город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2023 г. |
дело N А32-15880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Пичужкин В.В. по доверенности от 12.05.2023, паспорт;
от частного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме вебконференции: представитель Вифлеемский А.Б. по доверенности от 08.04.2022, паспорт;
от Контрольно-счётной палаты Краснодарского края посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме вебконференции: представитель Хизриев Д.З. по доверенности от 24.08.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-15880/2020
по иску Управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315059308, ОГРН 1032309093486)
к частному общеобразовательному учреждению "Гимназия N 1" (ИНН 2315030732, 1022302389560)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Контрольно-счётная палата Краснодарского края
о возмещении субсидии в бюджет
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к частному общеобразовательному учреждению "Гимназия N 1" (далее - Учреждение) о взыскании суммы, подлежащих возмещению в бюджет финансовых нарушений в размере 3325000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Краснодарского края привлёк Контрольно-счётную палату Краснодарского края (далее - СКП).
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021, исковые требования Управления были удовлетворены частично - в размере 753000 рублей. С Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина размере 18060 рублей. В удовлетворении остальной части требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2021 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 отменены в части удовлетворения требований Управления в части взыскания с Учреждения 753000 рублей субсидии и 18060 рублей государственной пошлины и в этой части дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022: с Учреждения в пользу Управления взыскана сумма субсидии в размере 753000 руб.; с Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина размере 18060 рублей. В удовлетворении остальной части требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Управления.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что суд не выполнил указания Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Требования Управления в части взыскания 80000 руб., основанные на неопубликованном нормативном акте - приказе Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.08.2018 N 2900.
Исковые требования Управления в части взыскания 673000 руб. основаны на акте проверки КСП от 23.12.2019, который содержит ошибочные сведения и расчёты - согласно расчётам в названном акте сумма субсидий по соглашениям с Управлением, включена в сумму доходов от родительской платы Учреждения, тогда как указанная сумма субсидий и произведённых за её счет затрат, учитывается за пределами суммы доходов от родительской платы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство лиц, участвующих в деле об участии их представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В назначенное время лица, участвующие в деле не обеспечили подключение к судебному заседанию с использованием системы веб-конференции.
Апелляционный суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 13.06.2023 до 16 час. 20 минут.
После перерыва в судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме. Апелляционный суд приобщил письменные пояснения к материалам дела.
Представитель Управления просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель КСП просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, общего (в том числе начального, основного и среднего) и дополнительного образования на основании лицензии, выданной министерством образования и науки Краснодарского края от 21.0.07.2014 N 06312, и свидетельства о государственной аккредитации от 22.03.2016 N 03588.
13.01.2016 между Управлением и Учреждением заключено соглашение N 123 о порядке и условиях предоставления Учреждению субсидии (обеспечение реализации основных общеобразовательных программ) (далее - Соглашение N 123), в соответствии с которым размер субсидии составил 9307476 рублей (т.1 л.74-80).
Дополнительным соглашением N 123/1 к Соглашению N 123 размер субсидии был установлен в размере 11586406 рублей.
11.01.2017 между Управлением и Учреждением заключено соглашение N 147 о порядке предоставления субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования (далее - Соглашение N 147), согласно которому размер субвенции был определён в размере 12838746 рублей.
27.11.2017 Управлением и Учреждением подписано дополнительное соглашение N 2 к Соглашению N 147.
09.01.2018 между Управлением и Учреждением заключено соглашение N 001 о предоставлении субсидии на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования путём возмещения затрат, включая расходы на оплату труда работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (далее - Соглашение N 001).
На основании распоряжения от 08.08.2019 N 74-р в период с 12.08.2019 года по 27.12.2019 аудиторами КСП проведена проверка частных образовательных учреждений расположенных на территории муниципального образования г.Новороссийск, с целью проверки соблюдения законности предоставления бюджетных средств частным детским садам и школам города Новороссийска, эффективность и целевое использование.
По результатам проведённой проверки было выявлено совершение Учреждением следующих нарушений:
- на момент заключения соглашения 13.01.2016, Учреждение не имело действующей аккредитации (закончилась 16.12.2015 года, новая получена 22.03.2016 года), следовательно, отсутствовало право на получение субвенции в сумме 2572000 руб., полученной в период с 01.01.2016 по 22.03.2016;
- допущено нецелевое расходование выделенных бюджетных средств в сумме 80000 руб. на оплату труда работникам, не относящимся должностям, реализующим образовательный процесс;
- Учреждением неправомерно получены из краевого бюджета субвенции на оплату обучения в сумме 673000 руб., ввиду того, что оплата за обучение части учащихся произведена за счёт средств материнского капитала.
Результаты проведённой проверки были зафиксированы в акте от 23.12.2019 года (т.1 л.д.13-51).
В связи с выявленными нарушениями 24.03.2020 КСП выдало Главе муниципального образования город Новороссийск представление (т.2 л.д.112-115), на основании которого Управления письмами от 08.04.2021 N 04.03-01-19-1250, от 14.04.2020 N 04.03-01-19-1288 направило Учреждению претензии о принятии мер к восстановлению в краевой бюджет субвенций, израсходованных на цели, не соответствующие условиям их предоставления в размере 3325000 руб., в том числе: 2572000 руб. субвенция выплаченная с 01.01.2016 по 22.03.2016 в период отсутствия действующего свидетельства о государственной аккредитации на реализацию не аккредитованных общеобразовательных программ; 80000 руб. заработная плата выплаченная персоналу на относящемуся к должностям реализующим образовательный процесс; 673000 руб. оплата произведённая дважды за счёт средств материнского капитала и за счёт субвенции.
Претензии были оставлены Учреждением без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах признание приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При определении размера расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников образовательных организаций, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно подпунктам 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции в период действий в рамках соглашения N 001), пунктам 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ; финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.
Частью 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В части 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Пунктом 3.4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО), установлено, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно. Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС ДО, должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников образовательных организаций по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (пункт 3.6.3 ФГОС ДО).
Оплата труда работников столовой муниципальных образовательных организаций не может быть обеспечена за счет субвенций субъекта Российской Федерации, поскольку частями 1 и 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечение питанием обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.08.2018 N 2900 утверждён перечень работников, оплата труда которых может осуществляться за счёт краевых субвенций.
Пунктом 1.2 Соглашения N 001 предусмотрено, что субсидия предоставляется получателю путём возмещения затрат, включая расходы на оплату труда педагогических работников.
В силу пункта 2.3.2 Соглашения N 001 Учреждение приняло на себя обязательство обеспечить достижение значений показателей в 2018 году, в том числе наличие педагогического образования и квалификационной категории своих работников.
Согласно материалам дела, в 2018 году Учреждением осуществлялась выплата заработной платы 3-м кухонным рабочим (Дудникова И.В., Солоухова С.В. и Ряженая И.А.), а также рабочему по ремонту и обслуживанию зданий (Сипихии A.M.). Расходы на оплату труда названных работников, в период с сентября по декабрь 2018 года, составили 80032 рубля.
Пунктом 2.2.4 Соглашения N 001 предусмотрено, что Управление вправе в случае установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем обязательств по настоящему соглашению вправе требовать возврата предоставленной субсидии.
В силу положений пункта 2.3.6 Соглашения N 001, Учреждение приняло на себя обязательство в случае нецелевого использования субсидий, представления в Управление недостоверной информации, несвоевременного предоставления информации, предусмотренной настоящим соглашением, в 30-дневный срок с момента получения соответствующего требования Управления возвратить полученные в соответствии с настоящим соглашением денежные средства в бюджет муниципального образования город Новороссийск.
Управление на основании выводов КСП, изложенных в акте от 23.12.2019 пришло к выводу о том, что выплата заработной платы кухонным рабочим (Дудникова И.В., Солоухова С.В. и Ряженая И.А.) и рабочему по ремонту и обслуживанию зданий (Сипихии A.M.) осуществлялась Учреждением за счёт полученной субсидии.
Постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.05.2015 N 3791 утверждён Порядок распределения, предоставления и расходования субсидий, предоставляемых образовательным организациям муниципального образования город Новороссийск на финансовое обеспечение получения общего и дошкольного образования и прочих субсидий, Приложением N 14 которого установлен Порядок определяет механизм предоставления, распределения и расходования субсидий по участию в профилактике терроризма и экстремизма в части обеспечения инженерно-технической защищённости муниципальных учреждений образования.
Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010 N 1897, от 17.05.2012 N 413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
Названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья.
Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ отнесено к полномочиям в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Названное полномочие реализуется, как указано в приведённой норме, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 52 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1).
Таким образом, к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.
Апелляционный суд учитывает, что в письме от 23.0.2020 Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края указало, что его приказ от 14.08.2018 N 2900 не является нормативным правовым актом.
Доказательство опубликования приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 14.08.2018 N 2900 в установленном статьёй 51 Закон Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", в материалы дела не представлены.
Доказательства действия приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 14.08.2018 N 2900 на лиц, получателей субсидий из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, Управлением в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришёл к неверному выводу о том, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с обеспечением прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, не предполагает оплату труда, в данном случае, кухонным рабочим (Дудникова И.В., Солоухова С.В. и Ряженая И.А.) и рабочему по ремонту и обслуживанию зданий (Сипихии A.M.) в общей сумме 80032 рубля. Следовательно, требования Управления о взыскании с Учреждения в указанной части не подлежат удовлетворению.
Статьёй 8 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктом 1.2 Порядка распределения, предоставления и расходования субсидий, предоставляемых образовательным организациям муниципального образования город Новороссийск на финансовое обеспечение получения общего и дошкольного образования и прочих субсидий, утверждённого постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.05.2015 N 3791, пунктом 1.1 соглашения от 15.01.2016 N 6/5, заключенного между Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Администрацией муниципального образования город Новороссийск, предусмотрено финансовое обеспечение получения дошкольного и общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по имеющим государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам.
Согласно материалам дела Управление в рамках подписанных с Учреждением соглашений перечислило денежные средства:
- по Соглашению N 123 в размере 13374416 руб.: по платёжным поручениям от 19.01.2016 N 101277 на сумму 852000 руб., от 19.01.2016 N 101280 на сумму 100000 руб., от 02.02.2016 N 67995 на сумму 185000 руб., от 02.02.2016 N 67994 на сумму 460000 руб., от 17.02.2016 N 68373 на сумму 400000 руб., от 01.03.2016 N 68644 на сумму 460000 руб., от 01.03.2016 N 68647 на сумму 184270 руб., от 16.03.2016 N 68949 на сумму 400000 руб., от 04.04.2016 N 70046 на сумму 450000 руб., от 04.04.2016 N 70049 на сумму 185000 руб., от 18.04.2016 N 70519 на сумму 300000 руб., от 29.04.2016 N 70978 на сумму 368392 руб., от 29.04.2016 N 70975 на сумму 2186150 руб., от 17.05.2016 N 71463 на сумму 710747 руб., от 02.06.2016 N 72151 на сумму 300000 руб., от 02.06.2016 N 72154 на сумму 290000 руб., от 20.09.2016 N 73930 на сумму 800000 руб., от 04.10.2016 N 74260 на сумму 972461 руб., от 04.10.2016 N 74262 на сумму 284270 руб., от 22.09.2016 N 73955 на сумму 184270 руб., от 18.10.2016 N 74567 на сумму 300000 руб., от 31.10.2016 N 74920 на сумму 1244690 руб., от 14.11.2016 N 75471 на сумму 400000 руб., от 01.12.2016 N 75873 на сумму 291078 руб., от 02.12.2016 N 75872 на сумму 1066088 руб.;
- по Соглашению N 001 в размере 13819234 руб.: по платёжным поручениям от 19.01.2018 N 72103 на сумму 1060000 руб., от 15.02.2018 N 720572 на сумму 1140000 руб., от 15.03.2018 N 721402 на сумму 1140000 руб., от 11.04.2018 N 722022 на сумму 1240000 руб., от 15.05.2018 N 723015 на сумму 3150000 руб., от 15.05.2018 N 723016 на сумму 654000 руб., от 13.06.2018 N 723888 на сумму 1490000 руб., от 18.09.2018 N 726217 на сумму 1080000 руб., от 13.11.2018 N 726661 на сумму 1229600 руб., от 09.10.2018 N 736660 на сумму 1100000 руб., от 04.12.2018 N 739227 на сумму 535634 руб.;
- по Соглашению N 147 в размере 13820855 руб.: по платёжным поручениям от 16.01.2017 N 78248 на сумму 100000 руб., от 16.01.2017 N 78245 на сумму 860000 руб., от 02.02.2017 N 78517 на сумму 184270 руб., от 02.02.2017 N 78407 на сумму 460000 руб., от 17.02.2017 N 78852 на сумму 400730 руб., от 01.03.2017 N 78863 на сумму 460730 руб., от 01.03.2017 N 78865 на сумму 184270 руб., от 16.03.2017 N 80321 на сумму 400000 руб., от 04.04.2017 N 81070 на сумму 185000 руб., от 04.04.2017 N 81067 на сумму 460000 руб., от 17.04.2017 N 81413 на сумму 400000 руб., от 03.05.2017 N 81597 на сумму 2000000 руб., от 03.05.2017 N 81598 на сумму 444372 руб., от 03.05.2017 N 81602 на сумму 51883 руб. 38 коп., от 03.05.2017 N 81601 на сумму 300000 руб., от 17.05.2017 N 82107 на сумму 710747 руб., от 05.06.2017 N 82479 на сумму 315941 руб. 69 коп., от 05.06.2017 N 82476 на сумму 600000 руб., от 15.09.2017 N 83791 на сумму 343470 руб., от 19.09.2017 N 83847 на сумму 926671 руб. 69 коп., от 19.09.2017 N 83848 на сумму 158328 руб. 31 коп., от 03.10.2017 N 84078 на сумму 600000 руб., от 18.10.2017 N 84398 на сумму 493000 руб., от 01.11.2017 N 85181 на сумму 649752 руб. 62 коп., от 21.11.2017 N 85896 на сумму 400000 руб., от 04.12.2017 N 86734 на сумму 1731688 руб. 31 копейка.
Согласно части 5 статьи 99 Федерального закона N 273, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путём подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статей 2, 7 и 11 Федерального закона N 256-ФЗ, пункта 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребёнком (детьми) расходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, средства материнского капитала, выплаченные из федерального бюджета, могут быть направлены, в частности, на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования ребёнком, включая оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребёнком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно материалам дела, Учреждение оказывает образовательные услуги по обучению по основным общеобразовательным программам (в рамках соответствующих ФГОС) и дополнительным общеобразовательными программам, а также услуги по присмотру и уходу за детьми.
Из представленных Учреждением доказательств следует, что Учреждением, как получателем субсидии, в 2016-2018 годы обеспечено ведение раздельного учёта целевых средств и отражение операций в учёте - использование целевого финансирования по дебету счёта 86 "Целевое финансирование" (т.4 л.д.81-83).
Согласно калькуляции за 2016-2018 годы, представленной Учреждением, апелляционным судом установлено, что в 2016 году Учреждением учитывалось число обучающихся по общеобразовательной программе - 426 чел. и 44 чел. - по программе дошкольного образования, в 2017 году число обучающихся по общеобразовательной программе - 440 чел. и 50 чел. - по программе дошкольного образования, в 2018 году число обучающихся по общеобразовательной программе - 463 чел. и 45 чел. - по программе дошкольного образования (т.5 л.д. 59-61).
Из представленных калькуляций следует, что учёт средств стоимости обучения и содержания обучающихся учитывалось Учреждением раздельно: за счёт субсидии на реализацию ФГОС - расходы на оплату труда и приобретение учебников; за счёт родительской платы/материнского капитала на дополнительное общеобразовательные программы за пределами ФГОС, присмотр уход, содержание детей.
Доказательства недостоверности учёта Учреждением средств субсидии и родительской платы, в том числе материнского капитала, Управлением в материалы дела не представлены. Доказательства исследования порядка учёта Учреждением полученных средств субсидии и родительской платы, в том числе материнского капитала, и учёт из расходования, не содержатся и в акте КСП от 23.12.20219.
Доказательства, осуществления Управлением контроля исполнения обязательств, вытекающих из Соглашений N 123, N 147 и N 001 (в соответствии с обязанностями и правами раздела 2 Соглашений), за целевым использование Учреждением полученной субсидии, Управлением в материалы дела не представлены.
Отсутствие контроля со стороны Управления следует и из позиции, изложенной по делу - об отсутствии возможности провести проверку учёта и расходования полученной Учреждением субсидии и родительской платы, в том числе материнского капитала (т.5 л.д. 63-67). Следовательно, отсутствие у Управления невозможности провести проверку представленных Учреждением сведений, апелляционный суд считает не доказывает недостоверность таких сведений.
Ведение Учреждением раздельного учёта полученной субсидии, суммы родительской платы, в том числе внесённой родителями с использованием материнского капитала, а также приходящихся на них расходов, апелляционным судом установлено из представленных Учреждением налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2016-2018 годы (т.5 л.д. 77-104):
- средства субсидий отражены в декларациях отдельно от доходов от реализации, в отчёте о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования по коду 171 (средства бюджета);
- отдельно в налоговых декларациях отражены иные целевые поступления (пожертвования, код 380).
Учреждение пояснило, что в отчёте: за 2017 год по коду 171 (средства бюджета) помимо субсидии на реализацию основных общеобразовательных программ отражены целевые средства, выделенные на проведение ЕГЭ в сумме 20453 руб. 79 коп., а также на выплату компенсациям родителям части родительской платы 41952 руб. 39 коп., которые были использованы по соответствующим целевым назначениям; за 2016 год по коду 171 отражены средства, выделенные на проведение ЕГЭ в сумме 20000 руб. 33 коп., а также на выплату компенсациям родителям части родительской платы 19283 руб. 46 копеек.
Налоговые декларации по налогу на прибыль за 2016-2018 годы были получены налоговым органом по месту налогового учёта Учреждения.
Доказательства недостоверности сведений, указанных в налоговых декларациях Учреждения и по налогу на прибыль за 2016-2018 годы, Управление в материалы дела не представило.
Доказательства получения Учреждением в рамках Соглашений N 123, N 147 и N 001 в завышенном размере, чем было рассчитано Управлением при подписании соглашений, в материалы дела не представлены.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что согласно Соглашениям N 123, N 147 и N 001 сумма полученных субсидий и произведённых за её счет затрат, учитывается за пределами суммы доходов от родительской платы, в том числе за счёт родительского капитала.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что доказательства двойного финансирования за счёт субсидий в 2016-2018 годы и за счёт средств материнского капитала в общей сумме 673000 руб. при оказании Учреждением услуг предоставления образовательным программам дошкольного, общего (в том числе начального, основного и среднего) и дополнительного образования, материалами дела не подтверждаются, в связи с чем требования Управления в указанной части не подлежат удовлетворению.
Наряду с этим, апелляционный суд находит обоснованным довод Учреждения о предъявлении Управлением требования за сроком давности в отношении требований о взыскании субсидии по Соглашению N 123 и частично по Соглашению N 147.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. При этом истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В соответствии со статьёй 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей в период заключения договоров, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Как разъяснено в пунктах 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Пунктом 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признаёт в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.
Согласно исковому заявлению, Управление основывает требования на неисполнении Учреждением обязанностей, установленных Соглашением N 123 и фактом перечисления Учреждению субсидии в рамках указанного соглашения иных оснований исковое заявление Управления в части неисполнения Учреждением обязанности по целевому использованию средств не содержит.
Апелляционным судом установлено, что требования Управления в части взыскания с Учреждения 673000 руб. оплаты, произведённой дважды за счёт средств материнского капитала и за счёт субвенции, вытекают из обязательств Соглашений N 123, N 147 и N 001.
Согласно Соглашению N 123 срок его действия - с момента подписания и до 31.12.2016 (пункт 6.1).
Пунктом 3.3 Соглашения N 123 предусмотрено, что в случае нарушения условий соглашения Учреждение приняло на себя обязательства незамедлительно возвратить в полном объёме Управлению сумме денежных средств, полученных по договору и использованные не по целевому назначению.
Пунктом 2.4.3 Соглашения N 123 предусмотрено, что в случае установления фактов нецелевого использования Учреждением субсидии и (или) неиспользовании субсидии в установленные сроки, Учреждение обязано вернуть средства в 30-дневный срок с момента получения соответствующего требования Управления возвратить полученные в соответствии с соглашением денежных средств в бюджет муниципального.
Согласно Соглашению N 147 срок его действия - с момента подписания и до 31.12.2017 (раздел 6).
Обязанность Учреждения по возврату субсидии, по причинен нецелевого её использования Соглашением N 147 не установлено.
Соглашением N 147 предусмотрен только возврат неиспользованной субсидии при расторжении соглашения (пункт 5.5).
Согласно Соглашению N 001 срок его действия - с момента подписания и до исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.3, 5.4).
Пунктом 2.3.6 Соглашения N 001 предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии, представления в Управление недостоверной информации, несвоевременного представления информации, предусмотренной соглашением, в 30-дневный срок с момента получения соответствующего требования Управления возвратить полученный в соответствии с соглашением денежные средства в бюджет муниципального образования город Новороссийск.
Соглашениями предусмотрена обязанность Учреждения представлять Управлению отчёт об использовании полученных средств: Соглашением N 147 - пункт 2.3.3; Соглашение N 001 - пункт 2.3.4.
Таким образом, Управление выполняя установленные соглашениями обязанности по осуществлению контроля за целевым использованием Учреждением субсидии и используя обязательную отчётность Учреждения, имело возможность установить факт нецелевого использования Учреждением средств, как в ходе текущего финансового года - при проверке отчётов Учреждения, так и по его окончанию.
Доказательства неисполнения Учреждением обязанности по представлению отчётов использования субсидий, Управлением не представлены.
Доказательства невозможности осуществления контроля целевого использования Учреждением субсидии по Соглашениям N 123, N 147 и N 001, Управлением в материалы дела не представлены.
Доказательства перечисления Учреждению субсидий позднее срока действия Соглашений N 123, N 147 и N 001 в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, в отношении права требовать от Учреждения возврата субсидии по факту нецелевого её использования в рамках Соглашения N 123, на момент обращения Управления с исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края, утрачена Управлением в связи с истечением срока давности предъявления требования.
В части требования Управления о взыскании субсидии по факту нецелевого её использования в рамках Соглашения N 147, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что требования Управления в части доли двойного финансирования за счёт субсидий в 2017 год и за счёт средств материнского капитала при оказании Учреждением услуг предоставления образовательным программам дошкольного, общего (в том числе начального, основного и среднего) и дополнительного образования приходящейся на перечисление субсидии по платёжным поручениям от 16.01.2017 N 78248 на сумму 100000 руб., от 16.01.2017 N 78245 на сумму 860000 руб., от 02.02.2017 N 78517 на сумму 184270 руб., от 02.02.2017 N 78407 на сумму 460000 руб., от 17.02.2017 N 78852 на сумму 400730 руб., от 01.03.2017 N 78863 на сумму 460730 руб., от 01.03.2017 N 78865 на сумму 184270 руб., от 16.03.2017 N 80321 на сумму 400000 руб., от 04.04.2017 N 81070 на сумму 185000 руб., от 04.04.2017 N 81067 на сумму 460000 руб., от 17.04.2017 N 81413 на сумму 400000 руб., от 03.05.2017 N 81597 на сумму 2000000 руб., от 03.05.2017 N 81598 на сумму 444372 руб., от 03.05.2017 N 81602 на сумму 51883 руб. 38 коп., от 03.05.2017 N 81601 на сумму 300000 руб., от 17.05.2017 N 82107 на сумму 710747 руб., на момент обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением было утрачено Управлением в связи с истечением срока давности.
В удовлетворении требований Управления о взыскании с Учреждения субсидии в части 2572000 руб., полученной в период с 01.01.2016 по 22.03.2016, было отказано, о чём указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа и в указанной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2020 не было отменено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что поскольку Управление не уменьшило размер заявленных требований, суд рассматривает первоначальные требования Управления, апелляционный суд находит противоречащим принятым по делу N А32-15880/2020 судебным актам.
При таких обстоятельствах, поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-15880/2020 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказа в удовлетворении исковых требований Управления.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Учреждением по платёжному поручению от 11.01.2021 N 1 произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 руб., по платёжному поручению от 16.12.2022 N 730 произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей.
При решении вопросов, связанных с исчислением и уплатой государственной пошлины, суд руководствуется как положениями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, так и главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
В данном случае вопрос о судебных расходах, понесённых лицами, участвующими в деле, разрешается апелляционным судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб., подлежат отнесению на Управление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-15880/2020 отменить.
В удовлетворении требований Управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск отказать.
В порядке распределения судебных расходов, взыскать с Управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315059308, ОГРН 1032309093486) в пользу частного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1" (ИНН 2315030732, 1022302389560) 6000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15880/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК, Управление образования АМО г. Новороссийск
Ответчик: Частное общеобразовательное учреждение "Гимназия N1", ЧОУ "Гимназия N1"
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9042/2023
17.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23829/2022
14.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15880/20
24.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8756/2021
08.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-387/2021
14.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15880/20