г. Москва |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А41-83775/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Бархатовой Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "Сергиево-Посадский РО" (ИНН 9705058743, ОГРН 1167746090742) представитель по доверенности от 11.2022 Гычина О.В.;
от ООО "Лора" генеральный директор решением N 1 от 02.02.2019 Касаева Л.Ю.-лично по паспорту;;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лора" (ИНН 5007069770, ОГРН 1095007000593) на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-83775/22
по иску ООО "Сергиево-Посадский РО" к ООО "Лора" об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский РО" (далее - ООО "Сергиево-Посадский РО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением с учетом уточнения исковых требований, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Лора" (далее - ООО "Лора" ) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N СПРО-2019-7452074.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-83775/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Лора" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес Истца поступило заявление на заключение договора от ООО "ЛОРА"
. В заявление на заключение договора Ответчик самостоятельно определил: - место (площадку) накопления ТКО, принадлежащую ООО "ЛОРА"; - способ коммерческого учет объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО; - периодичность вывоза по мере накопления ТКО.
К заявлению на заключение договора прилагался, в том числе, Договор от 31.07.2014 N Д-30/216 аренды нежилых помещений здания (далее - Договора аренды нежилого помещения) (копия прилагается).
В ответ на заявление Ответчика на заключение договора, Истец направил Ответчику проект Договора N СПРО-2019-7452074 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор) с учетом сведений, указанных в заявке Ответчика.
С учетом полученных от Ответчика данных об арендуемой для торговли площади, Истцом был произведен расчет объема образующихся ТКО, исходя из площади объекта Ответчика и с учетом требований Порядка накопления ТКО и СанПиН 2.1.3684-21.
Расчет объемов ТКО передаваемых Ответчиком и платы за услугу по обращению с ТКО рассчитаны по формуле: 291,2(торговая площадь, м2 ) * 1,14 (норматив накопления ТКО, м3) = 331,968 (годовой объем ТКО, м3 )/12 мес = 27,664 (м3, объем ТКО в мес) * 858,40 (единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО без НДС) = 23 746,78 (размер платы за услугу по обращению с ТКО в месяц без НДС). Истцом, с учетом выбранного способа коммерческого учета ТКО, в рамках предлагаемого к заключению проекта Договора, Ответчику предложено ежемесячно передавать Истцу 27,664 м 3 ТКО в месяц
Как указал истец, на дату обращения в суд подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с условиями, не противоречащими законодательству Российской Федерации от ответчика в соответствии с п.8(11) Правил N 1156 в адрес истца не поступал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
. В связи с вступлением в силу распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 N 205-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023-2028 годы", которым признано утратившим силу распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N 290-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области", истцом уточнены исковые требования в части расчета платы за услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Сергиево-Посадский РО" (далее - Соглашение), последний наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) сроком на 10 лет (прилагается) и является единственным региональным оператором в зоне своей деятельности.
ООО "Сергиево-Посадский РО" приступило к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019.
Согласно ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст.1 Закона N 89-ФЗ, ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Дмитровский городской округ Московской области входит в зону деятельности истца.
Согласно ст.1 Закона об отходах, ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. 10 К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст.1 Закона об отходах, ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен Правилами N 1156. В соответствии с п. 8(1), п. 8(4) Правил N1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО на основании заявки потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора.
В заявке потребителя указываются сведения, предусмотренные п.8(6) Правил N 1156 и прилагаются документы, предусмотренные п.8(7) Правил N 1156, в том числе, сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год; документы, содержащие сведения о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со ст. 6 Закона N 89-ФЗ относится утверждение порядка накопления ТКО. На территории Московской области Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) регламентирован распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства распоряжением от 26.06.2019 N 350-РВ.
Указанным порядком установлено, что вывоз ТКО из контейнеров должен осуществляться в соответствии с графиком вывоза ТКО, при этом вывоз сухих отходов с мест накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 2 раз в неделю, а вывоз смешанных отходов по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО (п.п. 4.6., 6.2., 6.3.). 11
На основании изложенного, вывоз ТКО на территории Московской области не может быть реже чем 2 раза в неделю для обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и недопущения негативных экологических последствий. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области установлены распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.09.2021 N 431-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" образуемых объектами разных категорий, в том числе для объектов категории - "Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества".
Для объектов данной категории определена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 участок.
Годовой норматив накопления отходов на 1 участок установлен 1,48 м3. Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов утверждены распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 N 205-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023- 2028 годы", которым признано утратившим силу распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N 290-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области".
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор
. В этом случае договор считается заключенным в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Объект ответчика, в отношении которого необходим договор на оказание услуг по обращению с ТКО, расположен по адресу: 141830, Московская обл, г.о. Дмитровский, п. Автополигон, представляет собой нежилые помещения. для использования под торговлю площадью 570,1 кв.м.
С учетом полученных от Ответчика данных об арендуемой для торговли площади, Истцом был произведен расчет объема образующихся ТКО, исходя из площади объекта Ответчика и с учетом требований Порядка накопления ТКО и СанПиН 2.1.3684-21. Расчет объемов ТКО передаваемых Ответчиком и платы за услугу по обращению с ТКО рассчитаны по формуле: 291,2(торговая площадь, м2 ) * 1,14 (норматив накопления ТКО, м3) = 331,968 (годовой объем ТКО, м3 )/12 мес = 27,664 (м3, объем ТКО в мес) * 858,40 (единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО без НДС) = 23 746,78 (размер платы за услугу по обращению с ТКО в месяц без НДС).
Истцом, с учетом выбранного способа коммерческого учета ТКО, в рамках предлагаемого к заключению проекта Договора, Ответчику предложено ежемесячно передавать Истцу 27,664 м 3 ТКО в месяц.
Таким образом, истец направил ответчику договор на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями, соответствующими действующему законодательству.
Ответчик, не имея договорных отношений с истцом, не исполняет и тем самым нарушает требования действующего законодательства в области обращения с ТКО, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. 12 Пленум Верховного Суда РФ в пункте 38 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ о заключении и толковании договора" разъяснил, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор, (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2023 года по делу N А41-83775/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83775/2022
Истец: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ООО "Лора"