соблюдение условий водопользования, установленных пп. 15 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017 N 72-14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00ипп.зп. 19 договора от 29.06.2020 N72-14.01.04.001-П-ДЗВО-С-2020-02674/00АО "Золотые луга", а именно: не представлены результаты анализов природной воды пруда на р. Солоновка в контрольном и фоновом створах в 3 квартале 2021 года"; и предписания об устранении выявленных нарушений от 20.10.2021 N40 АОВ в части пунктов 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Золотые луга" (далее - заявитель, общество, АО "Золотые луга") обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66 АОВЗ в части выводов об идентификации сточных вод, поступающих на фильтрационные поля, как отхода, а также выводов:
"Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксированы здания, строения (бассейн рядом с котельной, здание рядом с котельной), находящиеся в полуразрушенном состоянии, выведенные из эксплуатации, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н";
"Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксированы трубопроводы с признаками коррозии, ведущей к помещению цельномолочного цеха. Вокруг емкости отсутствует каре, обеспечивающее предотвращение розливов нефтепродуктов. Основание указанной емкости (бетонные блоки) находится в полуразрушенном состоянии, размещено на рельефе, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н";
"Не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: на территории производственной площадки зафиксирован оборудованный склад ГСМ, при этом обвалование, система отведения промливневых стоков, навес отсутствуют. На момент осмотра бочки, предназначенные для хранения масел, нефтепродуктов, были заполнены, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н";
"Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущен сброс покрышек пневматических шин отработанных, боя железобетонных изделий, тары полиэтиленовой, тары бумажной, боя кирпича, отходов от сноса и разборки зданий, отходов металлолома на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П)";
"Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущено место накопления отходов в количестве двух единиц на не оборудованной надлежащим образом площадке, а именно: металлические емкости установлены на почве без твердого покрытия на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинкий район";
"Не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: допущено накопление отходов в емкостях, расположенных на почве без твердого покрытия, в смеси, а именно: отходы металлолома, тара полиэтиленовая, тара бумажная, ветошь, загрязненная нефтепродуктами, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы разнородных переплетных материалов, включая материалы с поливинилхлоридным покрытием на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П)";
"Не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте сброса сточных вод, по загрязняющим веществам: по ВПК полн./БПК5 - в 1,8 раз; по сухому остатку - в 1,5 раза; по ХПК - в 1,1 раз; по азоту нитратов - в 1,1 раз; по сульфатиону - в 2,9 раза; по фосфору фосфатов - в 1,8 раз; по хлорид-иону - в 1,2 раза, что подтверждается заключением от 18.10.2021 N 92 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области"; "Не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах природной поверхностной воды из р. Солоновка, отобранных в контрольном створе: по нефтепродуктам - с 0,011 до 0,014 мг/дм3; по сухому остатку - с 1270 до 1400 мг/дмЗ; по ХПК - с 30,9 до 31,5 мг/дм3; по сульфат-иону - с 194 до 200 мг/м3; по хлорид-иону - с 222 до 296 мг/дм3";
"Не обеспечено соблюдение условий водопользования, установленных пп. 15 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017N 72- 14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00ипп.зп. 19 договора от 29.06.2020 N72- 14.01.04.001-П-ДЗВО-С-2020-02674/00АО "Золотые луга", а именно: не представлены результаты анализов природной, воды пруда на р. Солоновка в контрольном и фоновом створах в 3 квартале 2021 года" и предписания об устранении выявленных нарушений от 20.10.2021 N 40 АОВ в части пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2023 по делу N А70-6292/2022 производство в части заявленных требований о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N66 АОВЗ прекращено. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано. Этим же решением АО "Золотые луга" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Золотые луга" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений заявитель указал на то, что акт плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66АОВЗ в силу статьи 89 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) подлежит обжалованию в суде, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу в части требования общества о признании указанного акта недействительным.
Кроме того, податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о непредоставлении обществом результатов анализов природной воды пруда р. Солоновка в контрольном и фоновом створах в 3 квартале 2021 года (пункт 10 оспариваемого предписания), поскольку решением Тюменского областного суда от 31.08.2022 по делу N 21-524/2022 установлено, что 08.10.2021 общество направило сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2021 года в адрес директора филиала "Тюменьрегионводхоз". Таким образом общество выполнило обязанность по предоставлению отчета о выполнении условий использования водного объекта.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ООО "Золотые луга" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Седьмым кассационным судом общей юрисдикции судебных актов по рассмотрению жалоб, поданных обществом, на судебные акты, вынесенные Центральным районным судом г. Тюмени и Тюменским областным судом по делам N 12-1054/2022, N 12-1093-2022, N12-1312/2022.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса
Отказывая в удовлетворении ходатайства ООО "Золотые луга", суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для приостановления производства по апелляционной жалобе ООО "Золотые луга" в связи с отсутствием идентичности предмета спора и обстоятельств, подлежащих выяснению в рамках настоящего дела и дел 12-1054/2022, N 12-1093-2022, N12-1312/2022.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании решения руководителя Гуржеева Андрея Олеговича от 20.09.2021 года N 123-рш в отношении АО "Золотые луга" проведена выездная проверка.
По результатам выездной проверки начальником отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Игнатевской А.А. составлен акт плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66 АОВЗ и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 20.10.2021 N 40 АОВ в отношении заявителя.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки и частично с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 08.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Прекращая производство по делу в части требования общества о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66АОВЗ, суд первой инстанции исходил из того, что указанный акт не может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ.
Соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
К данной категории относятся дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, такого рода акт властно-распорядительного характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на гражданские права и охраняемые законом интересы конкретных лиц. Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.
Оспариваемый обществом акт проверки от 20.10.2021 N 66 АОВЗ распорядительно-властные предписания не содержит и не обладает признаками ненормативного акта, проверка законности которого может быть осуществлена в судебном порядке, в частности, в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный акт плановой выездной проверки является средством документальной фиксации результатов проведенного федерального экологического контроля в деятельности общества должностными лицами Управления и не может рассматриваться как нарушающие права и законные интересы общества, не влекут для него последствий экономического характера и не создают препятствий для осуществления такой деятельности, не порождают экономического спора.
В акте плановой выездной проверки не имеется резолютивной части, акт не содержит признаков ненормативного акта, в частности, обязательных для исполнения предписаний, носит рекомендательный, информационный характер, не порождает обязанность заявителя по безусловному исполнению содержащихся в нем указаний.
С учетом изложенного, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части заявленных требований общества о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66 АОВЗ.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку общества на статью 89 Закона N 248-ФЗ, согласно которой в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 упомянутого Закона.
При этом частью 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Положения части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ вступили в силу с 01.01.2023, при этом с 01.07.2021 предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб в отношении видов контроля включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, в числе которых поименован федеральный экологический контроль.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что заявителем не соблюден предусмотренный статьями 39 - 43 Закона N 248-ФЗ порядок обжалования акта плановой выездной проверки от 20.10.2021 N 66 АОВЗ, ссылка подателя жалобы на статью 89 Закона N 248-ФЗ несостоятельна.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительным оспариваемого предписания являются: несоответствие предписания закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основание для выдачи обществу оспариваемого предписания послужили выявленные Управлением в период с 27.09.2021 по 20.10.2021 нарушения природоохранного законодательства, а именно:
- на территории производственной площадки зафиксированы здания, строения (бассейн рядом с котельной, здание рядом с котельной), находящиеся в полуразрушенном состоянии, выведенные из эксплуатации;
- на территории производственной площадки зафиксированы трубопроводы с признаками коррозии, ведущей к помещению цельномолочного цеха, вокруг емкости отсутствует каре, обеспечивающее предотвращение розливов нефтепродуктов, основание указанной емкости (бетонные блоки) находится в полуразрушенном состоянии, размещено на рельефе;
- на территории производственной площадки зафиксирован оборудованный склад ГСМ, при этом обвалование, система отведения промливневых стоков, навес отсутствуют, на момент осмотра бочки, предназначенные для хранения масел, нефтепродуктов, были заполнены.
Так, согласно пункту 1 предписания на территории производственной площадки зафиксированы здания, строения (бассейн рядом с котельной, здание рядом с котельной) (фото N 6), находящиеся в полуразрушенном состоянии, выведенные из эксплуатации, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н.
При этом, согласно пояснений АО "Золотые луга" от 08.10.2021 N 222-21/3л, бассейн рядом с котельной не используется в производственном цикле, представляет собой выведенный из эксплуатации объект недвижимости в аварийном состоянии. Водоснабжение в объект осуществляется в ходе выделения атмосферных осадков. Испарение накопившейся воды - естественным образом. Водоотведение отсутствует.
2. На территории площадки зафиксирована емкость, предназначенная для хранения резервного топлива (фото N 4).
Согласно пояснениям АО "Золотые луга" от 08.10.2021 N 224-21/3л, вышеуказанный резервуар не предназначен для хранения топлива, в настоящий момент данный резервуар представляет собой пустую емкость, хранение продукции нефтепродуктов не осуществляется.
Однако в ходе проведения проверки уполномоченным представителем АО "Золотые луга" 05.10.2021 было озвучено, что указанная емкость используется в целях хранения резервного топлива, на случай отключения газоснабжения и исключения остановки производственного цикла.
Также согласно протоколу осмотра от 05.10.2021 б/н зафиксированы трубопроводы от данной емкости с признаками коррозии, ведущей к помещению цельномолочного цеха (фото N 4). Вокруг данной емкости отсутствует каре, обеспечивающее предотвращение розливов нефтепродуктов. Основание указанной емкости (бетонные блоки) находится в полуразрушенном состоянии, размещено на рельефе.
3. В ходе осмотра зафиксирован оборудованный склад ГСМ, при этом обвалование, система отведения промливневых стоков, навес, защищающий от атмосферных осадков, отсутствуют. На момент осмотра бочки, предназначенные для хранения масел, нефтепродуктов, были заполнены, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н.
Как усматривается из материалов плановой выездной проверки на территории производственной площадки АО "Золотые луга" сотрудниками Управления зафиксированы здания, строения в полуразрушенном состоянии, ненадлежащим образом оборудованные емкость резервного топлива и склад ГСМ.
Выявленные в пунктах 1,2, 3 нарушения подтверждаются, в том числе протоколом осмотра с приложением фототаблицы, составленным после визуального осмотра территории производственной площадки АО "Золотые луга".
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как отмечается юридическим лицом АО "Золотые луга" факт нахождения данных строений на территории промышленной площадки ущерба и воздействия на окружающую среду не наносит.
Однако, статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена необходимость проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, что является фактом предотвращения угрозы причинения вреда (ущерба) окружающей среде. Таким образом, Управлением не вменяется АО "Золотые луга" факт причинения вреда окружающей среде.
Юридическим лицом не отрицается факт отсутствия разработанной документации на вывод зафиксированных объектов из эксплуатации, при этом заявитель также отмечает, что строения не эксплуатируются и находятся в аварийном состоянии, а документация только планируется разрабатываться в неопределенные сроки.
Вышеуказанной статьей Федерального закона "Об охране окружающей среды" также установлены требования о том, что при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, у юридического лица АО "Золотые луга" отсутствует какая-либо документация на вывод объектов из эксплуатации и реализацию мероприятий по охране окружающей среды.
По результатам выявленных нарушений в отношении АО "Золотые луга" вынесено постановление о назначении административного наказания N 504А от 01.12.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по статьей 8.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, наложен штраф в размере 20 000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано АО "Золотые луга", Постановлением Тюменского областного суда от 19.09.2022, решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 11.08.2022 и постановлением N 504А от 01.12.2021 оставлено в силе, жалоба АО "Золотые луга" без удовлетворения.
Согласно пункту 4 предписания АО "Золотые луга" не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2020 года, за 1,2 кварталы 2021 года в установленный срок.
Постановлением N 505А от 01.12.2021 юридическое лицо АО "Золотые луга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в не внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2020 года, за 1,2 кварталы 2021 года в установленный срок, с назначением штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанное постановление была подана жалоба АО "Золотые луга", решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21.10.2022 постановление N 505А от 01.12.2021 оставлено в силе, жалоба АО "Золотые луга" без удовлетворения.
Таким образом указанное в пункту 4 предписания нарушение документально подтверждено.
В отношении пунктов 5, 6, 7 предписания судом установлено, что по результатам плановой выездной проверки Управления, проведенной в отношении АО "Золотые луга" в период с 27.09.2021 по 20.10.2021, установлено, что 05.10.2021 юридическим лицом АО "Золотые луга", расположенным по адресу: 625014, Тюменская область, г. Тюмень, тракт Ялуторовский 11 км, д. 7, не обеспечено соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно:
- допущен сброс на почву отходов производства и потребления: покрышек пневматических шин отработанных, боя железобетонных изделий, тары полиэтиленовой, тары бумажной, боя кирпича, отходов от сноса и разборки зданий, отходов металлолома на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П);
- допущено место накопления отходов в количестве двух единиц на не оборудованной надлежащим образом площадке, а именно: металлические емкости установлены на почве без твердого покрытия на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П);
- допущено накопление отходов в емкостях, расположенных на почве без твердого покрытия, в смеси, а именно: отходы металлолома, тара полиэтиленовая, тара бумажная, ветошь, загрязненная нефтепродуктами, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы разнородных переплетных материалов, включая материалы с поливинилхлоридным покрытием на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 (код объекта 71-0172-000126-П).
В ходе обследования территории 05.10.2021 производственной площадки АО "Золотые луга" по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 зафиксирован сброс отходов производства и потребления: покрышки пневматических шин отработанные, бой железобетонных изделий, тара полиэтиленовая, тара бумажная, бой кирпича, отходы от сноса и разборки зданий, отходы металлолома на почву, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Также в ходе обследования территории 05.10.2021 производственной площадки АО "Золотые луга" по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, ул. Заводская, д. 7 зафиксировано:
- места накопления отходов в количестве двух единиц не оборудованы надлежащим образом, а именно: металлические емкости установлены на почве без твердого покрытия, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н.
- в местах накопления отходов, расположенных на почве без твердого покрытия, внутри емкостей зафиксированы отходы производства и потребления в смеси, а именно: отходы металлолома, тара полиэтиленовая, тара бумажная, ветошь, загрязненная нефтепродуктами, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы разнородных переплетных материалов, включая материалы с поливинилхлоридным покрытием, что подтверждается протоколом осмотра от 05.10.2021 б/н.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.
Как усматривается из материалов плановой выездной проверки, 05.10.2021 на территории производственной площадки АО "Золотые луга" сотрудниками Управления зафиксировано складирование отходов производства и потребления на почве, а также установлен факт ненадлежащего использования мест накопления отходов производства и потребления (отсутствие твердого покрытия в местах накопления отходов, накопление отходов производства и потребления в смеси).
Выявленные нарушения подтверждаются, протоколом осмотра с приложением фототаблицы, составленным после визуального осмотра территории производственной площадки АО "Золотые луга".
Акт проверки и предписание содержат необходимые нормы права, нарушенные юридическим лицом при допущенных нарушениях в части ненадлежащего обращения с отходами производства и потребления, а именно:
- часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
- часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
При этом в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 " Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городскихи сельских поселений, являющиеся обязательными для исполнения, в том числе юридическими лицами, согласно которым: контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По результатам выявленных нарушений в отношении АО "Золотые луга" вынесено постановление о назначении административного наказания N 5060 от 01.12.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, наложен штраф в размере 100 000 рублей.
На указанное постановление была подана жалоба АО "Золотые луга", решением Омутинского районного суда Тюменской области от 14.03.2022 производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (протокол составлен при отсутствии сведений о надлежащем извещении АО "Золотые луга").
Учитывая, что производство прекращено не за отсутствием события и состава административного правонарушения, а также учитывая приведенные выше доводы и доказательства, суд находит оспариваемые пункты 5, 6, 7 предписания законным и обоснованным.
В отношении пунктов 8, 9, 10 предписания установлено, что по результатам плановой выездной проверки Управления, проведенной в отношении АО "Золотые луга" в период с 27.09.2021 по 20.10.2021, установлено, что 19.10.2021 должностным лицом - директором филиала акционерного общества "Золотые луга" Велижаниным Александром Анатольевичем, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, для АО "Золотые луга" не обеспечено соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно:
- не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте сброса сточных вод, по загрязняющим веществам: по БПК полн./БПК5 - в 1,8 раз; по сухому остатку - в 1,5 раза; по ХПК - в 1,1 раз; по азоту нитратов - в 1,1 раз; по сульфат-иону - в 2,9 раза; по фосфору фосфатов - в 1,8 раз; по- хлорид-иону - в 1,2 раза, что подтверждается заключением от 18.10.2021 N 92 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области;
- не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах природной поверхностной воды из р. Солоновка, отобранных в контрольном створе: по нефтепродуктам - с 0,011 до 0,014 мг/дм3; по сухому остатку - с 1270 до 1400 мг/дм3;по ХПК - с 30,9 до 31,5 мг/дм3; по сульфат-иону - с 194 до 200 мг/м3;по хлорид-иону - с 222 до 296 мг/дм ;
- не обеспечено соблюдение условий водопользования, установленных пп. 15 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017 N 72-14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00 и пп. з п. 19 договора от 29.06.2020 N 72-14.01.04.001-П-ДЗВО-С-2020-02674/ООАО "Золотые луга", а именно: не представлены результаты анализов природной, воды пруда на р. Солоновка в контрольном и фоновом створах в III квартале 2021 года,
Юридическое лицо - АО "Золотые луга" является водопользователем, которому предоставлено право пользования поверхностными водными объектами на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017 N 72-14.01.04.001 -П-РСВХ-С-2017-01326/00, с целью сброса сточных вод в пруд на р. Солоновка в черте с. Ситниково Омутинского района Тюменской области, на 20 км от устья р. Солоновки, со сроком действия до 10.11.2022 г.
Специалистом Управления с привлечением филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области 05.10.2021 осуществлен отбор проб природной воды на пруду на реке Солоновка в следующих точках:
- в месте осуществления сброса сточных вод и (или) иных дренажных вод, пруд на реке Солоновке, расположенный в черте с. Ситниково Омутинского района Тюменской области, на 20 км от устья р. Солоновки (географические координаты N 56°22'23,5Г Е 067°50'20,77");
- в фоновом створе (500 м выше выпуска сточных вод);
- в контрольном створе (500 м ниже выпуска сточных вод).
Контролируемые показатели: взвешенные вещества, БПКполн., БПК5, ХПК, сухой остаток, АПАВ, азот аммония, железо общее, нефтепродукты, азот нитратов, азот нитритов, сульфаты, фосфаты (по Р), хлориды.
По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте осуществления сброса сточных вод (п. 10 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017 N 72-14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00, раздел V Декларации о воздействии на окружающую среду (Масса сбросов загрязняющих веществ)). Сведения о показателях, по которым отмечено превышение максимального содержания загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в р. Солоновка:
N п/ п |
Наименование загрязняющего вещества |
Концентрация, мг/дмЗ |
С ср |
Кратность превышения норматива, раз |
|||
НДС |
Омутинский район, р. Солоновка, место осуществления сброса сточных вод |
||||||
Протокол N 2768/21- В |
Протокол N 2769/21- В |
Протокол N 2670/21- В |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
БПК полн/БПК5 |
3,000/2, 100 |
3,1/4,4 |
4,3/6,2 |
4,0/5,7 |
3,8/5,4 |
1,8 |
2 |
Сухой остаток |
933,000 |
1390 |
1390 |
1400 |
1390 |
1,5 |
3 |
ХПК |
30,000 |
32,9 |
32,6 |
32,4 |
32,6 |
1Д |
4 |
Азот нитратов |
1,152 |
1,21 |
1,23 |
1,21 |
1,22 |
1,1 |
5 |
Сульфат-ион |
69,000 |
198 |
195 |
198 |
197 |
2,9 |
6 |
Фосфор фосфатов |
0,200 |
0,359 |
0,369 |
0,364 |
0,364 |
1,8 |
7 |
Хлорид-ион |
222,900 |
281 |
278 |
276 |
278 |
1,2 |
На выпуске сточных вод прослеживается превышение установленных нормативов допустимого сброса по следующим показателям:
- БПК полн./БПК5 - в 1,8 раза;
- сухому остатку - в 1,5 раза;
- ХПК - в 1,1 раза;
- азоту нитратов - в 1,1 раза;
- сульфат-иону - в 2,9 раза;
- фосфору фосфатов - в 1,8 раза;
- хлорид-иону - в 1,2 раза.
По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического установлено увеличение концентраций загрязняющих веществ в пробах природной поверхностной воды из р. Солоновка, отобранных в контрольном створе (500 м ниже по течению от выпуска сточных вод) по сравнению с пробами, отобранными в фоновом створе (500 м выше по течению от выпуска сточных вод). Сведения о показателях, по которым установлены превышения концентраций в контрольном створе над фоновыми в р. Солоновка
N п/ п |
Наименование загрязняющего вещества |
Концентрация, мг/дм |
|||||||
Омутинский район, р. Солоновка, фоновый створ (500 м выше выпуска сточных вод) |
Омутинский район, р. Солоновка, контрольный створ (500 м ниже выпуска сточных вод) |
||||||||
Прото кол N 2771/2 1-В |
Прото кол N 2772/2 1-В |
Прото кол N 2773/2 1-В |
С ср |
Прото кол N 2765/2 1-В |
Прото кол N 2766/2 1-В |
Прото кол N 2767/2 1-В |
С ср. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Нефтепроду кты |
0,012 |
0,012 |
0,008 |
0,01 1 |
0,012 |
0,020 |
0,009 |
0,014 |
2 |
Сухой остаток |
1270 |
1270 |
1260 |
1270 |
1420 |
1370 |
1420 |
1400 |
3 |
ХПК |
31,9 |
29,1 |
31,6 |
30,9 |
31,6 |
31,1 |
31,9 |
31,5 |
4 |
Сульфат-ион |
194 |
192 |
197 |
194 |
210 |
197 |
192 |
200 |
5 |
Хлорид-ион |
220 |
216 |
222 |
219 |
312 |
291 |
285 |
296 |
При сравнении проб воды, отобранных в контрольном створе, с пробами, отобранными в фоновом створе, прослеживается увеличение концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям:
- по нефтепродуктам - с 0,011 до 0,014 мг/дм3;
- по сухому остатку - с 1270 до 1400 мг/дм3;
- по ХПК - с 30,9 до 31,5 мг/дм3;
- по сульфат-иону - с 194 до 200 мг/м3;
- по хлорид-иону - с 222 до 296 мг/дм3.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Кроме того, в адрес Управления поступила информация из Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 18.10.2021 N 12418/21 (вх. N 36190 от 19.10.2021) с перечнем водопользователей, нарушивших условия водопользования в 3 квартале 2021 года, согласно которой АО "Золотые луга" допустило нарушение правил водопользования, установленных пп. 15 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2017 и пп. 3 п. 19 договора от 29.06.2020 N 72- 14.01.04.1- П-ЗВО-С-2020-02674/00, а именно: не предоставление отчетной информации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006N 74-ФЗ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Юридическому лицу АО "Золотые луга" выдано разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 28.02.2018 N 6, со сроком действия до 10.11.2022. При этом допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах лимита сброса не установлена, сброс загрязняющих веществ АО "Золотые луга" в водный объект производится в пределах норматива НДС, утвержденных решением на право пользования водным объектом от 27.12.2017 N 72-14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00.
Как отмечено в предписании и акте проверки, АО "Золотые луга" не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте сброса сточных вод, по загрязняющим веществам: по БПК полн./БПК5 - в 1,8 раз; по сухому остатку - в 1,5 раза; по ХПК - в 1,1 раз; по азоту нитратов - в 1,1 раз; по сульфат-иону - в 2,9 раза; по фосфору фосфатов - в 1,8 раз; по- хлорид-иону - в 1,2 раза, что подтверждается заключением от 18.10.2021 N 92 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области.
В части пункта 10 предписания, подтверждением нарушения в том числе являются сведения, поступившие в адрес Управления из Департамента недропользования и экологии по Тюменской области.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку подателя жалобы на решение Тюменского областного суда от 31.08.2022 по делу N 21-524/2022, которым установлено, что 08.10.2021 общество направило сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2021 года в адрес директора филиала "Тюменьрегионводхоз", поскольку данное обстоятельство не опровергает вывод Управления о непредоставлении обществом результатов анализов природной воды пруда р. Солоновка в контрольном и фоновом створах в 3 квартале 2021 года (пункт 10 оспариваемого предписания).
По результатам выявленных нарушений в отношении АО "Золотые луга" вынесено постановление о назначении административного наказания N 507В от 01.12.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, наложен штраф в размере 80 000 рублей.
На вышеуказанное постановление была подана жалоба АО "Золотые луга", решением Тюменского областного суда от 31.08.2022 постановление N 507В от 01.12.2022 и решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 22.07.2022 в отношении АО "Золотые луга" изменить. Исключить из мотивировочной части постановления N 507В от 01.12.2022 вывод о несвоевременном предоставлении АО "Золотые луга" отчетности по водопользованию. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба АО "Золотые луга" без удовлетворения.
По результатам плановой выездной проверки Управления, проведенной в отношении АО "Золотые луга" в период с 27.09.2021 по 20.10.2021, установлено, что 20.10.2021 юридическим лицом АО "Золотые луга", расположенным по адресу: 625014, Тюменская область, г. Тюмень, тракт Ялуторовский 11 км, д. 7, осуществляется самовольное пользование водным объектом - Болотом без названия, с целью сброса сточных вод, разрешительный документ на право пользования водным объектом - Болото без названия отсутствует.
Согласно информации, поступившей от юридического лица - АО "Золотые луга" от 11.10.2021 N 228-21/зл, в ответ на официальный запрос Управления об истребовании дополнительных материалов для анализа и обобщения результатов проверки (вх. N 459-21/Зл от 07.10.2021): по п. 9 разрешительной документации на пруды-накопители (поля фильтрации), с порядком их эксплуатации, картой схемой их расположения, состава подаваемой в них жидкости, описанием процесса эксплуатации, заявитель пояснил, что вышеуказанные пруды накопители (очистные сооружения), принадлежащие АО "Золотые луга", расположены по адресу: Тюменская область, Омутинский район, с. Ситниково, вне черты населенного пункта, в 540 м от кладбища по направлению на северо-восток, инвентаризированы за номером 71:13:0709001:0014:71:234:002:000073970 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.12.2010 N 72 HJI 921082); объект права: очистные сооружения (переливные трубы, приемник, поля фильтрации с обваловкой), назначение: нежилое, общая площадь 94458 м.
Назначение водоочистного устройства, согласно техническому паспорту - очистка сточных вод. Приемником сточных вод, в который поступают сточные воды после очистки, служит Болото без названия.
Также согласно информации, поступившей из Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.09.2021 N 11716/21 (вх. N 32815 от 04.10.2021) о предоставлении копии разрешительных документов о предоставлении водных объектов в пользование АО "Золотые луга", у юридического лица отсутствует право на пользование водным объектом Болото без названия.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
АО "Золотые луга" в Заявлении отмечается тот факт, что акт проверки и предписание не содержат ссылок на документы подтверждающие требования по оформлению разрешения на пользование водным объектом.
Как усматривается в материалах плановой выездной проверки, АО "Золотые луга" не отрицает факт пользования водным объектом - болото без названия, что изложено предприятием в письме от 11.10.2021 N 228-21/зл, с пояснениями порядка эксплуатации прудов-накопителей, где значится, что назначение водоочистного устройства (прудов-накопителей), согласно техническому паспорту - очистка сточных вод; приемником сточных вод, в который поступают сточные воды после очистки, служит Болото без названия.
Вышеуказанная информация предоставлена в Управление в рамках плановой выездной проверки за подписью генерального директора АО "Золотые луга" - Е.Ю. Чемеренко.
Акт проверки и предписание содержат необходимые нормы права, нарушенные должностным лицом при допущенном сбросе сточных вод без разрешительного документа на право пользования водным объектом - Болото без названия, а именно: нарушение требований Водного кодекса, в частности часть 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ: использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Кроме того, статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии со статьей 21 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как усматривается в материалах проверки, органом местного самоуправления - Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, правомочным осуществлять деятельность по выдаче разрешительной документации на право пользования водными объектами на территории юга Тюменской области, предоставлена информация по запросу Управления, согласно которой у АО "Золотые луга" имеются разрешительные документы на право пользования водными объектами, что подтверждается приложенными копиями. Однако, в указанных документах отсутствует решение на право пользование водным объектом - болото без названия, с целью сброса сточных вод после очистки прудами-накопителями.
По результатам выявленных нарушений в отношении АО "Золотые луга" вынесено постановление о назначении административного наказания N 508А от 01.12.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, что выразилось в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, наложен штраф в размере 50 000 рублей.
При таких обстоятельствах, предписание об устранении выявленных нарушений от 20.10.2021 N 40 АОВ вынесено законно и обоснованно, а оснований для удовлетворения требований в части оспаривания пунктов 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11, указанного предписания не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2023 по делу N А70-6292/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6292/2022
Истец: АО "ЗОЛОТЫЕ ЛУГА"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Третье лицо: Омутинский районный суд Тюменской области, Центральный районный суд