город Чита |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А10-8520/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 апреля 2023 года по делу N А10-8520/2022 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН 1053808007417, ИНН 3808116570) к обществу с ограниченной ответственностью "Вита технологии" (ОГРН 1110327013752, ИНН 0326501789) об обязании исполнить предписание, провести рекультивацию нарушенных земель, провести мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунально-бытовых отходов, предоставить документы,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее - заявитель, Управление, Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вита технологии" (далее - ответчик, ООО "Вита технологии", общество) о понуждении к исполнению предписания от 21.12.2021 N 873-р.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.05.2023.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, имели возможность выразить свою правовую позицию, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия - выездного обследования на основании задания от 12.10.2022 N 1322, в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:08:230106:257, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадь - 92192 кв. м., установлено, что на площади 28830 кв.м. расположен карьер, предположительно на нем ранее добывали песчано-гравийную смесь (далее - ПГС), в настоящее время затоплен водой. Вдоль карьера распложен отвал на площади 1624 кв.м. высотой около 2,5 м. На площади 44165 кв.м. наблюдается перекрытие поверхностного слоя почвы грунтовыми навалами высотой до 1-м. различной длины и ширины. На отвалах и навалах произрастает сорная растительность. Также на площади 1370 и 185 кв.м. отмечено несанкционированное размещение твердых коммунально-бытовых и строительных отходов. Характер захламления представлен следующими видами отходов: пластиковая тара, полиэтилен, алюминиевые банки, стеклянная посуда, щепки, ломаный кирпич, шифер.
В рамках выездного обследования осуществлялся отбор проб (протоколы отбора образцов (проб) почвы N N 1322а от 13.10.2021, 1322т от 13.10.2021). Пробы были отправлены в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория".
Согласно протоколам испытаний N N ГУ 10-39/01 - ГУ 10-39/39 от 09.11.2021, NN ГУ 10-40/01 - ГУ 10-40/03 от 02.11.2021 установлено снижение обменного калия (- 55%), органического вещества (-55,5%), фосфора (-86,7%).
На основании мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора) N 28671/07 от 15.11.2021 по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия, государственным инспектором Управления проведена внеплановая документарная проверка на основании решения от 25.11.2021 N 873-Р, ООО "Вита Технологии".
При изучении космоснимков в программе Google Earth Pro, позволяющей визуально оценить состояние почвенной поверхности в разные периоды времени, установлено, что на земельном участке в 2006 году не наблюдается перекрытие поверхностного слоя почвы и разработка карьера. Однако, на космоснимке 2011 года наблюдается перекрытие поверхностного слоя почв. В 2013 году, несмотря на появление арендатора, площадь перекрытия продолжает увеличиваться. На космоснимке 2017 года зафиксирован карьер на площади 9831 кв.м.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Управлением установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 03:08:230106:257, имеются признаки повреждения, снятия, перемещения плодородного слоя почвы в результате выемки грунта и складирования грунта; выявлен факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почв на площади 28830 кв.м., перекрытия плодородного слоя почв на площади 1624 кв.м., произошедший при разработке карьера для добычи ПГС и перекрытия плодородного слоя грунтовыми насыпями на общей площади 44165 кв.м., а также несанкционированное размещение твердых коммунально-бытовых и строительных отходов на площади 1370 и 185 кв.м.
По результатам документарной проверки составлен акт проверки от 21.12.2021 N 873-р, выдано предписание от 21.12.2021 N 873-р, в соответствии с которым ООО "Вита Технологии" необходимо в срок до 01.09.2022 устранить нарушения требований земельного законодательства: подготовить проект рекультивации нарушенных земель; провести рекультивацию нарушенных земель. Провести мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунально-бытовых отходов; по факту проведенных работ предоставить подтверждающие сведения (фотоснимки, иные сведения).
В отношении ООО "Вита Технологии" вынесено постановление о назначении административного наказания от 03.03.2022 N 873-р/1 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, которое вступило в законную силу.
Предписание от 21.12.2021 N 873-о не было обжаловано в порядке ст. 40 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", ни в судебном порядке.
Решением о продлении предписания от 23.03.2022 в порядке п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписания был продлен на 90 дней до 01.12.2022. Ходатайств о продлении срока исполнения предписания в адрес Управления от ООО "Вита технологии" не поступало.
В результате проведенного контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований), проведенного 06.12.2022 с помощью программы Google Earth Pro, позволяющей визуально оценить состояние почвенной поверхности в разные периоды времени, выявлено что при изучении космоснимков 2021, 2022 гг. установлено, что никаких изменений нет. Рекультивация земельного участка не проводилась.
Ссылаясь на неисполнение ООО "Вита технологии" предписания от 21.12.2021 N 873-р (непредставление доказательств его исполнения), Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о понуждении ответчика к исполнению указанного предписания.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
Руководствуясь статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.07.2019 N662 (далее - Административный регламент), суд первой инстанции установил право должностных лиц Россельхознадзора и его территориальных органов выдавать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (пункт 137 Административного регламента).
Исходя из положений пункта 6 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктов 142, 144 Административного регламента, Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, суд первой инстанции установил обязанность именно Россельхознадзора (его территориальных органов) контролировать исполнение выданного предписания и право привлечения к ответственности за его неисполнение, в связи с чем пришел к выводу у невозможности подмены арбитражным судом органа государственного контроля и, соответственно, невозможности выполнения его функции по принуждению юридического лица к исполнению выданного ему таким органом предписания.
Ссылки заявителя на положение части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" правомерно отклонены судом первой инстанции как не подлежащее применению с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 13, 17, 18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (определение от 20.06.2018 N302-ЭС18- 1483), пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (определение от 26.11.2018 N304-ЭС18-11722), пунктах 12, 13 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2022, учитывая, что Управлением предъявлено требование о понуждении к исполнению предписания.
При этом судом первой инстанции разъяснено право заявителя на обращение с самостоятельным исковым заявлением о возмещении вреда.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
У апелляционного суда нет оснований для несогласия с указанными правильными выводами суда первой инстанции.
Апелляционный суд также отмечает, что необходимо разграничивать полномочия арбитражных судов и органов административной юрисдикции в области охраны окружающей среды и природопользования. Подмена арбитражными судами государственных органов, компетентных контролировать действующее законодательство, приводит к снижению эффективности их работы.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 апреля 2023 года по делу N А10-8520/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-8520/2022
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия
Ответчик: ООО Вита Технологии