г. Москва |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А40-269910/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "Аурат" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 по делу N А40- 269910/2022
по заявлению: акционерного общества "Аурат"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: кадастровый инженер Стулов С.А.
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Зебницкая О.В. дов. от 22.12.2021 |
от заинтересованного лица:
от третьего лица: |
Гибадуллин И.М. дов. от 24.01.2023(до перерыва); Винокурцева Е.В. дов. от 25.04.2023 (после перерыва) Стулов С.А. (паспорт, лично, до перерыва); после перерыва: не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "Аурат" (заявитель, Общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказ государственного кадастрового учета, выраженный в уведомлении от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-22181996/4; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем осуществления изменений в записях единого государственного реестра недвижимости об объекте с кадастровым номером 77:09:0001015:3904 на основании заявления от 30.05.2022 N КУВД-001/2022-22181996 в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, 4-й Лихачевский пр., 6, отказано в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен кадастровый инженер Стулов Сергей Анатольевич (третье лицо).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель заявителя обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал на нарушения судом норм материального права.
Представители Управления в судебном заседании против заявленных доводов апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 01.06.2023 объявлялся перерыв до 08.06.2023 до 15 час. 00 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва представитель третьего лица не явился.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 30.05.2022 в Управление поступило заявление N КУВД-001/2022-22181996 о внесении изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости, в отношении объекта с кадастровым номером 77:09:0001015:3904 по адресу г. Москва, пер. 4-й Лихачевский, д.6, в связи с исправлением реестровой ошибки.
Уведомлением от 03.06.2022 N КУВД-001/2022-22181996/2 Управление приостановило государственный кадастровый учет до 05 сентября 2022 года.
Решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.06.2022 N КУВД-001/2022-22181996/2 было обжаловано кадастровым инженером Стуловым С.А. в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве, по результатам рассмотрения которой было принято решение от 22.06.2022 N 220/2022 об оставлении жалобы без удовлетворения.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, 05.09.2022 на основании части 1 статьи 46 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2022-22181996/4.
Не согласившись с указанным решением, АО "Аурат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал, что оспариваемый акт соответствует законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствующими в силу нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регулируются Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) (п. 1 Административного регламента).
Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), и указаны сведения о здании, 5 сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона о недвижимости реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в представленных в орган регистрации документах, лицами, изготавливавшими эти документы. В случае если есть основания полагать, что при внесении сведений в ЕГРН допущена реестровая ошибка относительно площади помещения, то исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости ЕГРН, и представленного в установленном законодательством порядке технического плана в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, с соблюдением требований к подготовке технического плана, предусмотренных положениями статьи 24, 61 Закона о недвижимости и Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Судом установлено, что Заявителем представлен поврежденный Технический план в формате XML-схем (нечитаемый).
В Заключении кадастрового инженера, который получилось вычленить из нечитаемого формата Технического плана (XML схемы не перевелись в читаемый формат; заявителем не приложен технический план в формате PDF) отсутствует какая либо информация, позволяющая осуществить учетно-регистрационные действия. Также отсутствует информация о наличии реестровой ошибке и способе ее исправления.
Таким образом, представляемый Технический план не позволяет государственному регистратору провести надлежащим образом правовую экспертизу.
Ввиду вышеизложенного, регистратор обоснованно приостановил учетно-регистрационные действия на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
Кроме того, согласно заявлению от 30.05.2022 Заявитель обратился за внесением изменений в записи единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001015:3904 в части внесения сведений о едином недвижимом комплексе в связи с исправлением реестровой ошибки (реквизит 5 заявления).
Единый недвижимый комплекс (ЕНК) является совокупностью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре недвижимости на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Запись о едином недвижимом комплексе вносится в единый государственный реестр недвижимости при наличии записей или одновременно с записями о зданиях, сооружениях, помещениях или машино-местах, входящих в его состав, а также земельном участке, если входящие в состав единого недвижимого комплекса объекты недвижимости расположены на одном земельном участке. Здания, сооружения ставятся на кадастровый учет как отдельные объекты недвижимости, а в дальнейшем образуется ЕНК либо сразу осуществляется постановка на кадастровый учет ЕНК, если согласно проектной документации предусмотрена эксплуатация объектов как единого недвижимого комплекса. При этом, как самому ЕНК, так и входящим в его состав зданиям и сооружениям в Едином государственном реестре недвижимости присваиваются кадастровые номера.
Таким образом, наличие в ЕГРН записи об объекте ЕНК как о сооружении в отношении Предприятия как имущественного комплекса не свидетельствует о наличии реестровой ошибки, поскольку раздел I был открыт в 2012 и внесенная запись полностью соответствует требованиям о государственной регистрации ПИК, действовавшим до 01.10.2013 (статья 22 Федерального закона N 122-ФЗ была скорректирована пунктом 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ).
Однако документы, необходимые для осуществления указанных УРД не представлены, а представленный технический план не соответствует установленным требованиям.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, что содержатся в заявлении общества, и направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 по делу N А40- 269910/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-269910/2022
Истец: АО "АУРАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Стулов Сергей Анатольевич