г. Челябинск |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А76-42500/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества работников "Народное Предприятие "Челябинское рудоуправление" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2023 по делу N А76-42500/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества работников "Народное Предприятие "Челябинское рудоуправление" - Афанасьева Л.М. (доверенность от 19.01.2023, диплом), Маковская Л.С. (доверенность от 19.01.2023),
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - Корепанов С.А. (доверенность от 12.12.2022, диплом), Зарубина А.В. (доверенность от 12.12.2022, диплом),
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Зарубина А.В. (доверенность от 14.12.2022, диплом).
Акционерное общество работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, АОр "НП "ЧРУ", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция, МИФНС N 15 по Челябинской области) о признании недействительным решения N 2025 от 13.09.2021.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2021 заявление общества принято к производству, делу присвоен N А76-42500/2021.
В производстве Арбитражного суда Челябинской области находились дела N N А76-42710/2021, А76-6752/2022, А76-34959/2022, А76-35026/2022, А76-23888/2022, А76-35041/2022, А76-35112/2022, А76-35111/2022, А76-35142/2022, А76-35159/2022, А76-35283/2022, А76-35284/2022, А76-42099/2022 по заявлениям общества к МИФНС России N 15 по Челябинской области с аналогичным предметом спора об оспаривании решений инспекции: от 13.09.2021 N 2026; от 10.12.2021 N 3235; от 24.08.2022 N 2292 (в части доначисления штрафа в сумме 8932,98 руб., НДПИ в сумме 2 721 330 руб., пени по НДПИ в сумме 202 337,84 руб.); от 24.08.2022 N 2293; от 15.04.2022 N 973; от 25.08.2022 N 2309; от 25.08.2022 N 2310; от 25.08.2022 N 2311; от 26.08.2022 N 2331; от 25.08.2022 N 2312; от 26.08.2022 N 2332; от 25.08.2022 N 2313; от 07.10.2022 N 2681 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда первой инстанции от 22.12.2022 и от 22.02.2023 указанные дела объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А76-42500/2021.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований общества отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по тугоплавкой глине марки НУК в сумме 9 191 028 руб., соответствующих пеней и штрафов, а именно по решениям инспекции:
от 13.09.2021 N 2025 (январь 2021 г.) НДПИ - 152702 руб.;
от 13.09.2021 N 2026 (февраль 2021 г.) НДПИ - 704 737 руб.;
от 24.08.2022 N 2292 (май 2021 г.) НДПИ - 382 3030 руб.;
от 24.08.2022 N 2293 (июнь 2021 г.) НДПИ - 657 084 руб.;
от 15.04.2022 N 973 (июль 2021 г.) НДПИ - 1 012 174 руб.;
от 25.08.2022 N 2309 (август 2021 г.) НДПИ - 979 084 руб.;
от 25.08.2022 N 2310 (сентябрь 2021 г.) НДПИ - 266 830 руб.;
от 25.08.2022 N 2311 (октябрь 2021 г.) НДПИ - 325 669 руб.;
от 26.08.2022 N 2331 (ноябрь 2021 г.) НДПИ - 1 308 856 руб.;
от 25.08.2022 N 2312 (декабрь 2021 г.) НДПИ - 1 276 978 руб.;
от 26.08.2022 N 2332 (январь 2022 г.) НДПИ - 1 012 146 руб.;
от 25.08.2022 N 2313 (февраль 2022 г.) НДПИ - 717 724 руб.;
от 07.10.2022 N 2681 (март 2022 г.) НДПИ - 394 741 рубль.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что тугоплавкая глина заявителя не является огнеупорной глиной (свыше 1 580°С), огнеупорность тугоплавкой глины составляет от 1 350 до 1 580°С. Вывод о том, что добываемая глина является огнеупорной не может следовать из содержания лицензии. Технические проекты месторождений заявителя подтверждают, что тугоплавкая глина (марки НУК) не может быть огнеупорной и имеет строительное назначение. На государственном балансе добываемые заявителем глины учтены как тугоплавкие, огнеупорные и формовочные, то есть разные виды глин, тугоплавкая глина не может применяться в производстве огнеупоров и литейной промышленности. В ходе рассмотрения дела заявителем проведены испытания, согласно которым огнеупорность глины марки НУК составляет 1490°С. Также ссылается на ответ Челябинскнедра.
В представленном отзыве налоговый орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием сторон и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой заявителем части.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций заявителя по налогу на добычу полезных ископаемых, по результатам вынесены решения.
1). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 28.07.2021 N 2723.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 13.09.2021 N 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за январь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 43 536,95 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 4 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за январь 2021 года в сумме 870 739 руб. и пени по НДПИ в сумме 56 502,65 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 13.09.2021 N 2025, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 19.11.2021 N 16-07/008004 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
2). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за февраль 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 28.07.2021 N 2724.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 13.09.2021 N 2026 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за февраль 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 70 983,50 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 4 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за февраль 2021 года в сумме 1 419 670 руб. и пени по НДПИ в сумме 50 168,38 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 13.09.2021 N 2026, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 19.11.2021 N 16-07/008004 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
3). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за май 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 14.10.2021 N 7021.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 24.08.2022 N 2292 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за май 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 8 932,98 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за май 2021 года в сумме 2 721 330 руб. и пени по НДПИ в сумме 336 255,79 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 24.08.2022 N 2292, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 14.10.2022 N 16-07/006330 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
4). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за июнь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 18.11.2021 N 7626.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 24.08.2022 N 2293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за июнь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 16 603,93 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за июнь 2021 года в сумме 2 656 628 руб. и пени по НДПИ в сумме 302 339,68 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 24.08.2022 N 2293, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 14.10.2022 N 16-07/006331 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
5). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за июль 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 14.12.2021 N 8031.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 15.04.2022 N 973 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, (с учетом решения N 973/1 от 23.05.2022 о внесении изменений), в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за июль 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 15 499,14 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за июль 2021 года в сумме 2 479 863 руб. и пени по НДПИ в сумме 228 430,84 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 15.04.2022 N 973, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 17.06.2022 N 16-07/003747 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
6). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за август 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 04.04.2022 N 950.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 25.08.2022 N 2309 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за август 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 15 269,78 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за август 2021 года в сумме 2 443 165 руб. и пени по НДПИ в сумме 221 524,53 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 25.08.2022 N 2309, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 17.10.2022 N 16-07/006360 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
7). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за сентябрь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 04.04.2022 N 951.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 25.08.2022 N 2310 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за сентябрь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 12 681,69 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за сентябрь 2021 года в сумме 2 029 070 руб. и пени по НДПИ в сумме 51 905,39 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 25.08.2022 N 2310, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 14.10.2022 N 16-07/006332 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
8). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 04.04.2022 N 952.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 25.08.2022 N 2311 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за октябрь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 8 048,08 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за октябрь 2021 года в сумме 1 287 693 руб. и пени по НДПИ в сумме 37 023,83 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 25.08.2022 N 2311, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 18.10.2022 N 16-07/006396 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
9). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 13.04.2022 N 1040.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 26.08.2022 N 2331 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за ноябрь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 12 067,59 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за ноябрь 2021 года в сумме 1 930 815 руб. и пени по НДПИ в сумме 21 211,16 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 26.08.2022 N 2331, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 18.10.2022 N 16-07/006393 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
10). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за декабрь 2021 года.
По результатам КНП составлен акт от 11.07.2022 N 2408.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 25.08.2022 N 2312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за декабрь 2021 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 14 120,87 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за декабрь 2021 года в сумме 2 259 339 руб. и пени по НДПИ в сумме 30 530,53 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 25.08.2022 N 2312, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 18.10.2022 N 16-07/006394 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
11). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2022 года.
По результатам КНП составлен акт от 14.06.2022 N 2096.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 26.08.2022 N 2332 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за январь 2022 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 11 750,34 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за январь 2022 года в сумме 1 880 055 руб. и пени по НДПИ в сумме 24 773,53 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 26.08.2022 N 2332, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 18.10.2022 N 16-07/006395 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
12). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за февраль 2022 года.
По результатам КНП составлен акт от 12.07.2022 N 2409.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 25.08.2022 N 2313 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за февраль 2022 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 12 419,58 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за февраль 2022 года в сумме 1 987 132,00 руб. и пени по НДПИ в сумме 19 932,65 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 25.08.2022 N 2313, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 18.10.2022 N 16-07/006397 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
13). МИФНС N 15 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) в отношении акционерного общества работников Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - заявитель, общество) на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за март 2022 года.
По результатам КНП составлен акт от 18.08.2022 N 2825.
По результатам рассмотрения материалов КНП, Инспекцией вынесено решение от 07.10.2022 N 2681 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за март 2022 года в результате неправильного исчисления налога, в виде штрафа в сумме 7 984,26 руб. (Инспекция самостоятельно снизила размер штрафа в 32 раза).
Кроме того, в оспариваемом решении налогоплательщику начислены недоимка по НДПИ за март 2022 года в сумме 1 277 482,00 руб. и пени по НДПИ в сумме 69 345,98 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением Инспекции от 07.10.2022 N 2681, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 12.12.2022 N 16-07/007391 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добываемые заявителем огнеупорные каолинитовые глины могут использоваться в производстве огнеупоров металлургической промышленности, строительной и грубой керамики, в качестве формовочных смесей в литейном производстве, что и определяет коэффициент при расчете НДПИ.
Заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием НДПИ, осуществляется на основании норм главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Согласно статье 336 Кодекса объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Также объектами налогообложения указанным налогом признаются полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Налоговая база по НДПИ в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 338 Кодекса определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Кодекса, а налоговая база - отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 Кодекса (пункты 3, 4 статьи 338).
В силу пункта 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 Кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 Кодекса стандартам.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье, в том числе, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ добытым полезным ископаемым признается неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Согласно пункту 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктами 1, 2 статьи 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно и в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 342 НК РФ, установлена налоговая ставка в размере 6,0% при добыче горнорудного неметаллического сырья.
С 01.01.2021 налогообложение добытых полезных ископаемых производится с применением рентного коэффициента Крента (статья 342.8 НК РФ).
В отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 - 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 статьи 342 НК РФ, коэффициент Крента устанавливается в размере 3,5.
В настоящем деле спор возник в результате различных подходов налогоплательщика и налогового органа к разрешению вопроса о виде полезного ископаемого и, как следствие, о размере применяемой налоговой ставки.
По совокупности собранных первичных документов как самого налогоплательщика, так и иных государственных органов уполномоченных за контролем в сфере недропользования налоговым органом сделан вывод о необходимости применения обществом налоговой ставки в размере 6,0% от произведения стоимости и количества добытого полезного ископаемого (огнеупорной глины), увеличенного на рентный коэффициент Крента, равный 3,5, определяемого как горнорудное неметаллическое сырье, не включенные в другие группы (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ).
По мнению заявителя, геолого-минералогические характеристики тугоплавкой глины марки НУК позволяет отнести указанное добытое полезное ископаемое к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ), в связи с чем подлежит применению налоговая ставка в размере 5,5% (подпункт 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ), коэффициент Крента равен 1.
Как установлено судом первой инстанции, на основании лицензий ЧЕЛ 03019 ТЭ от 27.11.2019 и ЧЕЛ 03002 ТЭ от 19.07.2019, общество осуществляет добычу глин на Упрунской группе месторождений: Нехаевское, Западно-Упрунское и Первый участок, а также на участке "Бугор" Нижне-Увельского месторождения, в этой связи общество является плательщиком НДПИ в соответствии со статьей 334 НК РФ.
В приложениях N 1 к приведенным лицензиям отражены условия пользования недрами, в частности, в подпункте 1.4 отражены наименования основных (преобладающих) видов полезных ископаемых (группировки полезных ископаемых), содержащихся в пределах предоставленного участка недр: глина огнеупорная (код 142216), глина тугоплавкая (код 142218), глина формовочная (код 142219), добываемых на Нехаевском, Западно-Упрунском месторождении и на Первом участке, расположенных на территории Увельского и Троицкого муниципальных районов Челябинской области, и на участке "Бугор" Нижне-Увельского месторождения (подпункты 1.2).
В приложениях N 6 к лицензиям отражены сведения об участках недр, в частности отмечено, что в геологическом отношении огнеупорные каолинитовые глины Упрунской группы месторождений (Нехаевское, Западно-Упрунское месторождения и Первый участок) и участка "Бугор" Нижне-Увельского месторождения имеют переменный существенно гидрослюдисто-каолинитовый состав содержание каолинита максимально в составе огнеупорных глин.
Заявителем виды глин определены самостоятельно следующим образом: глины огнеупорные - марка НУ-1, НУ-2 и НУПК, глины формовочные - марка НУФ и глины тугоплавкие (керамические) - марка НУК.
Техническим подтверждением соответствия добываемых заявителем глин критериям огнеупорных глин является геолого-минералогическая характеристика огнеупорных каолинитовых глин, добываемых АОр "НП "ЧРУ", представленная заявителем в материалы налоговой проверки по требованию налогового органа.
В соответствии с указанными характеристиками глины керамические (НУК) обладают характеристиками огнеупорности (1580°С-1610°С), соответствующими характеристикам формовочных глин (НУФ) (1580°С), приближенными к характеристикам огнеупорных глин (НУ-1, НУ-2, НУПК) (1650°С-1690°С) отраженных в заключении государственной экспертизы от 29.03.2021 N ЗС-20-236.
Определенная заявителем огнеупорность тугоплавких (керамических) глин (1580°С-1610°С) превышает минимальную огнеупорность для огнеупорных глин, установленную ГОСТ Р 52918-2008 "Огнеупоры" (1580°С).
Согласно подпункту 1 пункта 8.2 Раздела 10 Плана развития горных работ на 2021 год АОР "НП ЧРУ", согласованному Уральским управлением Ростехнадзора, добываемым полезным ископаемым является горнорудное неметаллическое сырье.
В соответствии с разработанными ООО "Урал-ГИПроЦентр" и согласованными заявителем 22.06.2020 Техническими условиями ТУ 08.12.22-001-12608994-2020, виды добываемых обществом глин определены как огнеупорные.
На основании заключения государственной экспертизы от 29.03.2021 N ЗС-20-236 определены марки глин и сделан вывод о виде добываемого полезного ископаемого "Глины огнеупорные Нижне-Увельского месторождения для огнеупорных, формовочных и керамических изделий".
Сходные выводы отражены в протоколах заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых от 23.01.2002 N 708 (в отношении Нехаевского месторождения) и от 15.02.2012 N 2698 (в отношении месторождений Упрунской группы в целом, включая Западно-Упрунское, Нехаевское месторождения и Первый участок).
В ответ на запросы налогового органа, Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу письмами от 17.06.2021 N 04-06/725, от 01.12.2022 N 04-17/1666 сообщил, что добываемое АОр "НП "ЧРУ" на основании лицензий полезное ископаемое (глины огнеупорные, тугоплавкие, формовочные) следует относить к горнорудному неметаллическому сырью.
Протоколами Уральского управления Ростехнадзора от 16.11.2020 N 59 и N 60, остаток запасов на Нижнеувельском и Нехаевском месторождениях оценены как запасы огнеупорных глин.
Приказом Роснедр от 22.12.2005 N 1332 "О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых" глины огнеупорные и тугоплавкие отнесены к горнорудному сырью для металлургии.
Судом первой инстанции также учтен орган, выдавший лицензию: лицензии на добычу полезных ископаемых (огнеупорных, формовочных и тугоплавких глин) выданы заявителю федеральным органом власти (Департаментом по недропользованию по Уральскому Федеральному округу), а не органом власти субъекта Федерации (Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области) на добычу глинистого сырья используемого в строительной индустрии, как общераспространенного полезного ископаемого.
Отчетность заявителя за 2019, 2020, 2021 гг. (5-гр и 2-лс) свидетельствует о добыче полезного ископаемого под общим видом - "огнеупорные глины".
Согласно Плану развития горных работ на 2021 год, согласованным с Уральским управлением Ростехнадзора, в пп. 1 п. 8.2 "Сведения о добываемых полезных ископаемых для заполнения налоговой декларации" раздела X "Выполнение условий действия лицензии на пользование недрами" непосредственно заявителем закреплено: "Код полезного ископаемого - 1050302. Горнорудное неметаллическое сырье".
Тождественный по содержанию раздел отражен в Планах развития горных работ на 2019 и 2020 годы.
Таким образом, совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что обществом добываются огнеупорные глины, включая тугоплавкую глину марки НУК, что позволяет применять коэффициент 6,0 процентов ввиду добычи недропользователем горнорудного неметаллического сырья (полезное ископаемое).
При этом, разделение заявителем продукта разработки на 5 марок глин (НУ-1, НУ-2, НУПК, НУФ и НУК), не свидетельствует о том, что какая-либо из марок глин не относится к огнеупорным.
Доводы заявителя о показателях огнеупорности тугоплавкой глины марки НУК, в том числе, со ссылкой на новые протоколы испытаний, представленные в суд первой инстанции, суд учитывает, что в разделе II Технологические решения
Рабочего проекта
Реконструкция рудника
Бугор
для поддержания мощности
1989 года установлено, что по результатам полузаводских испытаний тугоплавкие глины (они же керамические марки НУК) характеризуются Al2O3 - 20,5 %, огнеупорность более 1 580
С, указанные показатели отвечают признакам огнеупорности тугоплавкой глины марки НУК.
Судом первой инстанции, а также налоговым органом правомерно обращено внимание на тот факт, что новые протоколы испытаний тугоплавкой (керамической) глины марки НУК от 28.03.2023 N N 02, 03 подготовлены заявителем после рассмотрения дела Арбитражного суда Челябинской области N А76-6096/2022 тремя судебными инстанциями, что ставит под сомнение достоверность содержащейся в них информации, учитывая ее противоречие технической документации и ответам уполномоченных органов.
Относительно соответствия тугоплавкой (керамической) глины марки НУК ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов", судебная коллегия отмечает следующее.
Соответствие тугоплавкой глины требованиям указанного ГОСТа 30108-94 производится в целях установления безопасности сырья - для определения удельной эффективной активности естественных радионуклидов (раздел 1 ГОСТа) и не может определять область его исключительного применения.
Между тем в п.6 Методических рекомендаций по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (глинистых пород) определено, что более половины всех производимых огнеупорных изделий потребляют черная металлургия и машиностроение. В пункте 7 таблицы пункта 5 Положения о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых, утвержденного приказом Роснедр от 22.12.2005 N 1332, глины тугоплавкие отнесены к горнорудному сырью и нерудному сырью для металлургии, указанное Положение относится к нормативным правовым актам законодательства о недрах и определяет вид полезного ископаемого в целях утверждению и постановке на государственный учет запасов полезных ископаемых, а также по списанию и снятию с государственного учета запасов полезных ископаемых.
Следовательно, разделение заявителем глин на огнеупорные, формовочные и тугоплавкие само по себе не изменяет их характеристик, по результатам оценки которых все добываемые глины соответствуют требованиям огнеупоров и относятся к горнорудному неметалллическому сырью для металлургии.
Довод заявителя о том, что глина тугоплавкая марки НУК является общераспространенными полезным ископаемым не принимается, как противоречащий лицензиям ЧЕЛ 03019 ТЭ от 27.11.2019 и ЧЕЛ 03002 ТЭ от 19.07.2019, поскольку лицензии на пользование участком недр местного значения выдает Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (четвертый абзац статьи 12.1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"), но указанные лицензии выданы другим органом - Департаментом по недропользованию по Уральскому Федеральному округу, то есть федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выдавать лицензии, за исключением лицензий на пользование участком недр местного значения (та же норма ст. 12.1 закона от 21.02.1992 N 2395-1). Следовательно, глины добываемые заявителем не могут быть общераспространенными полезными ископаемыми.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем путем представления новых доказательств не опровергнут факт, установленный в рамках дела N А76-6096/2022, о добыче горнорудного неметаллического сырья, включая тугоплавкую глину марки НУК, представленные доказательства оценены судом и признаны противоречащими ранее представленным и недостаточными для опровержения ранее постановленного вывода.
С учетом изложенного, основания для признания недействительными решений инспекции от 13.09.2021 N 2025, от 13.09.2021 N 2026, от 24.08.2022 N 2292, от 24.08.2022 N 2293, от 15.04.2022 N 973, от 25.08.2022 N 2309, от 25.08.2022 N 2310, от 25.08.2022 N 2311, от 26.08.2022 N 2331, от 25.08.2022 N 2312, от 26.08.2022 N 2332, от 25.08.2022 N 2313, от 07.10.2022 N 2681 в обжалуемой заявителем части отсутствуют.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2023 по делу N А76-42500/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества работников "Народное Предприятие "Челябинское рудоуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42500/2021
Истец: АО РАБОТНИКОВ "НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЧЕЛЯБИНСКОЕ РУДОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, УФНС России по Челябинской области