г. Самара |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А55-25924/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Николаевой С.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от истца - Осяева Е.П., доверенность от 19.12.22,
от третьих лиц: от Министерства управления финансами Самарской области - Холодилин Е.Л., доверенность от 23.12.22,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2023 года, принятое в рамках дела N А55-25924/2022 (судья Шехмаметьева Е.В.),
по иску Муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области в лице Администрации городского округа Тольятти Самарской области к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, с участием в деле третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в арбитражный суд с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании 22 318 555 руб. убытков, а также 20 000 руб. судебных расходов по определению рыночной стоимости жилых помещений.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2023 года (с учетом дополнительного решения от 25 апреля 2023 года) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти взыскано 20 832 080 руб. убытков, 18 668 рублей судебных расходов на определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. В остальной части в иске отказано.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрация городского округа Тольятти Самарской области, не согласившись с решением суда, обратились в суд с самостоятельными апелляционными жалобами.
Администрация не согласна с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований в размере 1 486 475 руб. и соответственно судебных расходов, просит решение в указанной части отменить, удовлетворить исковые требования в обжалуемой части в полном объеме.
Министерство в жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно возложил ответственность на субъект Российской Федерации, поскольку предоставление жилых помещений нуждающимся относится к компетенции органов местного самоуправления, ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании свою апелляционную жалобу поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным, жалобу Министерства отклонила и просила решение суда изменить с учетом доводов своей жалобы.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области поддержал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее, возражая против доводов жалобы истца.
От Муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области в лице Администрации городского округа Тольятти Самарской области поступило ходатайство об уточнении просительной части жалобы в части взыскания с ответчика судебных расходов в размере 1 332 руб.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на Администрацию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к ст.ст. 51,57 Жилищного кодекса РФ, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.05.2021 г. по делу N 2-2001/2021, на основании распоряжения от 24.12.2021 по N 10143- р/5 Семенову Ростиславу Сергеевичу была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г.Тольятти, ул. Фрунзе, д. 43, кв. 25 (договор социального найма от 24.12.2021 г. N 14А-2021).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 767 726, 00 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 09.09.2020 г. по делу N 2-3568/2020, на основании распоряжения от 08.09.2021 г. по N 6758- р/5 Загоровскому Олегу Владимировичу была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г..Тольятти, ул. Советская, д. 73 "а", кв. 2 (договор социального найма от 10.09.2021 г. N 6А-2021).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 076 222 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 04.08.2020 г. по делу N 22953/2020, на основании распоряжения от 16.07.2021 по N 5333- р/5 Гаеву Дмитрию Васильевичу была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г.Тольятти, ул. Фрунзе, д. 22, кв. 198 (договор социального найма от 19.07.2021 г. N А-2021).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 180 709 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.07.2021 г. по делу N 2-3176/2021, на основании распоряжения от 21.12.2021 по N 10001-р/5 Долбня Петру Ивановичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г.Тольятти, ул. Ворошилова, д. 15, кв. 55 и однокомнатная квартира по адресу:
г.Тольятти, ул. Комсомольская, д. 171, кв. 30 (договоры социального найма от 22.12.2021 г. N 12А-2021 и от 22.12.2021 г. N 13А-2021).
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 и от 17.06.2022 рыночная стоимость квартир составляет 2 402 909 руб. и 1 486 475 руб. соответственно.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 13.05.2021 г. по делу N 2-2129/2021, на основании распоряжения от 13.12.2021 г. по N 9630- р/5 Лантушкину Кириллу Романовичу была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г.Тольятти, Московский проспект, д. 13, кв. 64 (договор социального найма от 13.12.2021 г. N 10А-2021).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 г. рыночная стоимость квартиры составляет 2 643 678 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14.01.2020 г. по делу N 2-447/2021, на основании распоряжения от 02.02.2022 по N 600- р/5 Черноталовой Наталье Ивановне была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: : г.Тольятти, ул. Победы, д. 37, кв. 80 (договор социального найма от 07.02.2022 г. N 1-К-2022).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 17.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 198 600 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14.10.2021 г. по делу N 2-2595/2021, на основании распоряжения от 17.02.2022 г. по N 1073- р/5 Шарафутдинову Руслану Артуровичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г.Тольятти, ул. Ленина, д.33, кв.66 (договор социального найма от 18.02.2022 г. N 2Ц-2022).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 17.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 387 919 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.12.2019 г. по делу N 2-5858/2019, на основании распоряжения от 13.07.2021 г. по N 8004- р/5 Сагалаковой Анастасии Артемовне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 39, кв. 21 (договор социального найма от 13.07.2021 г. N 4А-2021).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 036 792 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.12.2020 г. по делу N 2-4960/2020, на основании распоряжения от 19.10.2021 г. по N 5243- р/5 Купоросовой Витане Николаевне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 56, кв. 31 (договор социального найма от 20.10.2021 г. N 4-Ц).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.06.2022 рыночная стоимость квартиры составляет 2 137 525 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.ст.1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Согласно указанной статье инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250- ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детейинвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87- ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115- ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных Администрацией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Аналогичные выводы содержатся в решениях судов по делам N N А40-879/2014, А40-124387/2014, А40-32745/2014, А40-32731/14, А40-32747/14, А40-872/2014, А40- 123585/2013, А55-20009/2018, А55-20012/2018, А55-20013/2018, А55-20014/2018, А55-11833/2020, А55-11836/2020,А55-11837/2020, А55-11838/2020.
Исковые требования заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При этом, судом установлено, что Долбня Петру Ивановичу истцом предоставлены две однокомнатные квартиры общей площадью 32,4 кв.м., по адресу: г.Тольятти, ул.Ворошилова, д. 15, кв. 55 и общей площадью 20, 3 кв.м., по адресу: г.Тольятти, ул. Комсомольская, д.171, кв. 30.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Администрации обязанности по предоставлению двух квартир по решению Центрального районного суда г. Тольятти от 12.07.2021 г. по делу N 2-3176/2021, исключил стоимость квартиру, расположенную по адресу: г.Тольятти, ул. Комсомольская, д. 171, кв. 30, в размере 1 486 475 руб. из состава убытков истца, возникших по вине ответчика, правомерно частично удовлетворил исковые требования в сумме 20 832 080 руб.
Оценив приведенные в апелляционных жалобах доводы заявителей, суд апелляционной инстанции нашел их необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о несогласии с решением суда в указанной части, судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательства о невозможности представления одной квартиры, соответствующей требованиям судебного акта и норме предоставления истцом в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Как обоснованно указано судом, истец вправе принять решение о предоставлении жилого помещения и большей площадью по собственной однако в отсутствие обязанности по предоставлению двух квартир по одному Решению Центрального районного суда г. Тольятти от 12.07.2021 г. по делу N 2-3176/2021, стоимость второй квартиры, расположенной по адресу: г.Тольятти, ул. Комсомольская, д. 171, кв. 30 в размере 1 486 475 руб. не может быть признана убытками истца, возникшими по вине ответчика, исковые требвоания в указанной части необоснованны.
Доводы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, что оно не может быть признано главным распорядителем средств, выделяемых на внеочередное предоставление жилых помещений инвалидам по решению судов суд апелляционной инстанции нашел несостоятельными.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится, в том числе, обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Довод Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, что требование к ответчику является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Такой вывод соответствует позиции, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Доводы Министерства и Минфина о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению помещений малоимущим гражданам также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку жилые помещения истцом предоставлены на основании решений суда общей юрисдикции, установивших обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Поскольку администрация городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения указанным лицам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, суд первой инстанции, указав, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, пришли к выводу, что невыполнение указанной обязанности ответчиком повлекло за собой возникновение убытков у истца на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Доводы ответчика противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, согласно которой передаваемая в социальный наем квартира, являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда выбывает из владения муниципального образования, что влечет расходы для бюджета.
Довод Министерства о том, что постановка на учет только по причине инвалидности противоречит законодательству, а предоставление жилого помещения по малоимущности должно осуществляться за счет муниципального бюджета, основан на неправильном толковании действующего законодательства, не учитывающем сложившуюся судебную практику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Согласно положениям указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите) предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного Закона.
Указанные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением 11равительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01.01.2005, в том числе граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу указанных выше положений федерального законодательства и законодательства Самарской области предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности.
Указание Минфина на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определенным категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов арбитражных судов. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесенных муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Ссылка на несоответствие площади предоставленных Семенову Р.С, Загоровскому О.В., Гаеву Д.В., Лантушкину К.Р., Шарафутдинову Р.А., Сагалаковой А.А., Купоросовой В.Н. помещений установленным нормам и правилам ошибочны, так как пунктом 3 статьи 17 Закона о социальной защите, предусматривается возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пл. 1,2, п. 1 постановления мэра г.Тольятти от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет:
- для одиноких граждан - 30,0 кв. м общей площади;
- для семей из двух человек - 36,0 кв. м общей площади;
- для семей из трех и более человек - по 15,0 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
Указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан.
Исковые требования Администрации городского округа Тольятти основаны на нормах ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, как реальный ущерб, возникший в связи с предоставлением квартир категории граждан, обеспечение которых не является обязанностью муниципалитета. Стоимость жилых помещений истцом устанавливалась на основании отчетов об оценке, проведенных в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, а именно определением Верховного суда от 18.07.2018 по делу N А02- 1279/2017, определением ВС РФ от 27.03.2020 N 304-ЭС20-6463.
Ссылки апелляционной жалобы Министерства о невозможности проверить обоснованность требований, в связи с нарушением истцом требований ст. 125 АПК РФ, отклоняется судебной коллегией, поскольку в материалах дела имеются сведения о направлении всем участвующим лицам истцом искового заявления с приложением. Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не был лишен права и возможности ознакомиться со всеми доказательствами представленными истцом, в обоснование своей позиции для надлежащей проверки обоснованности требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителей с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителями апелляционных жалоб установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для частичного удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
В связи с изложенным, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2023 по делу N А55-25924/2022, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2023 года по делу N А55-25924/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25924/2022
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации г. Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области