город Москва |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А40-30398/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Минобороны России
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 24 марта 2023 года по делу N А40-30398/23
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН: 1033600131366, ИНН: 3663046559)
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России,
(ОГРН: 1037715046467, ИНН: 7715033007)
2. Минобороны России (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Пивоварова Д.В. по доверенности от 30.12.2022,
от ответчика 1 Мизяк Б.Е. по доверенности от 15.11.2022,
от ответчика 2 Мизяк Б.Е. по доверенности от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО ВОРОНЕЖ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчикам 1. ФКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, 2. МИНОБОРОНЫ РОССИИ о взыскании с ФКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, а при недостаточности денежных средств с МИНОБОРОНЫ РОССИИ задолженность (основной долга) за потреблённую тепловую энергию на отопление по жилому помещению по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, д. 18, кв. 45 за период с 01.10.2020 по 31.01.2022 в размере 23 027,03 руб.; задолженность (основной долга) за потреблённую тепловую энергию на отопление по жилому помещению по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, д. 1, кв. 52 за период с 01.10.2021 г. по 31.10.2022 г. в размере 11 008,53 руб., неустойку за просрочку платежа за период с 01.02.2021 по 31.03.2022 и с 25.06.2022 по 26.01.2023 в размере 5 222, 59 руб.
Решением суда от 24 марта 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалоб заявители ссылаются на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчиков поддержал требования апелляционных жалоб по изложенным в них доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (до 09.10.2014 - общество с ограниченной ответственностью "ВоронежтеплоэнергоСервис", Истец) является теплоснабжающей организацией в лице Борисоглебского филиала осуществляет поставку тепловой энергии и горячее водоснабжение на территории города Борисоглебск Борисоглебского муниципального района Воронежской области.
В соответствии с данным из ЕГРН, Российская Федерация является правообладателем жилых помещений, расположенных по адресам: 1) Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, д.18, кв. 45; 2) Воронежская область, г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, д. 1, кв. 52.
Согласно выпискам из ЕГРН собственником вышеуказанных жилых помещений является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (Ответчик 2), часть из которых была передана в оперативное управление Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России (Ответчик1), деятельность которого прекращена 05.09.2011 путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
В соответствие с п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ" равным образом согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
Согласно подпункту 31 п. 10 положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а также осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" осуществило поставку тепловой энергии на нужды отопления: в жилое помещение по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, д.18, кв. 45 в период с 01.10.2020 по 31.01.2022; в жилое помещение по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ЮгоВосточный микрорайон, д. 1, кв. 52 в период с 01.10.2021 по 31.10.2022.
Оплату за поставленный ресурс Ответчик1 в установленные сроки не произвел.
Факт поставки Истцом в спорный период тепловой энергии на нужды отопления подтверждается актами проверки узла учета, сведениями о показаниях приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, установленных на МКД, расчетами размера платы за коммунальные услуги.
Расчет поставленной тепловой энергии определяется на основании показаний прибора учета тепловой энергии.
За периоды с 01.10.2020 по 31.01.2022 по жилому помещению по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Аэродромная, д.18, кв. 45, и с 01.10.2021 по 31.10.2022 по жилому помещению по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, Юго- Восточный микрорайон, д. 1, кв. 52 общая задолженность (основной долга за поставленные энергоресурсы) составила 34 035, 56 руб.
Общий размер пени на основании ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, подлежащей уплате Ответчиком за период с 01.02.2021 по 31.03.2022 и с 25.06.2022 по 26.01.2023 составил 5 222, 59 руб.
Ответчику направлялись претензии с предложением оплатить образовавшуюся задолженность, данные претензии оставлены без удовлетворения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствие со ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствие с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отсутствие между сторонами заключенного договора не освобождает Ответчика как владельца квартир от несения расходов по возмещению стоимости коммунальных услуг.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Расчет поставленной тепловой энергии определяется на основании показаний прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 9 ст. 9 ФЗ "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Тарифы за указанные периоды установлены приказом Управления по регулированию тарифов Воронежской области N51/55 от 05.12.2019, приказами Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области N 58/204 от 18.12.2020 и N 67/15 от 09.12.2021.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Учредителем ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ является Минобороны России.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
По п. 31 п. 10 Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Абзацем 8 п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ" разъяснено, что при удовлетворении судом искам кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению субсидиарного должника, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, при недостаточности средств у Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальной управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, субсидиарная обязанность возникает у собственника - РФ в лице Министерства обороны РФ.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты поставленной тепловой энергии в полном объеме, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Довод заявителей апелляционных жалоб об отсутствии доказательств направления платежных документов является необоснованным, поскольку исходя из буквального толкования п.2 ст. 155 ЖК РФ, не следует, что обязанность по своевременному внесению платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома ставится в зависимость от получения должником платежных документов. Основанием возникновения обязанности по оплате в силу норм жилищного законодательства является факт владения помещением в многоквартирном доме и оказания соответствующих услуг, но не выставленный на оплату документ. Отсутствие выставленных счетов не может свидетельствовать об отсутствии обязанности по оплате. Обязанность Истца по направлению в адрес ответчика счетов на оплату, не является встречной по отношению к обязанности Ответчика по оплате таких услуг.
То есть даже в случае, если истцом в адрес ответчика документы, на основании которых должна производиться оплата, не направлены, счета не выставлены, указанное обстоятельство само по себе не является свидетельством освобождения заказчика от оплаты фактически оказанных исполнителем услуг.
Иные доводы апелляционной жалобы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны исследованными судом доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ и правильная оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2023 года по делу N А40-30398/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30398/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО ВОРОНЕЖ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ