15 июня 2023 г. |
Дело N А83-15470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым по доверенности от 09.01.2023 N 27 - Антоненко Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2023 года по делу N А83-15468/2022 по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Медведевский детский сад "Солнышко" Джанкойского района Республики Крым, о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее-пенсионный фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Медведевский детский сад "Солнышко" Джанкойского района Республики Крым (далее - Учреждение, страхователь), в котором просит взыскать с Учреждения финансовые санкции в размере 13 000,00 рублей.
Определением от 19.01.2023 суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену стороны по делу: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым заменено на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОФПС) (ОГРН 1147746375116).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2023 года в удовлетворении требований ОФПС отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОФПС обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить как необоснованное и незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью, указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку отсутствуют основания для включения нерабочих, праздничных дней, установленных нормативными актами субъекта Российской Федерации в сведения по форме СЗВМ-СТАЖ. Также полагает, что страхователь, указав в дополнительных сведениях о повышении застрахованными лицами квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ", и не указав код льготы 27ПД, нарушил установленные требования к заполнению соответствующей формы.
В отзыве на апелляционную жалобу страхователь не согласился с приведенными в ней доводами, указывая, что основания для отмены решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, полагает, что выявленные при проверке факты включения в льготный стаж, дающий право педагогическим работникам на досрочную пенсию по старости, периодов региональных нерабочих праздничных дней, установленных органами государственной власти Республики Крым, не являются ошибочными и соответствуют пенсионному и трудовому законодательству.
Представитель ОФПС в судебном заседании поддержал, изложенные ранее доводы апелляционной жалобы.
Информация о начавшемся апелляционном процессе, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Учреждение явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке главы 7 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Медведевский детский сад "Солнышко" Джанкойского района Республики Крым (далее - Должник, МДОУ "Медведевский детский сад "Солнышко") зарегистрировано в качестве юридического лица, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167- ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
По итогам документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе на соответствующих видах работ, проведенной пенсионным фондом установлено, что в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц в отношении: Биляловой А.Р., Ялчи (Кея) Э.И., Маренковой Л.В., Мельник А.В., Мышак (Тотжибоева) М.А., Подковыровой Е.Л., Чохмар А.Р., Шуляковской О.А., Эмировой Ф.Ю. проставлен код льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014, а также Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У. Также в сведениях застрахованного лица Биляловой А.Р., в период прохождения курсов повышения квалификации с 15.10.2018 по 26.10.2018, с 12.11.2018 по 16.11.2018 не проставлен код льготы 27-ПД.
Указанные нарушения отражены в акте от 09.12.2021 N 76.
В связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВСТАЖ за 2017,2018,2019,2020 годы в адрес учреждения 14.12.2021 направлено уведомление N 193 об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда с указанием необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
29.12.2021 пенсионным фондом по результатам проведенной проверки соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2017-2020 годы оформлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18210013248 (за 2017 год в отношении 7 застрахованных лиц), N 091S18210013249 (за 2018 год в отношении 5 застрахованных лиц), N 091S18210013250(за 2019 год в отношении 7 застрахованных лиц), N 091S18210013251 (за 2020 год в отношении 7 застрахованных лиц), в которых указано о несвоевременном предоставлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ.
Не согласившись с фактами, изложенными в актах, а также с выводами и предложениями проверяющего, Учреждение письмом от 31.01.2022 N 10 направило в адрес истца возражения по Актам.
03.02.2022 на основании указанных актов пенсионным фондом вынесены решения N 091S19220000754, N091S19220000755, N091S19220000756, N091S19220000757, о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за нарушение срока, установленного п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ для представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ - СТАЖ за 2017-2020 годы, с назначением финансовых санкций в размере 13 000,00 руб. согласно ч. 3 ст. 17 Закона 27-ФЗ (26 застрахованных лиц х 500,00 руб. = 13 000,00 руб.).
На основании вступивших в законную силу решений, в адрес учреждения направлены требования от 09.03.2022 об уплате финансовых санкций N N 091S01220002159, 091S01220002160, 091S01220002161, 091S01220002162 в общем размере 13 000 руб.
ОПФР по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлениями о вынесении судебных приказов на взыскание указанных финансовых санкций, которые были удовлетворены 30.05.2022 (дело N А83- 10194/2022, 06.07.2022 по делу N А83-13036/2022.
Впоследствии, определениями суда первой инстанции от 07.06.2022 и от 19.07.2022, указанные судебные приказы отменены в порядке части 4 статьи 229.5 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке главы 34 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта первой инстанции, исходя из следующего.
Из решений пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности N N 091S19220000754, 091S19220000755, 091S19220000756, N 091S19220000757 усматривается, что страхователю вменяется нарушение установленного срока предоставления сведений о страховом стаже за 2017, 2018, 2019, 2020.
Вместе с тем, документы, подтверждающие несвоевременную подачу сведений СЗВ-СТАЖ за указанные периоды пенсионным фондом не предоставлены.
В свою очередь в акте от 09.12.2021 N 76, составленном по итогам документальной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе на соответствующих видах работ, проведенной пенсионным фондом указанно именно о несоответствии сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017-2020.
Именно о необходимости устранения нарушений в части выявленных несоответствий указано в уведомлении от 14.12.2021 N 193, направленном в адрес страхователя.
Равным образом именно о нарушениях, связанных с предоставлением неполных и недостоверных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, указывает пенсионный фонд как в пояснениях, заявленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в апелляционной жалобе, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит доводы обоснованными и не усматривает основания для отмены оспариваемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункта 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), утвержденного постановлением Правления ПФ России от 06.12.2018 N 507п (в ред. от 02.09.2020, действующей на момент предоставления сведений за 2017-2020 годы), для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны дополнительные сведения - повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ".
Возможность проставлять код льготы в периоды, отмеченные в сведениях пояснением "КВАЛИФ" появилась только с 06.09.2021 после принятия Правлением ПФ России постановления N 304п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2021 N 66175).
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, постановление N 304п, как и постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2021 N 332, с принятием которого повышение квалификации стало засчитываться в льготный стаж, не содержат положений о распространении своего действия на предыдущие отчетные периоды и не предусматривают обязанность страхователя корректировать предоставленные ранее сведения.
Из материалов дела следует, что страхователь подал отчеты по форме СЗВ-СТАЖ в отношении Биляловой А.Р., указав в дополнительных сведениях о повышении застрахованными лицами квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ", но не указал код льготы 27ПД.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязанность вносить корректировку в предоставленные страхователями сведения в случае изменения пенсионного законодательства возлагается на сами органы Пенсионного фонда.
Соответственно, страхователь при непроставлении кода льготы 27-ПД в периоды прохождения застрахованным лицом курсов повышения квалификации руководствовалось законодательством, действующим на момент предоставления сведений СЗВ-СТАЖ.
Оценивая правомерность включения в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, как нерабочих праздничных дней, установленных федеральным законодательством, так и региональных нерабочих праздничных дней, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 73, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ и нормами Трудового кодекса Российской Федерации регулируются правоотношения объявления праздничных дней, в том числе часть 7 статьи 4 Закона N 125-ФЗ предоставляет органам государственной власти в Российской Федерации по просьбам религиозных организаций право объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" установлено, что день воссоединения Крыма с Россией является нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым. По просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым (статья 2).
Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с данной статьей, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Из изложенного следует, что издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления).
Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.
При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).
В силу части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации). К видам времени отдыха относятся, в том числе выходные дни и отпуска.
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.
Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие в правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
При установленных обстоятельствах спора, учитывая отсутствие доказательств нарушения сроков подачи отчетности по форме СЗВ-СТАЖ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что страхователем не допущены вменяемые нарушения, отсутствуют недостоверные сведения в отчетах, как по указанию стажа в период объявленных в Республике Крым нерабочих праздничных дней, так и по не указанию кода льготы 27-ПД в период нахождения застрахованного лица на курсах повышения квалификации, так как в графе 11 отчета дополнительные сведения указано - повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ". В связи с чем, оснований для применения и взыскания со страхователя финансовых санкций нет.
Также правомерен вывод суда первой инстанции о пропуске трехгодичного срока привлечения страхователя к ответственности, предусмотренного абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, относительно сведений за 2017 год, по состоянию на дату вынесения решения N 091S19220000754 (03.02.2022).
Убедительных доводов и ссылок на доказательства, бесспорно опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, апеллянт не представил, поэтому у суда апелляционной инстанции по приведенным мотивам нет оснований считать, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и нарушают закон.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона, оснований для отмены судебного акта судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не усматриваются.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2023 года по делу N А83-15468/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15468/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: МДОУ "МЕДВЕДЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО" ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ