г. Москва |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А40-284789/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Братска
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-284789/22 по заявлению Администрации муниципального образования города Братска (ИНН 3803100833)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134),
третьи лица: 1) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, 2) Начальник главного управления МЧС России по Иркутской области: Федосеенко Вячеслав Сергеевич,
об оспаривании отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженного в письме 14/11/2022 N 07/49379, в безвозмездной передаче из собственности муниципального образования города Братска в федеральную собственность,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Зварич К.И. по дов. от 09.11.2021; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Братска (далее - заявитель, Администрация города Братска) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - заинтересованное лицо, Росимущество), выраженного в письме 14/11/2022 N 07/49379, в безвозмездной передаче из собственности муниципального образования города Братска в федеральную собственность
Решением суда от 17.03.2023 заявление Администрация города Братска оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзывах на апелляционную жалобу Росимущество и Главное управление МЧС России по Иркутской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росимущества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, за муниципальным образованием города Братска в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество - защитные сооружения гражданской обороны (далее - сооружения ГО):
нежилое помещение - убежище, площадью 298 кв.м., расположенное в подвале N 1 дома N 49 по улице Рябикова в городе Братске Иркутской области, помещение N 1, кадастровый номер 38:34:011801:3956, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.10.2022;
сооружение бомбоубежище, площадью 129,3 кв.м. расположенное по адресу: Иркутская область г.Братск, жилой район Центральный, П 11 26 52 00, год завершения строительства 1981 год, кадастровый номер 38:34:015605:230, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.10.2022.
Сооружения ГО состоят на учете в ГУ МЧС России по Иркутской области как защитные сооружения гражданской обороны.
Поскольку сооружения ГО являются защитными сооружениями гражданской обороны - убежищами, предназначенными для укрытия населения, они в силу закона должны находиться в федеральной собственности.
Администрация города Братска направила в адрес заинтересованного лица предложение от 21.10.2022 N 26121/01/22 о безвозмездной передаче сооружений ГО из муниципальной собственности города Братска в федеральную собственность.
Письмом от 14.11.2022 N 07/149379 Росимущество сообщило, что полагает нецелесообразным принятие в федеральную собственность указанных объектов в связи с отсутствием потребности у расположенных на территории города Братска федеральных организаций в ЗС ГО.
Полагая указанный отказ Росимущества незаконным, Администрация города Братска обратилась в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к следующим выводам:
1) спорные объекты в силу закона являются муниципальной собственностью и владение с 1990 года спорными объектами подтверждает право собственности муниципального образования города Братска на них;
2) спорные объекты всегда были учтены в реестре муниципального имущества как объекты муниципальной собственности, в реестре федерального имущества спорные объекты никогда не значились;
3) истец зарегистрировал право собственности муниципального образования города Братска на спорные объекты;
4) спорные объекты не выбывали из собственности муниципального образования города Братска, что установлено в рамках дела N А19-3683/2021;
5) отсутствует потребность у расположенных на территории города Братска федеральных организаций в защитных сооружениях:
6) в силу положений Федерального закона о гражданской обороне от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" создание и поддержание защитных сооружений в состоянии постоянной готовности является обязанностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
7) в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом, Письмом от 21.10.2022 N 26120/01/22 в адрес Росимущества поступило обращение Администрации муниципального образования города Братска о рассмотрении вопроса безвозмездной передачи из собственности муниципального образования города Братска в федеральную собственность указанных защитных сооружений.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.10.2022 N КУВИ-001/2022-179970565, N КУВИ-001/2022-179970565 на объекты с кадастровыми номерами 38:34:011801:3956, 28:34:015605:230 оформлено право собственности муниципального образования "город Братск".
Ранее Арбитражным судом Иркутской области рассматривалось дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска об обязании принять в федеральную собственность указанные защитные сооружения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.06.2022 по делу N А19-3683/2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022, отказано в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования города Братска к Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области о принятии в федеральную собственность защитных сооружений гражданской обороны с кадастровыми номерами 38:34:011801:3956, 28:34:015605:230.
В рамках данного дела подтверждено право муниципальной собственности на спорные объекты, суд указал следующее:
"Суд полагает, что спорные объекты не выбывали из собственности муниципального образования, как минимум с 1990 года.
Так как спорный объект - нежилое помещение - убежище, площадью 298 кв.м., по адресу: г. Братск, ул. Рябикова, 49 находится в школе искусств, открытой в 1967 году. Указанное здание с 1991 находилось в собственности муниципального образования на основании приложения 3 к Постановлению N 3020-1.
Сооружение бомбоубежище, площадью 129,3 кв.м., по адресу: г. Братск, ж.р Центральный, П11 26 52 00, также находилось в пользовании у Муниципального предприятия агрофирма "Пурсей" была зарегистрирована 1995 году (ОГРН 1023800837818) в настоящее время ликвидирована. Собственником и учредителем указанного муниципального имущества являлась Администрация муниципального образования города Братска, которая распорядилась спорным имуществом, закрепив его за Муниципальным предприятием агрофирма "Пурсей".
Таким образом, следует сделать однозначный вывод о том, что из владения истца спорные объекты не выбывали, что подтверждается, в том числе и показаниями представителя истца в судебном заседании, о том, что спорными объектами муниципальное образование г. Братска пользуется и владеет ранее, чем с 2017 года.
Кроме того, заявителем данные объекты всегда были учтены в качестве объекта муниципальной собственности в реестре муниципального имущества. В реестре федерального имущества спорные объекты никогда не значились". "Истец самостоятельно направил заявление для регистрации спорных объектов в обоснование права собственности указав Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (стр. 12 решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.06.2022 по делу N А19-3683/2021).
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие потребности у расположенных на территории города Братска федеральных организаций в защитных сооружениях, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятие в федеральную собственность указанных объектов нецелесообразным, о чем было сообщено Администрации муниципального образования города Братска письмом Росимущества от 14.11.2022 N 07/49379.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 212 ГК РФ установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом в силу п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 214 ГК РФ к государственной собственности отнесено, в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Спорные объекты построены в 1981 и 1989, соответственно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и соответствующие Приложения N 1, 2, 3 к названному постановлению.
Постановление N 3020-1 определило критерии отнесения государственного имущества к разным уровням государственной собственности и к муниципальной собственности, в том числе, установило признаки имущества, подлежащего отнесению исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности.
Исходя из п. 3 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях N 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Таким образом, объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в Приложениях N 1-3 прямо не указаны, прямого указания на исключительную федеральную, собственность спорных объектов в законодательстве отсутствует.
Кроме того, до вступления в силу Постановления N 3020-1 действовал Закон СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Так п. 2 ст. 9 указанного закона в состав управляемого имущества входило местное хозяйство, которое состоит из предприятий (объединений), организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью соответствующей административно-территориальной единицы.
Коммунальная собственность согласно Закона СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" составляет основу местного хозяйства. Распоряжение и управление коммунальной собственностью осуществляют от имени населения административно-территориальных единиц соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.
К коммунальной собственности относится имущество, передаваемое безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом народных депутатов за счет принадлежащих ему средств.
Спорные объекты не выбывали из собственности муниципального образования, как минимум с 1990 года, что установлено в рамках дела N А19-3683/2021.
Необходимо отметить, что в силу положений Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание и поддержание защитных сооружений в состоянии постоянной готовности является обязанностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Росимущество исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Администрации города Братска удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-284789/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-284789/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ