г. Москва |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А40-250416/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Мосжилинспекции
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2023
по делу N А40-250416/22,
по заявлению ТСЖ "Кварт-128"
к Мосжилинспекции
о признании недействительным предостережения,
при участии:
от заявителя: |
Бычков С.В. дов. от 12.12.2022, Илюшко Н.Б. дов. от 12.09.2022 |
от ответчика: |
Самойлова Д.С. дов. от 23.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Кварт-128" (заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Мосжилинспекции (ответчик, Инспекция) о признании недействительным Предостережения от 28.09.2022 N З-ПРС-Ж-1792/22.
Решением от 15.03.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель товарищества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, товарищество является объединением собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.128, корп. 1, для совместного управления общим имуществом. Основная цель Истца -благоустройство прилегающей территории, решение вопросов эксплуатации и содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.
28.09.2022 Инспекцией вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому ответчик обязал заявителя в срок до 25.10.2022 провести мероприятия по приведению расчета (методике расчета) за коммунальные услуги, а именно: отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение МОП и ИТЛ, а также вывоз ТБО и КГМ по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.128, корп. 1 в соответствие с п.38, 42, 42 (1), 44, 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила), а также провести мероприятия по приведению единых платежных документов по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.128, корп. 1 в соответствие с п.69 Правил.
Не согласившись с оспариваемым предостережением, товарищество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ТСЖ "Кварт-128" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта Инспекции.
Согласно п.п.63, 66, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п.69 Правил - В платежном документе указываются:
почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Из материалов дела усматривается, что с февраля 2022 года единых платежный документ полностью соответствует п.69 Правил. Данный довод был описан в ответе на запрос N ГР-08-5789/22 от 25.07.2022 (прилагается). Таким образом, довод Ответчика в Предостережении о том, что единый платежный документ, в том числе на квартиру N 29 нарушает п.69 Правил, не соответствует действительности.
Расходы на вывоз ТБО и КГМ учитываются по фактически вывезенным с территории дома контейнерам в конкретном месяце. Товариществом определяется среднемесячное количество контейнеров, умножается на 12 месяцев и умножается на стоимость вывоза 1 контейнера по договору со специальным лицензированным поставщиком данного вида услуги. Рассчитывается, как и в случае прочих коммунальных услуг, стоимость данной услуги с 1 кв.м. С 01 января 2022 года согласно Постановлению Правительства Москвы от 07.02.2021 г. N 1902-1111 вывоз ТКО передан региональному оператору специализированной организации ГУП (ЭКОТЕХПРОМ).
Как верно указал суд первой инстанции, заявителем не нарушен п.148 (30) Правил. Расчет расходов на вывоз ТБО и КГМ происходит по формуле, установленной п.148 (30) (приложением 2) Правил.
Согласно п.44 Правил - Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 -12(2) приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, при расчете платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем холодной воды, определенный за расчетный период по показаниям такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждается актом, подписанным организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Протоколом от 18 февраля 2021 утверждены сметы расходов заявителя (бюджета) на содержание дома за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 и с и с 01.01.2021 по 31.05.2021, исходя из который устанавливаются размеры обязательных платежей (взносов) каждого собственника, пропорционально его доле собственности (в расчёте за 1 кв. общей площади жилых/нежилых помещений, с учётом минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждённого Постановлением Правительства г. Москвы на соответствующий период): на период с 01.06.2020 по 31.12.2020 - 124,64 руб. за 1 кв.м, из них на электроснабжение МОП и ИТП - 4,77 руб. за 1 кв.м.; на период с 01.01.2021 по 31.05.2021.
159,98 руб., из них на электроснабжение МОП и ИТП - 3,40 руб. По квартире No 29: начисления за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 г. - 4,77 руб. х 173,4 кв.м = 827,12 руб.; за период с 01.01.2021 г. по 31.05.2021 - 3,4 руб. х 173,4 руб. = 589,56 руб.
Протоколом N 2 от 19 июля 2021 г. (вопрос 18) утверждены сметы расходов Истца(бюджета) на содержание дома за период с 01.06.2021 г. по 31.05.2022 г., исходя из которой устанавливаются размеры обязательных платежей (взносов) каждого собственника, пропорционально его доле собственности (в расчёте за 1 кв.м общей площади жилых/нежилых помещений, без учёта минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждённого Постановлением Правительства г. Москвы на соответствующий период) - 120,58 руб. за 1 кв.м, из них на электроснабжение МОП и ИТП - 4,91 руб. за 1 кв.м. По квартире N° 29 начисления за период с 01.06.2021 г. по 31.05.2022 г. - 4,91 руб. х 173,4 руб. = 851,39 руб.
Протоколом N° 2 от 20 июля 2022 г. (вопрос 15) утверждены сметы расходов.
Товарищества (бюджета) на содержание дома за период с 01.07.2022 г. по 31.12.2023 г., исходя из которой устанавливаются размеры обязательных платежей (взносов) каждого собственника, пропорционально его доле собственности (в расчёте за 1 кв.м общей площади жилых/нежилых помещений, без учёта минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждённого Постановлением Правительства г. Москвы на соответствующий период) -128,41 руб. за 1 кв.м, из них на электроснабжение МОП и ИТП - 5,67 руб. за 1 кв.м. По квартире No 29 начисления за период с 01.06.2021 г. по 31.05.2022 г. - 4,91 руб. х 173,4 руб. = 983,18 руб.
Жилые и нежилые помещения дома оснащены ИПУ расхода электроэнергии, и собственники рассчитываются за её потребление напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Электроэнергия, потребленная в МОП дома и подземной автостоянке, поставляется АО "Мосэнергосбыт" согласно Договору N 92973766 от 03.06.2003 г.
Оплата производится по показаниям ОПУ по регулируемым тарифам для группы потребителей "Население". Начисления собственникам осуществляются по фактическим расходам. Метод расчета платы за электроэнергию на ОДН, приходящийся, в том числе на квартиру N° 29, указан в плане содержания и ремонта дома на соответствующий период, утвержден общим собранием членов ТСЖ.
Нарушения п.44 Правил в расчете платы за коммунальную услугу (электроэнергию) на общедомовые нужды также отсутствуют, учитывая, что расчет производится с соответствием п.44 Правил.
Плата за отопление в МКЩ по адресу: г. Москва, Ленинский проспект. дом 128, корп. 1, оборудованного ОПУ и не оборудованного ИПУ тепловой энергии, включая квартиру N 29, производится по фактически потребленному ресурсу, на основании показаний ОПУ. Теплоноситель для целей нагрева ХВС и отопления помещений поступает на индивидуальный тепловой пункт, обслуживающий только данный дом. Для расчета платы за потребление тепла используются проектные объемы по договору N1006/048 от 01.03.2002 г, с ПАО, а именно:
3 000 Гкал в год - на отопление дома и подогрев ХВС для нужд ГВС;
330 Гкал в год - на приточную вентиляцию в подземную автостоянку.
Данный расход тепла умножается на тариф, утвержденный Постановлением Правительства Москвы на конкретный период. Финансовый год в ТСЖ (KBAPT-128) исчисляется с 01 июня текущего года по 31 мая следующего. План работ на предстоящий финансовый год ТСЖ содержит расчет всех предстоящих расходов, включая расходы на коммунальные услуги, в том числе и на тепло, и направляется всем членам ТСЖ для изучения к предстоящему годовому собранию. В связи с тем, что расчетный расход тепла не может совпадать с фактическим (например, холодная зима, ранний период подачи отопления, позднее отключение тепла, количество проживающих на доме), к концу финансового года образуется перерасход или переходящий остаток, с учетом которого корректируется конкретная статья проекта сметы, уменьшая или увеличивая расход по ней. Проект сметы также направляется всем членам ТСЖ к общему годовому собранию для ознакомления и принятия решения. Для начисления платы за тепло используется метод равнодолевого по месяцам распределения расходов в течение финансового года (12-ти последовательных месяцев), Такой метод принят по всем затратам Товарищества, соответствует Жилищному Кодексу РФ, представляется наиболее удобным для собственников помещений МКД. Данный метод ежегодно утверждается общим собранием членов ТСЖ путём утверждения сметы расходов Товарищества (бюджета) и плана-графика содержания общего имущества на основании которого планируется бюджет. Так как каждый собственник обязан оплачивать все расходы на содержание МКД и коммунальные услуги пропорционально своей доле собственности, в смете определяется стоимость одного метра общей площади, отдельно по дому и отдельно по подземной автостоянке. Так, общая площадь принадлежащих собственникам помещений в доме до 01.07.2022 года была равна 24 391,20 кв.м, а общая площадь принадлежащих собственникам машино-мест - 2 878,80 кв.м.
Площадь квартиры N 29, принадлежащей в долях Хвесене А.Ю. и Хвесене В.М., составляет 173,4 кв. м. Рассчитанный по вышеизложенному правилу тариф по смете ТСЖ равен:
с июня 2020 года по декабрь 2020 годя - 20,50 руб. за 1 кв.м
с января 2021 года по май 2021 года - 26, 38 руб. за 1 кв.м
с июня 2021 года по май 2022 года - 21,33 руб. за 1 кв.м
С июня 2020 по декабрь 2020 года кв. N 29 было начислено: 20,50 руб. x 173,4 кв.м = 3 554,70 руб. в месяц или 24 882,90 руб. за 7 месяцев.
С января 2021 года по май 2021 года кв. N 29 было начислено: 26,38 руб. х 173,4 кв.м = 4574,29 руб. в месяц или 22 871.46 руб. за 5 месяцев.
Итого за 12 месяцев квартире No 29 было начислено: 24 882.90 + 22 871.46 = 47 754,36 руб. - в данную сумму входит отопление и подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения квартиры и мест общего пользования во всем доме.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 в случае отсутствия ИПУ в жилом помещении, начисление за потребленные ресурсы оплачиваются по нормативам, утвержденным Правительством г. Москвы, а именно:
0,016 Гкал за 1 кв.м:
подогрев воды - 0,294 Гкал на 1 человека;
водоотведение - 11,68 куб.м на 1 чел, в месяц:
по ХВС - 6,935 куб.м на 1 чел. в месяц:
по ГВС - 4,745 куб.м на 1 человека.
Согласно выписке из домовой книги в квартире N 29 проживает 7 человек. Из чего следует:
на отопление кв. N 29:
0,016 Гкал х 173,4 кв.м = 2,7744 Гкал в месяц, 2,7744 Гкал х 1 864,30 руб. = 5172,31 руб. за июнь 2020 года;
2.7744 Гкал х (1929,41 х 6) руб. - 32 117,73 руб. - с июля 2020 г. по декабрь 2020 г; с января 2021 г. по май 2021 г.: 2,7744 Гкал х (1929,41х5) руб.=26 764,78 руб.
Итого за тепло в год: 5 172,31 + 32 117,73 + 26 764,78 = 64 054,82 руб. в год.
Подогрев воды на 1 человека в месяц - 0,294 Гкал х 7 чел = 2,058 кал - на кв. N° 29.
Средний тариф за 1 Гкал по Постановлению Правительства Москвы в данный период составляет: (1864,30 + 1929,41 х 11)/12 - 1923,98 руб. за 1 Гкал. 1923,98 руб. к 2,058 Гкал х 12 мес. = 47 514,61 руб.
Сложив 64 054,82 руб. + 47 514,61 руб. = 111 569,43 руб.,
Таким образом, в случае использования нормативов для начисления за тепло, ТСЖ "КВАРТ-128" не доначислено кв. N" 29: 1 11 569,43 руб. - 47 754,36 руб. = 63 815,07 руб.
Фактически, используя начисления за коммунальные и прочие работы и услуги, в том числе на тепло, по фактическим расходам, получается, что с июня 2020 года по 31 мая 2021 год объем тепла всего по дому с подземной автостоянкой составил 3 571,258 Гкал. Из них 330 Гкал пошло на приточную вентиляцию подземной автостоянки, а на дом, соответственно - 3 571,258 Гкал -330 Гкал = 3241,258 Гкал, что составляет за данный период (6 884 419,13 руб. - 634 91 3,40 руб.) = 6 249 505,73 руб..
Таким образом: 3 241,258 Гкал х 173,4 кв.м/24391,2 кв.м х 1923,98 руб. = 44 332,54 руб. в год.
В данном периоде по кв. No 29 было начислено больше на (47 754,36 руб. - 44 332,54 руб.) = 3 421,82 руб.
Разницу в начисленных и фактически произведенных расходах по данной статье Товарищество учло в проекте сметы на период с 01.06.2021 по 31.05.2022.
Между тем, объем расхода тепла в этот период составил 3 848,744 Гкал, в том числе на дом: 3 848,744 Гкал - 330 Гкал = 3 518,744 Гкал в год.
По кв. N 29 за этот период было начислено: 21,33 руб. х 173,4 кв.м х 12 мес. = 44 383,46 руб., где тариф на тепло, утвержденный по смете составил 21,33 руб. с 1 кв.м.
По факту нужно было бы начислить: 3 518,744 ГКал х 173,4кв.м/24 391,20 кв.м х (2010,73уб. x 11mec. + 1921,41 py.)/12 мес.= 3 518.744 х 0,007109 х 2003,29 = 50 111,80 руб. в год, то есть ему начислено за этот год меньше на 5 728,00 руб. (50 111,80 руб. - 44 383,46 руб.).
В квартирах и прочих помещениях отсутствуют ИПУ воды, в результате чего Товарищество производит начисления платы по данной статье сметы по фактическим расходам, пропорционально площадям, принадлежащим собственникам помещений, без разделения на водопотребление и водоотведение, на основании показаний ОПУ МКД. Кроме того, как сказано выше, горячая вода на дом не подается, а готовится в своем ИТП, в связи с чем, в смете отсутствует статья "ГВС".
Сметный тариф Товарищества на водопотребление и водоотведение составил 5,04 руб. с 1 кв.м, таким образом, расход воды оплачивался кв. N 29 в размере 873,04 руб. ежемесячно (5,04 руб. х 173,4кв.м).
При этом фактический расход воды по дому составил 1 913 767,97 руб. и 32 017,02 руб. -по подземной автостоянке за финансовый год.
Исходя из этого по кв. N 29 необходимо было бы начислять 1 133,77 руб. в месяц (1 913 767,97 руб./24 391,20 кв.м х 173,4кв.м /12мес.).
Согласно Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 при отсутствии ИПУ воды на доме во всех квартирах и наличии ОПУ, начисления производятся по нормативам, а именно:
так как на дом поступает только холодная вода, то 11,68 куб.м/чел х 7 чел = 91,76 куб.м в месяц. Тариф на водопотребление в июне 2021 г. - 42,30 руб. за 1 куб.м, на водоотведение -30,90 руб. за 1 куб.м воды. Тариф с 01.07.2021 г. по 31.05.2022 г. на водопотребление - 43,57 руб. за 1 куб.м, на водоотведение - 32,02 руб. за 1 куб. м. Таким образом, по квартире No 29 следовало бы начислить:
91,76 куб.м х (42,30 руб. + 43,57 руб. х 11мес.)/12 мес. = 3 988,27 руб. в месяц.
За водоотведение следовало бы начислять: 91,76 куб.м х (30,90 руб. +32,02 руб. х 11 мес.)/12 мес. = 2 929,58 руб.
Итого нужно было бы начислить 3 988,27 + 2 929,58 = 6 917,85 руб. в месяц.
Получаем разницу в размере 6 044,81 (6 917,85 - 873,04) руб. в месяц или 72 537,78 руб. в год.
Согласно п.п. 38, 40, 42, 42 (1), 42 (2) Правил - Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию, указанные повышающие коэффициенты не применяются.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 настоящих Правил.
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит один раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего -шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расчеты заявителя за коммунальные услуги полностью соответствуют Правилам, нарушения п. 38, 42, 42 (2), 44, 148 (30) Правил - отсутствуют.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с ч. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, а также на п. 38 Правил.
Инспекция считает, что общее собрание собственников помещений (членов ЖСК, ТСЖ) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопления на иные цели.
Между тем, в действующей редакции ч. 16 ст. 12 ЖК РФ дословно указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
Данные полномочия реализованы в ст.ст. 154 - 155 ЖК РФ, а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Все вышеуказанные нормы не нарушались ТСЖ "КВАРТ-128" и соблюдаются, на что указано выше.
Кроме того, переходящий остаток по статье сметы "Отопление", в случае его образования в предыдущем году, использовался и используется в следующем периоде по той же статье сметы расходов, на те же цели, т.е. на отопление. ТСЖ "КВАРТ-128" после проведения ежегодных общих собраний членов Товарищества собственников жилья регулярно, в установленные законодательством сроки, направляло в Мосжилинспекцию соответствующие протоколы этих собраний со всей документацией, утвержденной решениями членов Товарищества. В этой связи утверждение Мосжилинспекции о том, что суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопления направлялись на иные цели является голословным и не соответствующим действительности.
Таким образом, вывод Инспекции о том, что общее собрание собственников помещений (членов ЖСК, ТСЖ) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопление на иные цели является необоснованным.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое предостережение Инспекции является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы товарищества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Мосжилинспекцию в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Кварт-128" в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2023 по делу N А40-250416/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250416/2022
Истец: ТСЖ "КВАРТ-128"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ