г. Тула |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А68-2459/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волошиной Н.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заинтересованного лица - Тульской таможни (ОГРН 1027100592507, ИНН 7107020323) - Рыбакова К.И. (доверенность от 09.01.2023 N 03-29/6) и Грачевой А.И. (доверенность от 09.01.2023 N 03-29/1), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязань Машрумс Групп" (ОГРН 1176234005342, ИНН 6215031056), извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тульской таможни на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.04.2023 по делу N А68-2459/2023 (судья Елисеева Л.В.,),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязань Машрумс Групп" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тульской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 N 10116000-742/2022 от 27.10.2022, прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.04.2023 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что вывод суда об истечении срока давности привлечении к административной ответственности ошибочен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.01.2022 общество заполнило на официальном сайте ФТС России и представило в Тульскую таможню посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием электронной цифровой подписи статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20220118181410074 (регистрационный номер 10116000/180122/С092445) по поставке товаров за июнь 2021 года из Республики Беларусь по договору поставки N BYRU04 от 20.04.2021, заключенному с частным строительным унитарным предприятием "СК Герона" (Республика Беларусь).
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил факт повторного несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20220118181410074 (регистрационный номер 10116000/180122/С092445) по поставке товаров за июнь 2021 года из Республики Беларусь.
В отношении общества 13.10.2022 должностным лицом Тульской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10116000-742/2022, в котором зафиксирован факт совершенного обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Исполняющий обязанности заместителя начальника Тульской таможни 27.10.2022, рассмотрев материалы дела в отношении общества, вынес постановление N 10116000-742/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Согласно статье 24 Договора ЕАЭС и Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору) официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении ЕЭК официальной статистической информации уполномоченными органами государств членов ЕАЭС".
На основании пункта 2 части 2 статьи 254 и частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые:
- заключили сделку, либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российской Федерации с территорий государств-членов ЕАЭС;
- не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза", которым на основании пункта 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ 5 утверждены также Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров
Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения (пункт 6 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с 9 пунктом Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено, что общество должно было представить в Тульскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по ввозу товаров с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию за июнь 2021 года по договору поставки от 20.04.2021 N BYRU04, заключенному с ЧСУП "СК Герона" (Республика Беларусь), не позднее 14.07.2021.
Однако статистическая форма с системным номером ED20220118181410074 (регистрационный номер 10116000/180122/С092445) за июнь 2021 года представлена обществом в таможенный орган посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием электронной цифровой подписи лишь 18.01.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.10.2022 N 10116000-742/2022, постановлением о назначении административного наказания от 27.10.2022 N 10116000-742/2022, другими материалами дела.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, судом не установлено.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, постановление таможенным органом принято с пропуском срока давности привлечения.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, течение срока привлечения к ответственности в спорном случае началось 15.07.2021 (первый день после истечения представления статистической формы регистрационный номер) и окончилось 14.07.2022.
С учетом сказанного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения таможенным органом оспариваемого постановления (27.10.2022), истек.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4.5, части 6 статьи 24.5 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 14 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к верному выводу, что таможней пропущен годичный срок привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с Правилами, действующими на момент возникновения обязанности по предоставлению статистической отчетности, общество обязано было предоставить статистическую форму не позднее 14.07.2021, а оспариваемое постановление таможней вынесено 27.10.2022, то есть за пределами срока давности, в связи с чем на дату принятия оспариваемого постановления общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
При этом таможня не лишена возможности осуществлять контроль за своевременным предоставлением статистической формы учета перемещения товаров с применением мер, предусмотренных главой 46 ТК ЕАЭС, направленных на предупреждение, выявление или пресечение нарушений обязательных требований таможенного законодательства.
Вывод суда сделан на основании правильного применения норм материального права и согласуется с выводами, изложенными в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), от 12.04.2022 по делу N А42-6182/2021, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2022 по делу N А41-29679/2021, от 25.05.2022 по делу N А40-186403/2021, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2022 по делу N А65-27204/2021, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2022 по делу N А14-79/2022, от 02.09.2022 по делу N А62-8617/2021 и от 24.03.2023 N А68-2955/2022.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию таможни по спору, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие таможни с выводами суда не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.04.2023 по делу N А68-2459/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2459/2023
Истец: ООО "Рязань Машрумс Групп"
Ответчик: Тульская таможня