город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2023 г. |
дело N А32-64074/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1": Перебейнос А.Н. по доверенности от 15.12.2022;
от ТФОМС Краснодарского края: Мурадовой Л.К. по доверенности от 27.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования
Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2023 по делу N А32-64074/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2311040088, ОГРН 1022301815524)
к территориальному фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН1022301607393)
о признании недействительным акта, требования,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд, контролирующий орган, ТФОМС Краснодарского края) о признании недействительными акта плановой комплексной выездной проверки использования средств обязательного медицинского страхования за 2020-2021 годы от 09.12.2022 N 50-Д в части пункта 11 и требования о возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа от 09.12.2022 N 9007/07099-170.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2023 требование фонда обязательного о возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа от 09.12.2022 N 9007/07099-170 признаны недействительными. В части требований о признании недействительными пункта 1.1 выводов акта плановой комплексной выездной проверки использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ "НИИ-ККБ N1" за 2020-2021 годы от 09.12.2022 N 50-Д производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить в части признания недействительным требование фонда о возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа от 09.12.2022 N 9007/07099-170.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что в договоре речь идет лишь об оплате медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным в иных субъектах РФ, кроме того, оплата в сфере ОМС осуществляется в части реализации территориальной программы ОМС жителям Краснодарского края страховыми медицинскими организациями. Средства ОМС в силу их целевого характера не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а служат источником финансового обеспечения расходов медицинских организаций в пределах и на условиях, прямо предусмотренных законодательством. Дополнительные социальные гарантии, устанавливаемые нормативным актом Краснодарского края, должны быть оплачены из бюджета Краснодарского края. Выплаты, произведенные заявителем за нерабочий день, не включены в состав тарифа на оплату медицинской помощи в сфере ОМС. Трудовой кодекс РФ не предоставляет право в соглашениях изменять специальные нормы законодательства. В п. 1.3. соглашения установлено право руководителей медицинских организаций в предоставлении дополнительных социально-экономических гарантий работникам, определенных коллективными договорами, при наличии собственных средств на эти цели. Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2021 N 200 (далее - Постановление N 200) не являлось всеобщим, у него адресный характер - в администрации Краснодарского края установлен выходной день. В Постановлении источник финансирования мероприятия не указан. Вопрос определения круга лиц, на которых распространяется нормативный акт, относится к прерогативе законодателя. Сотрудники ККБ N1 не входят в штат администрации Краснодарского края, для заявителя постановление носило рекомендательный (п. 2 Постановление N 200). Трудовая функция персоналом ГБУЗ "НИИ-ККБ N1" не выполнялась, однако за указанный день произведена выплата средней заработной платы, что не является вознаграждением за труд.
От ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых государственное бюджетное учреждение просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ТФОМС Краснодарского края поступили письменные объяснения, в которых территориальный фонд изложил свою правовую позицию по делу, а также просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ТФОМС Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, комиссией ТФОМС Краснодарского края в период с 01.11.2022 по 30.11.2022 в отношении ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования за 2020-2021 годы.
По результатам проверки комиссией составлен акт проверки от 09.12.2022 N 50-Д, в котором указано, что при выборочной проверке заработной платы в следующих структурных подразделениях: консультативно-диагностической поликлиники, бухгалтерии, операционного блока, отделения функциональной диагностики N 1, согласно приказу главного врача от 07.04.2021 установлена оплата за нерабочий день ("Радоница") в размере средней заработной платы. За счет средств обязательного медицинского страхования выплачено 1 450 947,78 рублей, в том числе, статья 211 - 1 114 399,22 рублей, статья 213 - 336 548,56 рублей.
Пунктом 1.1 акта зафиксировано, что средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф 10 % от суммы нецелевого использования средств подлежат возврату в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом требования.
В связи с несогласием с выводом, содержащимся в пункте 1.1 акта проверки от 09.12.2022 N 50-Д, ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" в адрес директора ТФОМС Краснодарского края направлено возражение на акт N 50-Д, в соответствии с которым ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" просило исключить пункт 1.1 из выводов акта проверки от 09.12.2022 N 50-Д.
Согласно поступившему от ТФОМС Краснодарского края ответу указанные возражения отклонены, а выводы акта проверки от 09.12.2022 N 50 - оставлены без изменения.
ТФОМС Краснодарского края направил в адрес ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" требование от 09.12.2022 N 9007/07099-170 о возврате средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 450 947,78 рублей, и уплате штрафа в сумме 145 947,78 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку таких возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения в части признания недействительным требование фонда о возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа от 09.12.2022 N 9007/07099-170.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем, для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории края.
Согласно п.п. 4.2.3 Положения "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Краснодарского края", утвержденному постановлением Главы администрации Краснодарского края от 29.11.2002 N 1349 (далее - Положение о ТФОМС Краснодарского края), расходы бюджета территориального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств Краснодарского края, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Краснодарского края.
Согласно ч. 1 п. 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 108н, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Из средств фонда обеспечивается выплата заработной платы работникам ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" по окладам, выплатам компенсационного и стимулирующего характера, размер и основания выплаты которых предусмотрены постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.08.2017 N 642 "О введении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края".
Фонд не оспаривает в этой части полномочия властей субъекта РФ по регулирования трудовых отношений в части размеров окладов и выплатам компенсационного и стимулирующего характера, в части урегулированной Постановлением N 642.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 20-ПВ11 подтверждено право субъектов Российской Федерации устанавливать выходные дни в религиозные праздники в дополнение к федеральным праздникам.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2021 N 200 День поминовения усопших ("Радоница", 11.05.2022) установлен нерабочим днем.
На основании постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2021 N 200 приказом главного врача от 07.04.2021 в ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" также установлен указанный день (11.05.2022) нерабочим.
Поскольку ч. 4. ст. 112 ТК РФ распространяет свое действие на любые нерабочие (праздничные) дни, в том числе объявленные органами государственной власти субъектов в Российской Федерации, то следует, что заработная плата работникам, которые были освобождены от работы в установленный на территории субъекта нерабочий день, подлежит начислению пропорционально отработанному времени, а дополнительный нерабочий день оплачивать в размере средней заработной платы; работникам, которые осуществляли работу в установленный на территории Краснодарского края нерабочий день, оплата за работу в такой день подлежит начислению в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Согласно п. 3.3.13 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, заключенного между Краснодарской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и министерством здравоохранения Краснодарского края определено, что при установлении администрацией Краснодарского края нерабочих дней, не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в том числе, Радоницы, заработную плату работникам, которые были освобождены от работы в установленный на территории Краснодарского края нерабочий день, начислять пропорционально отработанному времени, а дополнительный нерабочий день оплачивать в размере средней заработной платы; работникам, которые осуществляли работу в установленный на территории Краснодарского края нерабочий день, оплату за работу в такой день производить в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что персонал ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1" в указанный день не выполнял трудовые функции, отклоняется, поскольку вышеизложенные положения закрепляют права работников на заработную плату в том числе при освобождении их от работы в праздничные (нерабочие) дни.
Тарифное соглашение на 2021 год (п. 3.1.1)(т. 1 л.д. 146), а также п.п. 4.2.3 Положение о ТФОМС Краснодарского края включают в расчет тарифов в части расходов на заработную плату, также положения законодательных актов Краснодарского края для работников бюджетной сферы здравоохранения и санкционируют расходы Фонда в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств Краснодарского края, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Краснодарского края. На этом основании ссылки жалобы на то, что социальные гарантии, устанавливаемые нормативным актом Краснодарского края, должны быть оплачены из бюджета Краснодарского края, признаются несостоятельными.
Из изложенного следует, что денежные средства на оплату в установленный нерабочий день 11.05.2021 были произведены в целях реализации законного права работников учреждения, предусмотренного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2021 N 200, ст. 153 ТК РФ и п. 3.3.13 Отраслевого соглашения.
Доводы жалобы о том, что Постановление N 200 носит рекомендательный характер отклоняется на основании вышеизложенного.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2023 по делу N А32-64074/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-64074/2022
Истец: ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" Министерства здравоохранения Краснодарского края, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" Министерства здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ