16 июня 2023 г. |
Дело N А83-15472/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2023 по делу N А83-15472/2022, принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к Муниципальному образовательному учреждению "Изумрудновская школа" Джанкойского района Республики Крым о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению "Изумрудновская школа" Джанкойского района Республики Крым (далее - МБОУ "Изумрудновская школа") о взыскании финансовых санкций в размере 4000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, фонд обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что страхователем в течении 5 рабочих дней со дня получения уведомления не исправлены недостоверные сведения, представленные по форме СЗВ-СТАЖ, в части включения нерабочих праздничных дней, установленных законами Республики Крым, в стаж работы застрахованных лиц; не включения сведений о коде льготы на период повышения работниками квалификации с отрывом от производства (работы).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка в отношении МБОУ "Изумрудновская школа", по результатам которой выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 г.г.
24.11.2021 фондом в адрес МБОУ "Изумрудновская школа" было направлено уведомление N 93 об устранении ошибок и (или) соответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда.
09.12.2021 по результатам проверки составлены акты N 091S18210012492, N 091S18210012493, N 091518210012494, N091518210012495 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых указано о несоответствии сведений индивидуального (персонифицированного учета) первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии, по форме СЗВ - СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 г.г. в отношении 2 застрахованных лиц.
На основании указанных актов пенсионным фондом вынесены решения от 14.01.2022 N 091S19220000257, N 091S19220000256, N091S19220000255, N 091S19220000254 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым страхователю в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ назначен штраф в общей сумме 4000 рублей.
На основании вступивших в законную силу решений были вынесены требования от 14.02.2022 N 091S01220001770, N 091S01220001769, N091S01220001768, N 091S01220001766 об уплате финансовых санкций.
Ввиду неисполнения указанных требований в добровольном порядке, пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ, Закон N167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 11.01.2017 N 3п: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Как следует из материалов дела, в результате проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, проведенной фондом, было установлено, что в указанных сведениях проставлен код льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014, а также Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У. Сведения о стаже на соответствующих видах работ в отношении вышеуказанных застрахованных лиц признаны недостоверными и не подлежащими включению в лицевой счет застрахованных лиц.
Учреждению предложено в течение пяти рабочих дней предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы, исключив из стажа застрахованных лиц, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, указанные региональные нерабочие праздничные дни.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П).
Согласно пунктам "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с данной статьей, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
В соответствии с частью первой статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также правила их исчисления определены Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 и от 29.10.2002 N 781.
В частности, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанные нормативные акты содержат полный перечень периодов работы, подлежащих исключению из периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости. При этом выходные и нерабочие праздничные дни (как федерального значения, установленные статьей 112 Трудового кодекса РФ, так и региональные, определенные нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации) в перечень периодов, подлежащих исключению, не входят.
При этом отсутствие в Правилах N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 и Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У наравне с выходными днями и федеральными нерабочими праздничными днями, являются временем отдыха работника, указанные дни исключению из периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости, не подлежат.
Кроме того, как следует из акта от 14.09.2021 N 44 пенсионным фондом установлено, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в период прохождения курсов повышения квалификации код льготы 27-ПД не проставлен (Гуменюком С.С. с 17.04.2018 по 28.04.2018, с 18.11.2019 по 20.11.2019, с 26.05.2020 по 28.05.2020; Келямовой З.Ш. с 27.11.2017 по 08.12.2017, с 24.12.2018 по 26.12.2018, с 25.03.2019 по 29.03.2019, с 27.01.2020 по 07.02.2020.). Указанное обстоятельство оценено фондом как недостоверность предоставленных сведений.
Судом установлено, что сведения в отношении вышеуказанных застрахованных лицах предоставлены учреждением своевременно (до 01 марта соответствующего года).
Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждены формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядок их заполнения и формат сведений.
В силу действующей на момент предоставления сведений за 2017-2020 годы пункта 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" (Приложение N 5 к Постановлению N 507п) предусматривалось, что для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны следующие дополнительные сведения: повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ".
Таким образом, учреждение при непроставлении кода льготы 27-ПД в периоды прохождения застрахованными лицами курсов повышения квалификации руководствовалось законодательством, действующим на момент предоставления сведений СЗВ-СТАЖ.
Возможность проставлять код льготы в периоды, отмеченные в сведениях пояснением "КВАЛИФ" появилась только с 06.09.2021 после принятия Пенсионным фондом РФ Постановления N 304п.
При этом Постановление N 304п (как и Постановление Правительства РФ от 04.03.2021 N 332, с принятием которого повышение квалификации стало засчитываться в льготный стаж), не содержат положений о распространении своего действия на предыдущие отчетные периоды, и не предусматривают обязанность страхователя корректировать предоставленные ранее сведения.
Более того, частью 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязанность вносить корректировку в предоставленные страхователями сведения в случае изменения пенсионного законодательства возлагается на сами органы пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2023 по делу N А83-15472/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15472/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА" ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ