город Ростов-на-Дону |
|
16 июня 2023 г. |
дело N А01-4824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Адыгейского УФАС России посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Ситимов А.Ю. по доверенности от 06.03.2023, паспорт;
от АО "Краснодаргоргаз" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Цыкало Е.Г. по доверенности от 21.02.2023, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 21.04.2023 по делу N А01-4824/2022
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
(ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038)
при участии третьего лица: Падий Елены Николаевны
о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России, антимонопольная служба) от 26.12.2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 600 000 рублей и представления от 26.12.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-681/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодаргоргаз" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что основания для привлечения общества к ответственности и вынесения представления у антимонопольного органа не имелись, стороны по договору согласовали и подписали дополнительное соглашение о переносе сроков выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении к сети газораспределения. В действиях общества не имеется состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Адыгейское УФАС России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Адыгейского УФАС России и АО "Краснодаргоргаз" поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей Адыгейского УФАС России и АО "Краснодаргоргаз" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель АО "Краснодаргоргаз" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Адыгейского УФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Падий Е.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, в антимонопольную службу поступило заявление Падий Елены Николаевны по вопросу нарушения со стороны общества сроков выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения от 12.07.2022 N 142827-Т.П.(т) и Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения года дела об административном правонарушении в отношении общества.
15.12.2022 года антимонопольная служба пришла к выводу, что акционерное общество "Краснодаргоргаз" нарушило пункт 53 Правил N 1547 в части сроков осуществления мероприятий по технологическому подключению, в связи с чем, в отношении общества составлен протокол N 001/04/9.21-681/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением антимонопольной службы от 26.12.2022 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Одновременно с вынесением постановления административным органом в адрес общества направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.12.2022, согласно которому обществу надлежало принять меры для надлежащего исполнения требований Правил N 1547, для чего следует выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства заявителя. Информацию о приняты мерах следует представить в управление в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.
Считая незаконными постановление и представление, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Общество является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации согласно Правилам N 1547.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Указанный договор является публичным. Договор о подключении содержит, в том числе, такое существенное условие, как срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению). Технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию, в том числе, о сроке подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства.
Согласно пункту 53 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать (с учетом положений пункта 54 Правил N 1547) 135 дней - для заявителей первой категории.
В силу пункта 54 Правил N 1547, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) заявителей первой категории предусматривают особенности, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) продлевается не более чем на: 30 дней - в случае необходимости устройства пунктов редуцирования газа; 30 дней - в случае необходимости бестраншейного способа прокладки газопровода протяженностью до 30 метров; 30 дней - в случае пересечения сети газораспределения с коммуникациями ресурсоснабжающих организаций и (или) автомобильными дорогами местного значения; 50 дней - при необходимости оформления публичного сервитута для строительства газопроводов на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) заявителей первой категории, указанный в абзаце втором пункта 53 настоящих Правил, может быть продлен не более чем на 70 дней.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 1547 в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению), выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен по инициативе заявителя (за исключением случая установления срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с пунктом 57 Правил N 1547).
Для продления указанного срока заявитель не позднее чем за 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, направляет исполнителю письменное предложение о внесении изменений в договор о подключении, предусматривающее продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письменного предложения направляет заявителю в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение) подписанный со стороны исполнителя проект дополнительного соглашения к договору о подключении, которым продлевается срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), осуществляемых исполнителем и заявителем в соответствии с пунктом 61 Правил N 1547.
Срок, на который продлевается срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), не может превышать 6 месяцев - для заявителей первой категории.
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что 12.07.2022 между Падий Е.Н., ООО "Газпром газификация" и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор N 142827 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения. В соответствии с пунктом 3 указанного договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения и пуску газа составляет 135 дней со дня заключения настоящего договора.
Следовательно, обязательства АО "Краснодаргоргаз" по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения и пуску газа должны были выполнены не позднее 24.11.2022.
В установленный срок мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией не были исполнены.
Возражая против привлечения к ответственности общество представило в суд дополнительные соглашения от 14.12.2022 и 14.01.2023, акт о подключении (технологическом присоединении) от 01.02.2023, заявления гражданина.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что стороны по договору согласовали и подписали дополнительное соглашение о переносе сроков выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении к сети газораспределения, согласно которому срок технологического присоединения продлен до 15.01.2023 и 15.02.2023.
Как следует из жалобы Падий Е.Н. от 05.12.2022, на момент обращения в антимонопольный орган договор не исполнен, поэтому потребитель вынужден обратиться в антимонопольный орган для защиты своих прав. Технологическое присоединение фактически осуществлено 01.02.2023.
Доказательства того, что Падий Е.Н. направлялись уведомления/соглашения о продлении срока исполнения договора не представлено.
Из материалов дела следует, что после составления протокола 15.12.2022 в адрес УФАС по Республике Адыгея поступил пакет документов от сетевой организации от 20.12.2022 (вх. от 21.12.2022 N 4819), который содержал сведения о заключении дополнительного соглашения от 14.12.2022 года.
Дополнительное соглашение от 15.01.2023 было представлено только при рассмотрении заявления в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что дополнительное соглашение от 14.12.2022 было подписано сторонами за пределами срока, установленного договором на подключение объекта (24.11.2022) для исполнения обязательств обществом, на момент вынесения протокола в антимонопольном органе ни одна из сторон не заявляла об этом соглашении.
Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 53 Правил N 1547. Указанная норма носит императивный характер.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" установлено, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой норма правила.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (пункт 3 постановления ВАС РФ от 14.03.2014 N 16) обратил внимание на то, что такая норма императивная, если исходя из целей законодательного регулирования ее императивность необходима для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
Условия о сроках осуществления технологического присоединения, а также о распределении обязательств в рамках договора между газораспределительной организацией и заявителем определены действующим законодательством, и на усмотрение газораспределительной организации не относятся. В частности, это означает, что алгоритм действий газораспределительной организации, а также временной интервал, отведенный на исполнение договора, не могут изменяться последней, если это приведет к ухудшению положения заявителя.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа и оказанию услуг по технологическому присоединению газопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.
Между тем доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно пришел к выводу что, обществом нарушен установленный порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении судом не установлено.
На момент рассмотрения дела административным органом срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Согласно постановлению Адыгейского УФАС России N 001/04/9.21-484/2022 от 14.10.2022 АО "Краснодаргоргаз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление было исполнено, о чем свидетельствует квитанция об оплате N 10276.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В связи с чем, довод антимонопольного органа о том, что действия общества следует классифицировать, как повторное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден надлежащими доказательствами.
Суд не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Наличие оснований для снижения назначенного административным органом наказания ниже установленного соответствующей административной санкцией предела также не установлено.
Доказательства того, что реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 тыс. рублей, в деле отсутствуют, как и доказательства того, что взыскание штрафа в таком размере повлечет за собой для общества необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности.
Суд правомерно пришел к выводу, что назначенное обществу наказание в размере 600 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оспариваемое обществом представление от 26.12.2022 вынесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Антимонопольный орган, вынося оспариваемое представление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и является законным и обоснованным.
Как указано выше, материалами административного дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки, и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения заявителя к административной ответственности, установлением причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не имеется.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.04.2023 по делу N А01-4824/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-4824/2022
Истец: АО "Краснодаргоргаз", Общество с ограниченной ответсвенностью "КРАСНОДАРГОРГАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республика Адыгея, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Падий Елена Николаевна