город Томск |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А03-12093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смолиной Т.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (N 07АП3904/2023) на решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 12093/2022 (судья Трибуналова О. В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (656070, Алтайский край, Барнаул г, Балтийская ул, д. 105, помещение н11, ОГРН 1152225019297, ИНН 2225163618) к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (656049, Алтайский край, Барнаул город, Мерзликина улица, 5, ОГРН 1022201763517, ИНН 2225021331) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 39 221 рубль 80 копеек, пени в сумме,
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя истца Ветровой М.Н. по доверенности от 16.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (далее - ООО "УК "Маяк") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (далее - ООО "Мария-РА") о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.07.2019 по 31.12.2021 в сумме 39 221 рубль 80 копеек, пени по состоянию на 13.12.2022 в сумме 16 334 рубля 84 копейки, почтовых расходов в сумме 156 рублей 04 копейки, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 486 рублей, с учетом изменения размера исковых требований по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом.
Исковые требования ООО "УК "Маяк" обоснованы ссылками на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и мотивированы нарушением ответчиком обязательства по оплате услуг по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Барнаул, ул. Чернышевского, д. 186, в котором ответчику принадлежит нежилое помещение Н1 площадью 191,8 кв. м., в части платы за содержание лифтов, платы за оказание услуг по охране многоквартирного дома; неустойка начислена за нарушение обязательства по внесению платы за коммунальные услуги, в том числе в части платы за управление многоквартирным домом, платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание многоквартирного дома, платы за охрану многоквартирного дома, содержание лифтов, видеонаблюдение.
Решением от 27.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены, с ООО "Мария-РА" в пользу ООО "УК "Маяк" взыскано 55 556 рублей 64 копейки, из них 39 221 рублей 80 копеек задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.07.2019 по 31.12.2021, 16 334 рубля 84 копейки пени по состоянию на 13.12.2022, 156 рублей 04 копейки почтовых расходов, 2 486 рублей расходов по уплате государственной пошлины; ООО "УК "Маяк" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 864 рубля.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мария-РА" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, в обоснование ссылается на условия договора управления многоквартирным домом, на основании которого собственниками многоквартирного дома утвержден тариф на оплату услуг по содержанию общего имущества; отсутствие установленных договором оснований для начисления платы за содержание лифтов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, сверх утвержденного собственниками помещений тарифа; отсутствие оснований для начисления платы за охрану дома сверх установленного тарифа; неправомерное заключение договора охраны на основании решения совета дома, не наделенного полномочиями по вопросам текущего содержания.
Поддерживая требования апелляционной жалобы, ООО "Мария-РА" представило дополнения к апелляционной жалобе, настаивает на толковании договора управления многоквартирным домом, предполагающем включение стоимости содержания лифтов в утвержденный собственниками помещений тариф на услуги по содержанию общего имущества дома; ссылается на включение услуги по содержанию лифтов в минимальный перечень услуг по управлению многоквартирным домом, что, по мнению апеллянта, также указывает на включение стоимости этой услуги в утвержденный собственниками тариф.
ООО "УК "Маяк" представило возражения на апелляционную жалобу, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылается на несение им расходов на оказание им обязательной услуги по содержанию лифтов, стоимость которой не включена собственниками помещений в тариф на услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома; недопустимость отказа организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, от обслуживания лифтов; наличие нормативно утвержденной стоимости услуги по содержанию и обслуживанию лифтов; фактическое оказание услуг по охране многоквартирного дома, несение истцом расходов на оплату услуг охранной организации; заключение первоначального договора на охрану на основании решения общего собрания собственников помещений; последующее перезаключение договора на охрану на основании решения совета дома, наделенного полномочиями на принятие решений о текущем содержании общего имущества в МКД решением общего собрания собственников помещений.
Возражения на апелляционную жалобу приобщены арбитражным апелляционным судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Представитель истца, принявшая участие в судебном заседании путем использования систем веб-конференции, поддержала возражения против апелляционной жалобы, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик, извещенный посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения ответчика, реализацию им процессуального права на представление суду дополнительных доводов и ходатайств, арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие его представителя по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в собственности ООО "Мария-РА" находится нежилое помещение с кадастровым номером 22:63:050313:388 площадью 191,8 кв. м., расположенное на 1 этаже в многоквартирном доме по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чернышевского, д. 186, пом. Н1. Право собственности на нежилое помещение зарегистрировано за ответчиком 11.01.2019 и подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 17.01.2022.
Управление многоквартирным домом N 186 по улице Чернышевского в городе Барнауле в спорный период осуществлялось ООО "УК "Маяк" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 18.12.2018 N 1 (вопросы 4,5).
Тем же протоколом оформлены решения собственником помещений многоквартирного дома об утверждении условий договора управления многоквартирным домом (вопрос 6); утверждении тарифа на управление, текущее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 15 рублей 25 копеек за кв. м. с общей площади помещений и площади машино-места (вопрос 7).
Протоколом от 15.01.2019 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформлены решения собственников помещений об утверждении услуги "Видеонаблюдение" с ежемесячным платежом в размере 1 рубль 97 копеек за кв. м. общей площади и 100 рублей с машино-места (вопрос 4); утверждении единовременного взноса на монтаж системы видеонаблюдения в размере 50 рублей за кв. м. общей площади помещения и 1 500 рублей с машино-места (вопрос 5).
Протоколом от 08.05.2019 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформлены решения собственников помещений об утверждении председателя Совета дома (вопрос 5); утверждении Совета МКД и его состава (вопрос 6); возложении полномочий на ООО "УК "Маяк" по заключению договора на охрану МКД в зависимости от способа обеспечения охраны дома, определенного на общем собрании собственников помещений дома (вопрос 7).
Протоколом от 08.10.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформлены решения собственников помещений о наделении совета дома полномочиями на принятие решений о текущем содержании общего имущества в многоквартирном доме (вопрос 5); об изменении состава совета дома (вопросы 6, 7); о наделении полномочиями управляющую компанию ООО "УК "Маяк" на заключение договора о круглосуточной охране МКД Чернышевского N 186 с ООО Частная охранная организация "Волкодав", стоимость договора 53 000 рублей в месяц, сумма ежемесячного платежа 5 рублей 58 копеек за кв. м. путем включения в квитанцию отдельной строки "Охрана" (вопрос 8); о предоставлении помещения колясочной 3 подъезда из общедомового имущества в безвозмездное пользование на период действия договора для размещения сотрудников и оборудования стационарного поста ЧОП для осуществления круглосуточной деятельности (вопрос 9); о поручении ООО "УК "Маяк" выполнить работы по переоборудованию колясочной 2 подъезда в помещение для охраны за счет средств текущего содержания (вопрос 10).
11.01.2019 ООО "УК "Маяк" (управляющая компания) и ООО "Мария-РА" (собственник) заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, идентичных условиям договора управления, заключенного управляющей компанией с другими собственниками помещений в многоквартирном доме.
Целью договора управления является обеспечение благоприятных и безопасных условий в многоквартирном доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории (в рамках полученных средств), решение вопросов пользования указанным имуществом собственниками помещений посредством управления многоквартирным домом управляющей компанией, а также пользования коммунальными услугами (пункт 1.1). Условия договора являются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.2).
Для целей договора стороны договорились содержание общего имущества многоквартирного дома понимать как комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, по поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., включающий в себя техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, содержание конструктивных элементов многоквартирного дома, обслуживание технических устройств, в том числе лифтов и общедомовых приборов учета, также технических помещений многоквартирного дома. Под текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома стороны договорились понимать комплекс ремонтных и организационно-технических мероприятий в период нормативного срока эксплуатации с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования, инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных показателей коммуникаций, оборудования, конструкций, в том числе текущий ремонт технических устройств (лифтов, пожарной сигнализации (пункт 2.1).
Управляющая организация по заданию собственников в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого дома N 186, расположенного по адрсу: г. Барнаул, ул. Чернышевского, в объеме и на условиях, согласованных в договоре, заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением благоприятных и безопасных условий в помещениях объекта, самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц, действуя от имени собственников и за их счет, а собственники обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы на расчетный счет управляющей организации (пункт 3.1).
Общее имущество жилого дома в договоре определяется статьей 36 ЖК РФ, техническим паспортом на жилой дом и актом технического состояния в пределах границ эксплуатационной ответственности (пункт 3.2).
Обязанности управляющей компании определены в пункте 4.1 договора и включали самостоятельное или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством; перечень работ по содержанию текущему ремонту общего имущества объекта определен в приложении N 1 к договору, являющемся необъемлемой его частью (пункт 4.1.2); организация по поручению собственников работы, включавшей содержание и ремонт лифтов (пункт 4.1.14).
Работы и услуги, не включенные в перечень работ, предусмотренный приложением N 1 договора, оплачиваются собственниками дополнительно и оказываются управляющей компанией на договорной основе (пункт 4.2.8).
Управляющая компания вправе выполнить работы и оказать услуги, не предусмотренные в составе перечня работ и услуг, утвержденных общим собранием, если необходимость их проведения вызвана необходимостью устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в многоквартирном доме, устранением последствий аварий или угрозы наступления ущерба общему имуществу собственников помещений, о чем управляющая компания обязана проинформировать собственников помещений (пункт 4.2.15).
Собственник обязан своевременно в установленные сроки до 10 числа следующего месяца за прошедший месяц и порядке оплачивать предоставленные по договору услуги, возмещать управляющей компании расходы, связанные с исполнением договора. Данные расходы включаются в выставляемый управляющей компанией счет на оплату услуг (пункт 5.2.1).
В целях исполнения договора собственники поручают управляющей компании заключать договоры с третьими лицами (ресурсоснабжающими организациями, содержанию лифтового хозяйства и др.) от имени и за счет собственников помещений многоквартирного дома (пункт 7.1).
Плата за услуги по содержанию и текущему ремонту, взнос на капитальный ремонт соразмерна доле занимаемого помещения и устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим перечнем, составом и периодичностью работ (услуг), указанным в приложении N 1 (пункт 8.4).
Расчетный период для перечисления оплаты по договору установлен как один календарный месяц (пункт 8.5).
Неиспользование собственниками и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (пункты 5.2.19, 8.14).
В приложении N 1 к договору управления сторонами определен перечень работ, проводимых по содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которым отнесены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций; работы, выполняемые в зданиях с подвалами; работы для надлежащего содержания стен МКД, перекрытий и покрытий МКД, колонн и столбов МКД, крыши, лестниц, фасадов, внутренней отделки, полов, оконных и дверных заполнений помещений, являющихся общим имуществом МКД, оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, мусоропроводов, систем вентиляции и дымоудаления, водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в МКД, индивидуальных тепловых пунктов в МКД, систем теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение), электрооборудования и телекоммуникационного оборудования, по содержанию иного общего имущества.
Работы по содержанию иного общего имущества МКД в указанном перечне включали сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов (пункт 3.1 перечня).
В приложение N 2 к договору управления включена детализация тарифа на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома в размере 15 рублей 25 копеек на 1 кв. м. общей площади, включающий обслуживание и текущий ремонт общедомового имущества в размере 3 рубля на 1 кв. м. площади помещения.
С целью безопасного содержания и технического обслуживания лифтового хозяйства многоквартирного дома ООО "УК "Маяк" как заказчик приобретало услуги по комплексному обслуживанию лифтов на основании договора от 02.12.2015 N К-31, заключенного со специализированной организацией ООО "Лифтмонтаж-Сервис" (исполнитель), предмет которого включал обязательства исполнителя по предоставлению услуг по комплексному обслуживанию лифтов, в том числе текущей эксплуатации лифтов, техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов, услуги аварийно-диспетчерской службы (пункт ы1.1, 1.3 договора).
Охрана многоквартирного дома организована ООО "УК "Маяк" путем заключения договора от 30.12.2020 с ООО "ЧОП "Волкодав" (охрана), согласно которому заказчик поручает, а охрана принимает на себя обязанности по обеспечению сохранности имущества и охране общественного порядка на объекте и прилегающей территории заказчика по адресу: г. Барнаул, ул. Чернышевского, д. 186. Договор заключается заказчиком по поручению и в интересах собственников помещений в данном многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников от 08.10.2020 N 1. Предметом охраны является общее имущество собственников помещений в указанном многоквартирном доме, их жизнь и здоровье, а также общественный порядок в местах общего пользования многоквартирного дома и на придомовой территории (пункт 1.1). Охрана объекта производится ежедневно одним постом (пункт 2.3).
01.05.2021 Совет многоквартирного дома обрался к ООО "УК "Маяк" с заявлением о смене охранного предприятия (ЧОП) в связи с их неудовлетворительной работой с 01.05.2021.
07.05.2021 ООО "УК "Маяк" (заказчик) заключило договор с ООО частная охранная организация "Сапфир" (исполнитель), согласно которому исполнитель принял на себя обязательство по охране принадлежащего заказчику на правах управления объект с товарно-материальными ценностями - общедомовое имущество, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Чернышевского, д. 186 (пункты 1, 2).
Оплата задолженности производилась ответчиком несвоевременно и не в полном объеме. Плата за содержание и текущий ремонт лифтов, плата за услуги по охране многоквартирного дома не внесена вовсе.
В связи с формированием задолженности ответчика по оплате коммунальных услуг, истец направил в адрес ООО "Мария-РА" уведомление от 19.01.2022 N 91 об оплате задолженности и пени согласно почтовой квитанции от 20.01.2022.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ООО "УК "Маяк" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности оказания истцом услуг по обслуживанию и текущему содержанию лифтов, вмененной в обязанность организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом; наличия нормативно определенной стоимости услуги по содержанию и текущему ремонту лифтов, позволяющей определить минимальную стоимость услуги в отсутствие решения собственников помещений об утверждении тарифа на данную услугу; заключения истцом договора на охрану многоквартирного дома на основании решений общего собрания собственников помещений и совета дома; доказанности оснований для начисления пени за нарушение срока внесения платежей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в целом поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства по общему правилу не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениями пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, лифты, лифтовые и иные шахты, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (пункт 1 статьи 162 ЖК РФ). Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 названной статьи).
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи 161.1 ЖК РФ).
Совет многоквартирного дома, в том числе, осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме (часть 5 статьи 161.1 ЖК РФ).
Председатель совета дома осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 Кодекса (пункт 6 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень работ и услуг) и включает работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме: организацию системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования (пункт 22); Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов (пункт 23).
Выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями (пункт 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, далее - Правила N 290).
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включены лифты, лифтовые и иные шахты.
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 30 Правил N 490).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).
Согласно пункту 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень соответствующих услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В части 4 статьи 158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Несение собственником помещения самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Согласно пункту 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 (далее - Правила N 743), организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию мер, включающих, помимо прочего, обеспечение соответствия фактических параметров объекта основным техническим данным и характеристикам объекта и его оборудования, указанным в сопроводительной документации объекта; организацию осмотра объекта, обслуживания и ремонта объекта и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля объекта (при наличии); организацию аварийно-технического обслуживания объекта в соответствии с положениями пунктов 18 и 19 данных Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии); организацию проведения технического освидетельствования объекта в период назначенного срока службы; организацию проведения обследования объекта по истечении назначенного срока службы; выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования; обеспечение надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, на грузонесущем устройстве подъемной платформы для инвалидов, если такая платформа оборудована средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, и квалифицированным персоналом.
Владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией (пункт 16 Правил N 743).
Представленными в дело материалами, в том числе договорами управления многоквартирным домом, протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждается осуществление ООО "УК "Маяк" деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Барнаул, ул. Чернышевского, д. 186.
Совокупностью представленной истцом договорной документации подтверждено оказание услуг и несение им расходов на установку системы видеонаблюдения в многоквартирном доме, содержание и обслуживание лифтового хозяйства, охрану многоквартирного дома. Оказание указанных услуг собственникам многоквартирного дома ответчиком при рассмотрении спора не опровергнуто.
Содержание и техническое обслуживание лифтов вменено в обязанности организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил N 290, пункта 2 Правил N 491, пункта 22 Минимального перечня работ и услуг.
Исходя из буквального содержания условий пунктов 1.1, 2.1, 3.2, 4.1.14 договора управления, заключенного с ООО "Мария-РА" на условиях, утвержденных общим собранием собственников помещений, содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов отнесен к обязанностям управляющей компании. Решение о выборе иного способа, обеспечивающего содержание, текущее обслуживание и ремонт лифтов, собственниками помещений многоквартирного дома не принималось.
Как следует из условий пунктов 1.1, 3.1, 4.1.2, 4.2.8, 8.4 в их взаимной связи с перечнем работ, проводимых по содержанию общего имущества (приложение N 1 к договору управления), размер платы за управление многоквартирным домом установлен собственниками помещений в размере, обеспечивающем оплату услуг управляющей компании, включенных в перечень приложения N 2. Иные услуги, оказываемые управляющей компанией, в данный перечень не включены, соответственно, не принимают участия в определении размера платы за услуги управляющей компании.
Сопоставление структуры тарифа на содержание и текущий ремонт (приложение N 2 к договору управления) и перечня работ, проводимых по содержанию общего имущества (приложение N 1 к договору управления), показывает, что в расчет стоимости обслуживания и текущего ремонта общедомового имущества в размере 3 рубля с 1 кв. м. площади помещения в составе тарифа включены работы по сухой и влажной уборке лифтовых площадок и лифтовых холлов. Работы по содержанию, текущему обслуживанию и текущему ремонту, аварийно-диспетчерскому обслуживанию непосредственно лифтов, установленные в качестве обязательных работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию лифтов (пункт 4 Правил N 743), в расчет платы не включены.
Условиями пунктов 3.1, 4.2.1, 4.2.15, 5.2.1, 7.1, 8.7 договора управления в их взаимной связи с учетом существа законодательного регулирования отношений по содержанию общего имущества многоквартирного дома управляющей компании вменена обязанность оказывать услуги и выполнять работы, не предусмотренные в составе перечня работ и услуг, утвержденных общим собранием, однако необходимые для безопасного содержания многоквартирного дома, с последующих возмещением управляющей компании стоимости этих услуг за счет средств собственников общего имущества многоквартирного дома на основании счетов, выставляемых управляющей компанией.
Постановлением Администрации города Барнаула от 24.12.2010 N 4320 "Об оплате жилищных услуг" в редакции постановления Администрации города Барнаула от 18.07.2019 N 1143, определена плата за содержание лифтового хозяйства для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, которая состоит из платы за содержание лифтов (пункт 5.1 приложения N 2 к Постановлению) в размере 2 рубля 41 копейка, платы за текущий ремонт и техническое обслуживание лифтов (пункт 5.2.1.12 приложения N 2 к Постановлению) в размере 2 рубля 13 копеек, платы за оценку соответствия лифтов, находящихся в эксплуатации в форме периодического технического освидетельствования (пункт 5.3 приложения N 2 к Постановлению) в размере 13 копеек.
Установленная указанным постановлением плата за содержание лифтового хозяйства обеспечивает возмещение затрат на содержание лифтового хозяйства в минимальном размере, необходимом для оплаты услуг специализированных организаций, обладающих квалифицированным персоналом и необходимыми допусками и разрешениями на ведение работ по содержанию лифтов, по обеспечению безопасной и безаварийной работы лифтов.
В отсутствие решения собственников общего имущества многоквартирного дома указанный выше минимальный размер платы за содержание лифтового хозяйства может быть применен для определения размера расходов организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, понесенных для обеспечения содержания лифтов (часть 4 статьи 158 ЖК РФ, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", далее - Постановление от 24.03.2016 N 7).
Изложенный вывод соответствует правовому подходу, примененному в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2021 по делу N А03-4333/2020, от 16.11.2020 по делу N А03-21542/2019.
Решение о возложении на управляющую компанию обязанности по заключению договоров на охрану многоквартирного дома принято собственниками общего имущества дома и оформлено протоколами 08.05.2019, от 08.10.2020 N 1.
Заявление о смене охранной организации направлено в управляющую компанию советом многоквартирного дома, в пределах его полномочий по контролю за качеством оказания услуг, определенных в соответствии со статьей 161.1 ЖК РФ. Помимо этого совет дома уполномочен на принятие решений по текущему содержанию общего имущества многоквартирного дома протоколом общего собрания собственников помещений дома от 08.10.2020 (решение по вопросу 5).
Замена управляющей компании не привела к изменению способа организации охраны многоквартирного дома, что следует из сопоставления условий договоров, заключенных истцом с ООО ЧОП "Волкодав" и ООО ЧОП "Сапфир", что указывает на соблюдение при перезаключении истцом договора с новой охранной организацией решения собственников общего имущества многоквартирного дома, оформленных протоколами от 08.05.2019 и от 08.10.2020.
Следовательно, договоры на оказание услуг по охране многоквартирного дома с ООО ЧОП "Волкодав" и ООО ЧОП "Сапфир", вопреки доводам апелляционной жалобы, заключены на основании решений собственников общего имущества многоквартирного дома, в связи с исполнением обязанности по заключению таких договоров, наложенной на истца решениями собственников общего имущества дома. Расходы на организацию охраны многоквартирного дома при изложенных обстоятельствах подлежат возмещению собственниками на основании счетов управляющей компании.
Установка системы видеонаблюдения произведена истцом на основании решения собственников общего имущества многоквартирного дома, оформленного протоколом от 15.01.2019.
Истцом представлен расчет задолженности, согласно которому задолженность по оплате содержания лифта за период с 01.07.2019 по 31.12.2021 составила 26 871 рублей 30 копеек (191,8 кв. м. х 4 рубля 67 копеек х 30 месяцев = 26 871 рубль 30 копеек), задолженность по оплате услуг ООО ЧОП "Волкодав" за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 составила 4 280 рублей 19 копеек, задолженность по оплате услуг ООО ЧОП "Сапфир" за период с 07.05.2021 по 31.12.2021 составила 8 071 рубль 31 копейка.
Представленный истцом расчет задолженности, проверенный судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, является арифметически верным, соответствует условиям договора управления и решениям общего собрания собственников имущества многоквартирного дома. В расчете применен размер платы за содержание лифтов, установленный нормативно и определяющий минимальное возмещение затрат на организацию обслуживания лифтов, и размер платы за услуги охраны, определенный решением собственников помещений от 20.10.2020. Размер платы за услуги ООО ЧОП "Сапфир", примененный в расчете платы, не превышает размер платы за охрану многоквартирного дома, установленный голосованием собственников помещений по вопросу 8 в протоколе от 08.10.2020, следовательно, не нарушает интересы ответчика. В расчете платы за охрану многоквартирного дома не допущено задвоение периодов оказания услуг по охране дома различными организациями охраны.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности по оплате услуг по содержанию и текущему обслуживанию лифтов, по оплате услуг по охране многоквартирного дома.
Те же расходы на оказание услуг, а также стоимость установки системы видеонаблюдения обоснованно включена истцом в состав платы, на которую начислены пени, поскольку материалами дела, включая представленные суду платежные поручения, подтверждено нарушение ответчиком срока исполнения обязательства по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании основного долга в истребуемой сумме.
Между тем при определении действительного размера обязательства Учреждения по уплате пени судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внёсшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно правовым подходам, изложенным в ответе на вопрос 3 раздела "Разъяснения по вопросам судебной практики" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, законная неустойка подлежит взысканию по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения, в случаях, когда основной долг не оплачен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03,2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" с 28.02.2022 до 01.01.2023 зафиксирована ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации для целей исчисления неустоек (штрафов, пени) жилищных правоотношениях на уровне 9,5% годовых, действовавшая по состоянию на 27.02.2022.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Положениями статьи 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктов 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424), ограничено право ресурсоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг на начисление и взыскание неустоек, предусмотренных за нарушение сроков оплаты коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.
В пункте 5 Постановления N 424 указано, что взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт приостановлено до 01.01.2021.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Постановление N 497 вступило в силу со дня его официального опубликования 01.04.2022 (пункт 3).
Целями введения моратория, приведенными в ответах на вопрос N 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, вопрос N 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, является полное освобождение собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД, а также лиц, приобретающих коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, от уплаты неустоек за соответствующий период путём приостановления порядка их начисления (взыскания).
Следовательно, законодателем под мораторием понимается установление периода, когда за любую просрочку оплаты коммунальных услуг и приходящуюся на период с 06.04.2020 по 01.01.2021, с 01.04.2022 по 30.09.2022, независимо от периода возникновения задолженности, неустойка не начисляется.
Общим элементом порядка начисления соответствующих неустоек является правило о последовательном увеличении ставки в зависимости от продолжительности допущенной просрочки, когда путём дифференциации размера неустойки должник последовательно стимулируется к более оперативному исполнению обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, чем достигается разумный баланс сторон договора потребления коммунальных ресурсов или коммунальных услуг. Следовательно, применение в отношениях сторон положений о моратории, преследующих своей целью освобождение субъекта, презюмируемо оказавшегося в неблагоприятной экономической ситуации, от последствий допущенной просрочки в виде начисления неустойки, не исключает обязанности кредитора по последовательному повышению ставок неустоек, предусмотренных порядком ее начисления.
Таким образом, в рассматриваемом случае по окончании действия моратория ставка неустойки не может сразу принять максимальное значение, если периоды её индексации приходились на мораторий, в связи с чем ответчик после окончания моратория не может быть лишен тридцатидневного льготного (без применения санкций) периода просрочки, который он не исчерпал - в случае введения моратория в период течения такого льготного периода, либо не воспользовался вовсе - в случае наступления обязанности по оплате после введения моратория.
При рассмотрении спора судом первой инстанции ООО "УК "Маяк" поддержаны исковые требования о взыскании пени за период с 11.08.2019 по 13.12.2022. Как видно из представленных истцом расчетов, в каждом расчетном периоде срок оплаты содержания общего имущества принят 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом (календарным месяцем начисления платы), в период с 06.04.2020 по 31.12.2020 и с 01.04.2022 по 01.10.2022 начисление пени истцом не производилось.
Проверив составленный истцом расчет пени, арбитражный апелляционный суд отмечает, что истцом при начислении пени не учтены положения статьи 193 ГК РФ, с учетом которых срок уплаты коммунальных платежей за июль 2019 года истек 12.08.2019, за октябрь 2019 года истек 11.11.2019, за апрель 2020 года истек 11.05.2020, за сентябрь 2020 года такой срок истек 12.10.2020, за декабрь 2020 года такой срок истек 11.01.2021, за март 2021 года такой срок истек 12.04.2021, за июнь 2021 года такой срок истек 12.07.2021, за сентябрь 2021 года срок оплаты истек 11.10.2021.
Начисление пеней в период после окончания действия моратория (после 01.01.2021 и 01.10.2022 соответственно) произведено истцом по повышенной ставке 1/130 ставки рефинансирования Банка России, в том числе за периоды, когда тридцатидневный льготный период (без начисления санкций) не был исчерпан до введения моратория.
Судом апелляционной инстанции произведен расчет неустойки в пределах заявленного истцом периода (по 13.12.2022) с учетом приведенных выше норм законодательства и разъяснений по их применению, согласно которому пени за просрочку оплаты содержания общего имущества собственников многоквартирного дома составили 14 331 рубль 41 копейка. В указанной части требование о взыскании пеней признается арбитражным судом апелляционной инстанции обоснованным и подлежащим удовлетворению, в остальной части для удовлетворения данного требования оснований не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ почтовые расходы по направлению ответчику искового заявления, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ООО "УК "Маяк" при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением, подлежат возмещению за счет ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат возмещению за счет истца в части, пропорциональной размеру требований, в удовлетворении которых отказано, такие расходы относятся на истца.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает решение от 27.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края подлежащим изменению в части взыскания пени и распределения судебных расходов. С целью наиболее ясного изложения принятого судебного акта арбитражный апелляционный суд полагает возможным изложить резолютивную часть решения с отражением в ней выводов о частичном удовлетворении исковых требований в части взыскания пени и пропорциональном распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по исковому заявлению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А03-12093/2022 изменить, резолютивную часть решения изложить следующим образом:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (ИНН 2225021331) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (ИНН 2225163618) задолженность в сумме 39 221 рубль 80 копеек, пени в сумме 14 331 рубль 41 копейка, всего 53 553 рубля 21 копейка, почтовые расходы в сумме 150 рублей 41 копейка, расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 2 141 рубль 87 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (ИНН 2225163618) в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (ИНН 2225021331) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 108 рублей 18 копеек.
В результате зачета взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (ИНН 2225021331) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (ИНН 2225163618) задолженность в сумме 39 221 рубль 80 копеек, пени в сумме 14 331 рубль 41 копейка, всего 53 553 рубля 21 копейка, почтовые расходы в сумме 150 рублей 41 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 033 рубля 69 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Маяк" (ИНН 2225163618) государственную пошлину в сумме 1 128 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12093/2022
Истец: ООО Управляющая компания "Маяк"
Ответчик: ООО ПКФ "Мария-Ра"