г. Москва |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А41-56845/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Трест Мособлстрой N 6" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Одинцовского г.о. (ответчик) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Едакиной Людмилы Николаевны - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.02.2023 по делу N А41-56845/22, по иску АО "Трест Мособлстрой N6" к Администрации Одинцовского г.о., третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Едакина Людмила Николаевна о признании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Трест Мособлстрой N 6" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1) Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области N Р001-3194473915-58029471 от 21.04.2022 об отказе в предоставлении Акционерному обществу "Трест Мособлстрой N 6" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 5000 кв. м, кадастровый номер 50:20:0030116:79, земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 30.
2) Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области принять решение о предоставлении Акционерному обществу "Трест Мособлстрой N 6" в собственность земельного участка площадью 5000 кв. м, кадастровый номер 50:20:0030116:79, земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 30.
3) Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 5000 кв. м, кадастровый номер 50:20:0030116:79, земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 30, подписать его со своей стороны и направить Акционерному обществу "Трест Мособлстрой N 6" в целях подписания.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Едакина Людмила Николаевна, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04 апреля 2022 года Акционерным обществом "Трест Мособлстрой N 6", как собственником Здания, подано обращение N Р001-3194473915-58029471 о предоставлении Земельного участка в собственность без проведения торгов.
Решением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 21.04.2022 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Суд, установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как установлено материалами дела, ОАО "Трест Мособлстрой N 6" принадлежит на праве собственности здание общей площадью 1423,8 кв. м, инвентаризационный номер 173:054-5249, лит. Б, Б1, расположенное по адресу: Московская область, город Одинцово, улица Маршала Жукова, дом 30.
Свидетельство о государственной регистрации права 50-А А N 156361 выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 20 декабря 2010 года.
16 июля 2014 года Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1199 в результате объединения двух земельных участков (площадями по 2500 кв. м, кадастровые номера 50:20:0030116:40 и 50:20:0030116:38) образован земельный участок площадью 5000 кв"м, кадастровый номер 50:20:0030116:79, земли населенных пунктов, для размещения административного здания, расположенный в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 30.
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поручено заключить с ОАО "Трест Мособлстрой N 6" сроком по 10.10.2020 договор аренды указанного Земельного участка.
В связи с этим 11 августа 2014 года в целях размещения административного здания заключен договор N 5951 аренды Земельного участка. Дополнительным соглашением от 09.10.2020 срок действия Договора продлен по 09.09.2023.
04 апреля 2022 года Акционерным обществом "Трест Мособлстрой N 6", как собственником Здания, подано обращение N Р001-3194473915-58029471 о предоставлении Земельного участка в собственность без проведения торгов.
Решением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 21.04.2022 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов"
Основанием отказа указано предназначение спорного Земельного участка для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального, значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В качестве разъяснения причин отказа Администрация поясняет, что на основании информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области N ГЗ-РГИС-5525180551 испрашиваемый Земельный участок расположен в границах территории общего пользования (строительство, реконструкция и (или) эксплуатация (размещение) объектов транспорта местного значения) - магистральные улицы районного значения или основные улицы.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Заинтересованным лицом, не предоставлено доказательств, препятствующих предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность Заявителю.
Довод о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в границах территорий общего пользования, расположен в границах красных линий проекта планировки территории микрорайона "Северное сияние" судом отклоняется.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок не относится к землям изъятым из оборота по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В Градостроительном кодексе РФ красные линии определяются как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Информация о красных линиях должна содержатся в следующих документах:
- в документации по планировке территории (п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ);
- градостроительном плане земельного участка (п. 17 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ);
- проекте межевания территории (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
Как следует из представленной сводной информации Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области:
- карта функциональных зон, карта планируемого развития транспортной инфраструктуры местного значения, зоны с особыми условиями использования территории Генерального плана Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего городского округа Звенигород Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 15.12.2021 N 12/31 (далее - Генеральный план) (стр. 2-4 выкопировки);
- зоны с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) ИСОГД Правил землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, утвержденные постановлением администрации Одинцовского городского округа Московской области от 28.09.2021 N 3471 (в редакции от 26.10.2022) (далее - ПЗЗ) (стр. 5,6 выкопировки);
- корректировка проекта планировки комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово, утвержденная Постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 29.09.2010 г. N 834 (далее Корректировка ППТ) (стр. 7, 8 выкопировки), следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030116:79 полностью расположен в функциональной зоне - "0-1 Многофункциональная общественно-деловая зона" (Карта функциональных зон Генерального плана и ЗОУИТ ИСОГД ПЗЗ стр. 3, 6 выкопировки) и функциональную зону - "Т - Зона транспортной инфраструктуры" не пересекает, а также не находится в зоне действия красных линий, поскольку согласно графических материалов (корректировка ППТ стр. 8 выкопировки) зона красных линий выделена фиолетовым цветом, при этом земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030116:79 по всей его территории (площади) отображен в синем цвете. При этом жирная фиолетовая линия, отображающая "красную линию", проходит по периметру северной границы земельного участка и его не пересекает.
Сводная информация, предоставленная Комитетом указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030116:79 расположен на территории общего пользования: границы территории общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденные документацией по планировке территории, а также частично расположен в границах красных линий. Сведения о координатах характерных точек красных линий в составе документации по планировке территории отсутствуют, при этом ссылаясь на источник информации ИСОГД Московской области корректировка ППТ, противоречит информации, предоставленной Комитетом в графическом виде (стр. 8 выкопировки).
Согласно п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 "по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Между тем суду необходимо проверить правомерность отказа администрации с точки зрения положений п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ о том, имелись ли утвержденные по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования и (или) документация по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок предназначен (не предназначен) для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения."
В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Кроме того, в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Вместе с тем, в материалы дела Комитетом представлены схемы Генерального плана и ПЗЗ (стр. 2-6 выкопировки), а также корректировка ППТ (стр. 7, 8 выкопировки). Генеральный план и ПЗЗ в виде карт (схем) с обозначениями, в том числе границ функциональных зон транспортной инфраструктуры и планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения, является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.
Как установлено материалами дела, согласно карт (схем) Генерального плана и ПЗЗ, земельный участок расположен в функциональной зоне - "0-1 - Многофункциональная общественно-деловая зона" и функциональную зону - "Т - Зона транспортной инфраструктуры" не пересекает, а также не находится в зоне действия красных линий, поскольку согласно корректировки ППТ, зона красных линий выделена фиолетовым цветом, в то время как земельный участок по всей его территории (площади) отображен в (синем цвете. При этом жирная фиолетовая линия, отображающая "красную линию", проходит по периметру северной границы земельного участка и его не пересекает.
Суд также указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030116:79 был образован на основании Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 07.06.2011 Nsi;2054 с учетом красных линий, отображенных в корректировке проекта планировки комплексной реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово, утвержденной Постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 29.09.2010 г. N 834.
Следовательно, заинтересованным лицом не доказано, что земельный участок является изъятым из оборота.
Определением от 11 апреля 2023 года по настоящему делу Десятый арбитражный апелляционный суд предложил сторонам представить письменные пояснения по вопросу соразмерности земельного участка, возможности, необходимости проведения по данному вопросу исследования, экспертизы.
Во исполнение указанного определения заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера, подтверждающее площадь испрашиваемого земельного участка.
Указанное заключение ответчиком не оспорено.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области о предоставлении в собственность земельного участка подлежит удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.02.2023 по делу N А41-56845/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56845/2022
Истец: АО "ТРЕСТ МОСОБЛСТРОЙ N6", КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА