город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2023 г. |
дело N А32-1525/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Свечкарева М.В. по доверенности от 10.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.04.2023 по делу N А32-1525/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН: 2309001660, ОГРН: 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: Бексултанова М-С.М.
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) от 12.12.2022 N 023/04/9.21-3605/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" сводятся к тому, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. ПАО "Россети Кубань" не имело законных оснований для направления в адрес Бексултанова М-С.М. документов, предусмотренных п. 105 Правил N 861, соответственно, пункты 11, 15, 105 Правил N 861 Обществом не нарушены. Из системного анализа ст. 28.1 КоАП РФ следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. При этом, в деле N023/04/9.21-3605/2022 достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, отсутствуют. Таким образом, отсутствовал и повод к возбуждению дела об административном правонарушении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Бексултанов М-С.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ПАО "Россети Кубань" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ПАО "Россети Кубань" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От Бексултанова М-С.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Бексултанова М-С.М.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 12.12.2022 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3605/2022, в соответствии с которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч, 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пунктов 11, 15, 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
ПАО "Россети Кубань" считает вышеуказанный ненормативный акт (постановление) незаконным, необоснованным, нарушающим законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду следующего.
В адрес ПАО "Россети Кубань" посредством портала электросетевых услуг группы компаний "Россети" (далее - Портал) от Бексултанова М-С.М. поступила заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, с/т "Ветеран" (вх. от 03.06.2022 N СЭС/121/12226-о, номер на Портале 4941226). Максимальная мощность энергопринимающих устройств согласно направленной заявке составляет 10 кВт, уровень напряжения - 0,4 кВ, категория надежности - III.
При этом, в ходе рассмотрения заявки установлено, что пп. "б" п. 9 Правил N 861 место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, Бексултановым М-С.М. в заявке указано некорректно, в связи с чем для разработки технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения, а также последующего выполнения комплекса мероприятий, сетевой организации необходима информация о точном месте нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации,
В связи с указанными обстоятельствами, в установленный законом срок (08.06.2022) сетевой организацией направлен ответ, содержащий необходимые разъяснения,
При изложенных обстоятельствах заявитель пришел к выводу об отсутствии повода к возбуждению дела об административном правонарушении; полагает, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, следовательно, отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, постановлением N 861 от 27.12.2004 утвердило "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" и "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям".
Также Правительством Российской Федерации постановлением N 442 от 04.05.2012 утверждены "Основные положения о функционировании розничных рынков электрической энергии".
Судом установлено, что в Краснодарское УФАС России поступило обращение Бексултанова Магомед-Сани Магомедовича (вх. от 19.07.2022 N 8954/22) (далее -Заявитель) на действия ПАО "Россети Кубань" (далее - Сетевая организация).
Как следует из материалов, приложенных к обращениям, 02.06.2022 посредством портала Сетевой организации в сети Интернет (далее - портал) Бексултанов Магомед-Сани Магомедович подал в ПАО "Россети Кубань" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ Объекта, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Центральный, с/т "Ветеран" (далее - Объект).
Заявка зарегистрирована на портале ПАО "Россети Кубань" 03.06.2022 за N 4941226 (далее - Заявка).
В Заявке указана максимальная присоединяемая мощность 10 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III, характер нагрузки - бытовая.
По результатам рассмотрения Заявки на технологическое присоединение ПАО "Россети Кубань" направило в адрес Бексултанова М-С.М. уведомление о несоответствии в части, некорректно указано местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Согласно п. 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно "приложениям N 4" - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В соответствии с п. 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 1 0 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Заявитель относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил N 861.
В рамках административного расследования по делу N 023/04/9.21-3605/2022 в обоснование приостановления рассмотрения заявки N4941226 ПАО "Россети Кубань" указало на несоответствии в части, некорректно указано местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации
Должностным лицом Краснодарского УФАС установлено, что Бексултановым М-С.М. представлена выписка из ЕГРН на земельный участок с указанием местоположением: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Высокогорная, с/т "Ветеран".
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно указано, что довод ПАО "Россети Кубань" о выявленном противоречии в содержании Заявки и приложении к ней не подтвержден.
В соответствии с п. 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее -личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению Б соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае если заявителем выступает физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, гарантирующий поставщик обеспечивает размещение в личном кабинете потребителя наименования и платежных реквизитов гарантирующего поставщика, а также информации о номере лицевого счета заявителя. В указанном случае договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке (договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации), признается заключенным со дня размещения сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации, в личном кабинете потребителя.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Учитывая дату поступления Заявки (03.06.2022) Сетевая организация должна разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные п. 105 Правил N 861 (условия "типового договора" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N861; технические условия) не позднее 17.06.2022.
ПАО "Россети Кубань" (ранее - ПАО "Кубаньэнерго") включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Так как ранее ПАО "Россети Кубань" (ранее - ПАО "Кубаньэнерго") было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (N A32-27379/2021, вступившее в силу 12.02.2022, оплачено 06.04.2022), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП.
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении требований п.п. 11, 15, 105 Правил N 861, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП.
Местом совершения правонарушения является - место расположения ПАО "Россети Кубань" - 350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2 "А".
Время совершения правонарушения: 17.06.2022 - дата, до которой Сетевая организация должна была разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные п. 105 Правил N 861 (условия "типового договора" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N105; технические условия).
При возбуждении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21 -3605/2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России, Бексултанова Магомед-Сани Магомедовича признан потерпевшей стороной по делу.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, отсутствуют, в связи с чем, отсутствует и повод к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения Бексултанова М-С.М. и проведении административного расследования, по результатам которого антимонопольным органом было вынесено оспариваемое постановление.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2023 по делу N А32-1525/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1525/2023
Истец: ПАО Россети Кубань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Бексултанов Магомед Сани Магомедович, Бексултанов Магомед-Сани Магамедович, УФАС по КК