г. Владивосток |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А59-7130/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного автономного учреждения "Издательский дом "Губернские ведомости",
апелляционное производство N 05АП-2994/2023
на решение от 12.04.2023
судьи Логиновой Е.С.
по делу N А59-7130/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к областному автономному учреждению "Издательский дом "Губернские ведомости" (ИНН 6501071902, ОГРН 1026500546621)
о взыскании ущерба в размере 230 276 рублей 23 копеек, причиненного в результате несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета,
третьи лица: Ким Ольга, Зимин Олег Васильевич, Данилова Наталья Васильевна,
при участии в заседании: стороны и третьи лица не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к областному автономному учреждению "Издательский дом "Губернские ведомости" (далее - ответчик, учреждение, страхователь, Учреждение) о взыскании ущерба в размере 230 276 рублей 23 копеек, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Определением суда от 26.12.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Данилову Наталью Васильевну, Зимина Олега Васильевича, Ким Ольгу.
С 01.01.2023 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Решением от 12.04.2023 требования удовлетворены частично: с областного автономного учреждения "Издательский дом "Губернские ведомости" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области взыскан ущерб, причиненный в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в размере 12 661 рубля 63 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу и просит решение в части удовлетворения требований размере 12 661,63 руб. отменить.
Апеллянт считает, что поскольку факт выплаты имел место с 01.05.2021, а сведения о застрахованных лицах имелись у Фонда уже 15.04.2021 (ответчиком представлена отчетность по форме СЗВ-М за март 2021 года), следовательно, Фонд имел возможность уточнить (выявить) причитающиеся выплаты.
Фонд и третьи лица отношение к жалобе не выразили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части удовлетворения требований о взыскании ущерба в размере 12 661,63 руб. возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Областное автономное учреждение "Издательский дом "Губернские ведомости" является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
01.04.2021 Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в отношении третьих лиц вынесены решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которым Зимину О.В. назначена ежемесячно с 01.02.2021 страховая пенсия по старости в размере 18 442,85 руб. с учетом индексации как неработающему пенсионеру; Даниловой Н.В. назначена ежемесячно с 01.02.2021 страховая пенсия по старости в размере 26 793,50 руб. с учетом индексации как неработающему пенсионеру; Ким Ольге назначена ежемесячно с 01.02.2021 страховая пенсия по старости в размере 21 834,67 руб. с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
10.08.2022 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, согласно которым Данилова Наталья Васильевна, Зимин Олег Васильевич и Ким Ольга являются сотрудниками ответчика.
15.04.2021 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2021 года, согласно которым Данилова Наталья Васильевна, Зимин Олег Васильевич и Ким Ольга осуществляли трудовую деятельность у ответчика.
С апреля 2021 года по сентябрь 2022 года сведения по форме СЗВ-М в отношении третьих лиц представлялись ответчиком в установленный законом срок и принимались Фондом без выявления ошибок.
ОПФР по Сахалинской области вынесены решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии N 412, N 413, N 414 в связи с несвоевременным предоставлением работодателем отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2021 года в отношении третьих лиц.
19.09.2022 протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии N 187908 в отношении Даниловой Натальи Васильевны выявлена переплата страховой пенсии в связи с предоставлением страхователем сведений персонифицированного учета, с нарушением срока сдачи отчетности, в сумме 106 018,23 руб. за период с 01.02.2021 по 30.09.2022.
19.09.2022 протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии N 174656 в отношении Зимина Олега Васильевича выявлена переплата страховой пенсии в связи с предоставлением страхователем сведений персонифицированного учета, с нарушением срока сдачи отчетности, в сумме 2 186,12 рублей за период с 01.02.2021 по 31.03.2021.
19.09.2022 протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии N 148314 в отношении Ким Ольги выявлена переплата страховой пенсии в связи с предоставлением страхователем сведений персонифицированного учета, с нарушением срока сдачи отчетности, в сумме 122 071,88 руб. за период с 01.02.2021 по 30.09.2022.
Посчитав, что ответчик несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М, истец произвел расчет излишне выплаченных сумм за период с 01.02.2021 по 30.09.2022 на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), в соответствии с которым, сумма излишне выплаченных третьим лицам сумм составила 203 276,23 руб.
По мнению истца, в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который несвоевременно представил сведения о работающих у него застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающим пенсионерам выплачена за период с 01.02.2021 по 30.09.2022 повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, чем истцу причинен ущерб на сумму 203 276,23 руб.
Отделением пенсионного фонда в адрес учреждения направлено письмо от 28.10.2022 N 19977-01 с предложением добровольного погашения возникшей переплаты страховых пенсий в отношении третьих лиц, возникшей по вине страхователя.
Направленная ответчику претензия оставлена им без удовлетворения, ущерб истцу не возмещен, что явилось основанием обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28,12.2013и N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Из пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 01.01.2019 на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 350-ФЗ размер страховой пенсии в 2019-2024 годах корректируется с 1 января каждого года.
Статьей 8 Закона N 350-ФЗ установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Пенсия пенсионеру, возобновившему трудовую деятельность, выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом пенсия с учетом повышения выплачивается только в случае возобновления работы после осуществления.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность 6 сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названные законоположения устанавливают ответственность страхователя по возмещению Пенсионному фонду РФ причиненного ущерба, если к возникновению такого ущерба привели его виновные действия.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
При этом действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела судом установлено, что областное автономное учреждение "Издательский дом "Губернские ведомости" представило отчетность о застрахованных лицах по форме СЗВ-М 10.08.2022 за февраль 2021 года.
В связи с недостоверными сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, в том числе Даниловой Н.В., Зимина О.В. и Ким О., полученными от страхователя, истец, посчитав, что третьи лица прекратили осуществление трудовой деятельности, принял решения от 01.04.2021 о выплате страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру начиная с 01.02.2021, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Фактическая выплата пенсии третьим лицам в повышенном размере осуществлена в мае 2021 года.
Как следует из материалов дела, 15.04.2021 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2021 года в установленные пунктом 2.2 Законом N 27-ФЗ сроки, то есть не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, согласно которым Данилова Наталья Васильевна, Зимин Олег Васильевич и Ким Ольга не прекращали трудовую деятельность у ответчика и являются его работниками.
С апреля 2021 года по сентябрь 2022 года сведения по форме СЗВ-М в отношении третьих лиц представлялись ответчиком в установленный законом срок и принимались Фондом без выявления ошибок.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения о застрахованных лицах, представленные страхователем.
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (действовавших в рассматриваемый период), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
На основании пункта 101 названных Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, основанием для принятия органом пенсионного обеспечения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации или без таковой является представление страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах. При этом такие решения принимаются в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли обстоятельства, как для установления индексации, так и для прекращения ее выплаты.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, 10.08.2022 ответчиком представлена в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2021 года в отношении застрахованных лиц: Даниловой Н.В., Зимина О.В. и Ким О.
15.04.2021 ответчиком представлена в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении застрахованных лиц: Даниловой Н.В., Зимина О.В. и Ким О.
Недостоверное представление сведений за февраль 2021 года способствовали принятию региональным отделением решений от 01.04.2021 о выплате страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающим пенсионерам с 01.02.2021, фонд посчитал, что третьи лица прекратили осуществление трудовой деятельности.
Исходя из расчета переплат, представленного истцом в материалы дела, размер пенсии застрахованного лица, положенной к выплате за период с 01.02.2021 по 30.09.2022, составляет 230 276,23 руб.
Поскольку фактически выплата пенсии произведена Фондом в мае 2021 года, Фонд располагал возможностью пересмотреть ранее принятые им решения от 01.04.2021 с учетом имеющихся сведений СЗВ-М за период с марта 2021 года.
Следовательно, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета по форме СЗВ-М за март 2021 года истец должен был уточнить факт осуществления пенсионером работы уже в апреле 2021 года (по состоянию на 01.04.2021).
В указанной части требований судебный акт не оспаривается.
В части исковых требований о взыскании ущерба, причиненного непредставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Даниловой Н.В., Зимина О.В., Ким О., за февраль 2021 года в размере 12 661,63 руб. судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонд) Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Поскольку с учетом представления ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета по форме СЗВ-М за март 2021 года (15.04.2021), следовательно, за февраль 2021 исковые требования о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Даниловой Натальи Васильевны, Зимина Олега Васильевича, Ким Ольги в размере 12 661,63 руб. являются обоснованными.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что при таких обстоятельствах, усматривается наличие причинно-следственной связи между деянием ответчика в виде предоставления в Фонд недостоверных сведений персонифицированного учета в отношении пенсионеров и ущербом понесенным истцом в виде необоснованно выплаченных сумм страховых пенсий с учетом индексации как неработающим пенсионерам.
Исковые требования в части взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Даниловой Н.В., Зимина О.В., Ким О. в размере 12 661,63 руб. подлежат удовлетворению.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствуют нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные ответчиком при подаче апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.04.2023 по делу N А59-7130/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7130/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ"
Третье лицо: Данилова Наталья Васильевна, Зимин Олег Васильевич, Ким Ольга