город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2023 г. |
дело N А32-32143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Швидкой Е.А. по доверенности от 19.05.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 по делу N А32-32143/2022
по заявлению администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН1052329075721)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Малеева Антонина Павловна; Швец Иван Сергеевич; Эсанова Зарина Анатольевна; Сейтмамутов Руслан Раимович; Старков Сергей Григорьевич; Хот Игорь Асланбекович; Саркисян Казар Сергеевич; Киреев Евгений Евгеньевич; Клименко Ирина Сергеевна; Лисицина Марина Анатольевна; Бородин Александр Александрович; Суровцева Светлана Владимировна; Капшарь Владимир Михалойвич; Рябов Дмитрий Вячеславович; Коваленко Анна Анатольевна; Клименко Александр Николаевич; Эртман Виктор Викторович; Лисицин Павел Андреевич
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 14.06.2022 N 023/10/18.1-2043/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;
- о признании недействительным предписания правления от 14.06.2022 N 023/10/18.1-2043/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Краснодарского края привлечены: Малеева Антонина Павловна; Швец Иван Сергеевич; Эсанова Зарина Анатольевна; Сейтмамутов Руслан Раимович; Старков Сергей Григорьевич; Хот Игорь Асланбекович; Саркисян Казар Сергеевич; Киреев Евгений Евгеньевич; Клименко Ирина Сергеевна; Лисицина Марина Анатольевна; Бородин Александр Александрович; Суровцева Светлана Владимировна; Капшарь Владимир Михалойвич; Рябов Дмитрий Вячеславович; Коваленко Анна Анатольевна; Клименко Александр Николаевич; Эртман Виктор Викторович; Лисицин Павел Андреевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 признано недействительным предписание Управления от 14.06.2022 N 023/10/18.1-2043/2022. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Управление обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение в части отказа в признании недействительным решения, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объёме. Доводы жалобы сводятся к тому, что представителем участника аукциона при подаче заявки была приложена не заверенная надлежащим образом копия нотариальной доверенности, следовательно заявка не содержит документ, подтверждающий полномочия.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Администрации отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрацией предприняты меры к заключению договора до истечения установленного законом десятидневного срока. На момент вынесения оспариваемых решения и предписания, Управление не располагало сведениям о наличии заключенных договоров.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства Администрации и Управления об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд протокольным определением приобщил отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представители Управления и Администрации поддержали доводы своих апелляционных жалоб в полном объёме.
05.06.2023 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 13.06.2023.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Представитель Управления подключение к онлайн-трансляции не обеспечил.
В судебном заседании представитель Администрации доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Третьи лица, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Администрация разместила извещение о проведении торгов было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет (www.torgi.gov.ru) за N 130422/0302188/01 от 13.04.2022, а также в газете "Тамань" от 14.04.2022 N 14 (10929).
28.04.2022 представитель Малеевой А.П. - Малеев П.Ю. - подал организатору торгов заявки для участия в открытом конкурсе на право заключения договоров аренды земельных участков по лотам:
- Лот 18: земельный участок, площадью 831 кв.м., с кадастровым номером 23:30:0000000:4194, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 20: земельный участок, площадью 2424 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1203007:1142, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 21: земельный участок, площадью 2 466 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1203007:1137, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 22: земельный участок, площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1110027:385, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 23: земельный участок, площадью 2 386 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1203007:1143, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 24: земельный участок, площадью 2 256 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1203007:1144, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства;
- Лот 25: земельный участок, площадью 2 092 кв.м., с кадастровым номером: 23:30:1203007:1146, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства.
28.04.2023 заявки были приняты и зарегистрированы.
16.05.2022 протоколами N 2-18, N 2-20, N 2-21, N 2-22, N 2-23, N 2-24, N 2-25 рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Темрюкского городского поселения заявки Малеевой А.П., поданные представителем Малеевым П.Ю., были не допущены к участию в аукционе по лотам N 18, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25 со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации - в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или предоставлением недостоверных сведений, поскольку организатором торгов указано, что заявка Малеевой А.П. не содержит документ, подтверждающий полномочия заявителя, в составе заявки представлена копия незаверенной нотариальной доверенности.
Малеева А.П. обратилась с жалобой в Управление на действия Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (организатор торгов) при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение N 130422/0302188/01, лот N 18, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25, мотивировав жалобу тем, что организатором торгов неправомерно отклонены её заявки и просила Управление признать незаконными действия организатора торгов и выдать организатора торгов предписание об устранении нарушения порядка проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы, 14.06.2022 комиссией Управлением принято решение N 023/10/18.1-2043/2022, в соответствии с которым жалоба Малеевой А.П. признана обоснованной.
14.06.2022 Управление выдало Администрации предписание N 023/10/18.1-2043/2022 о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов, в соответствии с которым надлежало до 14.07.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: отменить протоколы по лотам лот N 18, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25; установить дату и время для повторного внесения задатков; уведомить всех участников аукциона о сроках повторного зачисления задатка; повторно рассмотреть заявки участников с учётом решения N 023/10/18.1-2043/2022; установить дату и время повторного проведения аукциона; уведомить всех участников торговой процедуры о дате и времени проведения аукциона.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона (шаг аукциона). Шаг аукциона устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
В соответствии с постановлением Администрации от 11.04.2022 N 418 организатор торгов объявил о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Темрюкского городского поселения.
Согласно части 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Из материалов дела следует, что заявки Малеевой А.П., не были допущены к участию в аукционе по причине непредставления документа, подтверждающего полномочия заявителя - в составе заявки представлена копия незаверенной нотариальной доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Таким образом, положениями статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых потенциальными участниками торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
Согласно условиям, указанным в извещении от 13.04.2022 N 130422/0302188/01, заявка на участие в аукционе подаётся в письменном виде, непосредственно при личном обращении; в случае подачи заявки представителем заявителя, предъявляется доверенность, удостоверенная в соответствии с действующим законодательством; документ, удостоверяющий личность подающего заявку, предоставляется в оригинале (для обозрения).
Организатор торгов в своих пояснениях указал, что заявки поданы в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района представителем по доверенности. Оригинал доверенности был представлен на обозрение должностному лицу администрации, в связи с чем, заявки по итогам их подачи были приняты и зарегистрированы.
Как следует из материалов дела, на поданных Малеевой А.П. заявках имеется отметка организатора торгов о принятии заявок и их регистрации 28.04.2022 за N 31, N 32, N 33, N 34, N 35, N 36 и N 37, а также подпись специалиста Администрации - Пчелкиной М.А..
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), согласно подпункту 1 пункта 24 которых следует, что заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в частности в случае непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Согласно пункту 25 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 Правил, не допускается.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкурса или аукциона в соответствии с пунктами 52 и 121 настоящих Правил, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. Протокол об отстранении заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе подлежит размещению на официальном сайте торгов, указанном в пункте 27 Правил, в срок не позднее дня, следующего за днём принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.
Протокол об отстранении заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе подлежит размещению на официальном сайте торгов, указанном в пункте 27 Правил, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.
Доказательства того, что на стадии регистрации заявок Малеевой А.П. организатором торгов был установлен факт недостоверности или неполноты представленных сведений (документов) в материалы дела не представлены.
Протокол об отстранении указанного лица от участия в аукционе организатором торгов в материалы дела не представлен.
Довод Администрации о том, что у организатора торгов отсутствуют полномочия по отказу в принятии и регистрации заявок не опровергает факта того, что должностным лицом Администрации были проверены полномочия представителя Малеевой А.П. на участие в торгах, в том числе представленный оригинал нотариальной доверенности (удостоверена нотариусом Краснодарского нотариального округа Мартыненко Т.В., зарегистрирована в реестре за N 23/31-н/23-2022-5-631), о чём свидетельствует подпись специалиста Администрации о принятии и регистрации заявок.
Таким образом, в материалы дела организатором торгов не представлено доказательств, определенно свидетельствующих о факте несоответствия заявок Малеевой А.П. требованиям, установленным в извещении N 130422/0302188/01 от 13.04.2022, а также указанным требованиям законодательства, в том числе положениям пункта 1 части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, Управление пришло к обоснованному и правомерному выводу о том, что недопущение заявок Малеевой А.П. к участию в торгах ввиду исключительно одного обстоятельства - представления копии незаверенной нотариальной доверенности - является неправомерным, так как действующим законодательством о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, извещением о проведении торгов не предъявлены, не установлены какие-либо специальные требования к оформлению доверенности, выдаваемой участником аукциона своему представителю, в связи с чем, апелляционный суд считает решение комиссии Управления от 14.06.2022 N 023/10/18.1-2043/2022 соответствует положениям Федерального закона N 135-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Администрации.
В части требования Администрации о признании недействительным предписания Управления N 023/10/18.1-2043/2022 от 14.06.2022, апелляционный суд находит вывод суда первой инстанции обоснованным.
В силу части 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Как следует из содержания протоколов от 17.05.2022 N 3-18, N 3-20, N 3-21, N 3-23, N 3-24, N 3-25 торги по лотам N 18, N 20, N 21, N 23, N 24, N 25 на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0000000:4194, 23:30:1203007:1142, 23:30:1203007:1137, 23:30:1203007:1143, 23:30:1203007:1144, 23:30:1203007:1146 признаны несостоявшимися в связи с тем, что в аукционе участвовал только один участник: Швец Иван Сергеевич - по лотам N 20, N 21, N 23, N 24, N 25; Эсанова Зарина Анатольевна - по лоту N 18.
Протоколом N 3-22 от 17.05.2022 победителем аукциона по лоту N 22 (земельный участок с кадастровым номером: 23:30:1110027:385) признана Эсанова Зарина Анатольевна.
Указанным лицам были направлены на подписание экземпляры проекта договора аренды земельного участка.
27.05.2022 были подписаны:
- договор N 3000009866 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:4194, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 18);
- договор N 3000009862 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1142, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 20);
- договор N 3000009863 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1137, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 21);
- договор N 3000009868 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1110027:385, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 22);
- договор N 3000009873 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1143, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 23);
- договор N 3000009865 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1144, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 24);
- договор N 3000009867 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1146, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона (лот N 25).
Согласно предписания Управления от 14.06.2022 Администрации надлежало в срок до 14.07.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: отменить протоколы по лотам N 18, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25; установить дату и время для повторного внесения задатков; уведомить всех участников аукциона о сроках повторного зачисления задатка; повторно рассмотреть заявки участников с учетом решения Управления N 023/10/18.1-2043/2022; установить дату и время повторного проведения аукциона; уведомить всех участников торговой процедуры о дате и времени проведения аукциона; в срок до 19.07.2022 представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Суд первой инстанции определениями от 26.09.2022 и 26.10.2022 истребовал у филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю доказательства: выписку ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:30:1203007:1142; 23:30:1203007:1137; 23:30:1203007:1144; 23:30:0000000:4194; 23:30:1203007:1146; 23:30:1110027:385; 23:30:1203007:1143; при наличии обременения, права аренды земельного участка, в отношении указанных земельных участков указать и документально подтвердить дату возникновения и регистрации указанного права аренды земельного участка.
09.11.2022 письмом N 18-19113-ГС/22 "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю представлены выписки из ЕГРН по состоянию на 07.11.2022, согласно которым:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1142 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Швец И.С., дата регистрации - 01.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1203007:1142-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1137 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Швец И.С., дата регистрации - 01.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1203007:1137-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1144 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Швец И.С., дата регистрации - 01.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1203007:1144-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:4194 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Эсановой З.А., дата регистрации - 02.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:0000000:4194-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1146 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Швец И.С., дата регистрации - 02.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1203007:1146-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1110027:385 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Эсановой З.А., дата регистрации - 03.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1110027:385-23/237/2022-1;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1203007:1143 установлено обременение объекта недвижимости - зарегистрировано право аренды Швец И.С., дата регистрации - 01.06.2022, номер государственной регистрации - 23:30:1203007:1143-23/237/2022-1.
Таким образом, на дату вынесения предписания от 14.06.2022, право аренды на указанные земельные участки уже было зарегистрировано в установленном законом порядке за Швец И.С. и Эсановой З.А., что исключает возможность исполнения организатором торгов требований предписания Управления по отмене протоколов и повторному проведению аукциона. В этой связи суд первой инстанции верно указал на неисполнимость выданного Управлением предписания.
Судом установлено, что жалоба Малеевой А.П. на действия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка поступила в антимонопольный орган 25.05.2022.
На основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В силу части 18 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
Уведомлением от 30.05.2022 N 908/22 о поступлении жалобы и приостановлении торгов, жалоба Малеевой А.П. принята к рассмотрению.
Указанное уведомление направлено в адрес организатора торгов посредством электронной почты на адрес temrukadm@yandex.ru 30.05.2022 в 15:17, а также заказным письмом (почтовый идентификатор N 80102472222105) и опубликовано на официальном сайте Управления в сети "Интернет" https://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Таким образом, на дату поступления в Администрацию уведомления о поступлении в Управление жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 30.05.2022, договоры между Администрацией и победителями аукциона уже были подписаны - 27.05.2022.
В силу пункта 7.1 договоров они вступают в силу с момента их государственной регистрации, которая осуществляется арендатором за его счёт в порядке, установленном действующим законодательством. Следовательно, инициирование обращения в орган государственной регистрации прав с заявлением о регистрации договоров аренды в силу пункта 7.1 договоров являлось самостоятельным волеизъявлением арендаторов Швец И.С. и Эсановой З.А., условия указанных договоров не содержат обязанности арендаторов по извещению арендодателя о намерении зарегистрировать право аренды.
Администрацией в адрес арендаторов Швец И.С. (почтовый идентификатор N 80080773693216) и Эсановой З.А. (почтовый идентификатор N 80080773693193) направлялись уведомления о принятии Управлением жалобы на действия (бездействие) организатора торгов от 01.06.2022, содержащие сведения о невозможности заключения договора о принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
При указанных обстоятельствах, факт подписания и дальнейшей государственной регистрации права аренды на земельные участки по результатам аукциона влечёт объективную невозможность отмены протоколов, назначения новых дат рассмотрения заявок и проведения повторного аукциона.
Следовательно, исполнение оспариваемого предписания не влечёт, не создаёт восстановления прав лица, обратившегося с жалобой в антимонопольный орган или иных участников закупки, поскольку условия предписания являются заведомо неисполнимыми.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении требования Администрации о признании недействительным предписания от 14.06.2022 N 023/10/18.1-2043/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Доводы апелляционных жалоб Управления и Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 по делу N А32-32143/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32143/2022
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района, УФАС по КК
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Малеева А П, УФАС, Швец И С, Эсанова З А
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5898/2023
02.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32143/2022
21.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11136/2022
16.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13208/2022