г. Москва |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А41-5946/23 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стрелковой Е.А., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домодедово Карго" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2023 года по делу N А41-5946/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домодедово Карго" (ОГРН 1155009000101, ИНН 5009096881)
к Домодедовской таможне (ОГРН 1035001283228, ИНН 5009004697)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2022 N 10002000-4143/2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домодедово Карго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным постановления от 22.12.2022 N 10002000-4143/2022, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2023 года по делу N А41-5946/23 постановление о назначении административного наказания от 22.12.2022 N 10002000-4143/2022, вынесенное Домодедовской таможней в отношении общества с ограниченной ответственностью "Домодедово Карго", изменено в части назначенного наказания, штраф в размере 20 000 рублей заменен на административный штраф в размере 10 000 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Домодедово Карго" просит решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным и отменить постановление Домодедовской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.12.2022 N 10002000-4143/2022, ссылаясь на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.15 КоАП РФ.
Домодедовская таможня в материалы дела представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции по делу N А41-5946/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Домодедово Карго" - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 09.01.2021 в аэропорт "Домодедово" авиакомпанией "ЭйрБриджКарго" рейсом N БК558 бортовой номер VQBRH прибыл товар по авианакладной N 580-26037771 (далее - а\н) из КНР (характер товара - CONSOLIDATION SHIPMENT (консолидационная отгрузка) в количестве 51 грузового места, общим весом брутто 817 кг., помещенный на склад временного хранения (далее - СВХ) общества с ограниченной ответственностью "ДОМОДЕДОВО КАРГО" (ОГРН 115500900Э101 ИНН 5009096881, КПП 500901001, дата регистрации 15.01.2015, адрес места нахождения 142015, Московская область, город Домодедово, территория аэропорт Домодедово, строение 7, управляющий директор Енгибарян Вачаган Биллиевич, свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ N 10002/301210/10001/6 от 02.02.2015), управляющая компания с ограниченной ответственностью "ЭРГТОРТ МЕНЕДЖМЕНТ КОМПАНИ ЛИМИТЕД" (НЗА 20150028778, ИНН 9909143877, КПП 5500951001, дата регистрации 23.11.2017, адрес места нахождения 142015, Московская область, город Домодедово, территория аэропорт Домодедово, строение 8), о чем представлен отчет по форме ДО-1 N 0000362 от 09.01.2021, зарегистрированный в таможенном органе под N 10002010/090121/0000363.
При осуществлении сверки данных, заявленных в ДО-1 N 0000362 от 09.01.2021, авианакладной N 580-26037771 и грузового манифеста с авиарейса N БК538 бортовой номер воздушного судна VQBRH от 09.01.2021, установлен факт представления в ДО-1 N 0000362 от 09.01.2021 недостоверных сведений в графе 3 "наименование товара", а именно: в ДО-1 указано - "детали", а/н 580-26037771 наименование - "CONSOLIDATION SHIPMENT" (консолидационная отгрузка) и в грузовом манифесте указано наименование товара - "TEMPERED GLASS, WATCH BAND" (ремень для часов, закаленное стекло).
Тем самым, ООО "Домодедово Карго" предоставило в таможенный орган отчет по форме ДО-1, содержащий недостоверные сведения о наименовании товара.
По факту указания в отчете ДО-1 недостоверной информации, уполномоченным должностным лицом Домодедовской таможни в отношении ООО "Домодедово Карго" 08.11.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 10002000-4143/2022.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом Домодедовской таможни в отношении ООО "Домодедово Карго" 22.12.2022 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10002000-4143/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания в части назначенного административного штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 319 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании являются зонами таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 99 ТК ЕАЭС установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 данной статьи может осуществляться временное хранение товаров.
Согласно пункту 2 статьи 99 ТК ЕАЭС временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В силу ст. 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан:
- соблюдать условия включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленные абзацами вторым и третьим статьи 412 настоящего Кодекса, а также законодательством государств-членов в соответствии с абзацем пятым статьи 412 настоящего Кодекса;
- соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения;
- обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;
- обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
- вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов;
- не допускать на склад временного хранения посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения или не обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения, без разрешения таможенных органов;
- выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на складе временного хранения;
- в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, о таком решении;
- исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 настоящего Кодекса;
- информировать таможенный орган, включивший его в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении;
- соблюдать иные обязанности, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 г. N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 таможенного кодекса евразийского экономического союза, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ ФТС России от 18.03.2019 г. N 444) определен способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
Согласно пункта 2 Приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444 владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:
ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1);
ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение
N 2),
ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2008 г., регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (пункт 3 Приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444).
Как верно указал суд первой инстанции, пунктом 5 Приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444 установлено, что заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Из пункта 4 Приложения N 2 к Приказу ФТС России N 444 следует, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца СВХ (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Таким образом, наименование товара в представляемой в таможенный орган отчетности должно указываться в соответствии с конкретными сведениями, содержащимися в товарно-сопроводительных документах.
Действия, связанные с непредставлением или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что таможенным органом при осуществлении сверки данных, заявленных в ДО-1 N 0000362 от 09.01.2021, авианакладной N 580-26037771 и грузового манифеста с авиарейса N БК538 бортовой номер воздушного судна VQBRH от 09.01.2021, установлен факт представления в ДО-1 N 0000362 от 09.01.2021 недостоверных сведений в графе 3 "наименование товара", а именно: в ДО-1 указано - "детали", а/н 580-26037771 наименование - "CONSOLIDATION SHIPMENT" (консолидационная отгрузка) и в грузовом манифесте указано наименование товара - "TEMPERED GLASS, WATCH BAND" (ремень для часов, закаленное стекло).
Указанные обстоятельства, подтверждённые материалами дела, обоснованно оценены судом первой инстанции в качестве объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьёй 16.15 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины общества о вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.15 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Заявителем не представлено достаточных и допустимых доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению события вмененного ему административного правонарушения, что свидетельствуют о наличии в действиях общества вины, а равно и состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и основаны на действующем законодательстве.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя о снижении суммы административного штрафа, на основании статьи 3.1, частей 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учётом разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлениях от 11.03.1998 г. N 8 - П, от 12.05.1998 г. N 14-П, от 15.07.1999 г. N 11-П, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, учитывая обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно: повторное привлечение к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, пришёл к выводу о необходимости изменения постановления по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания и снизил размер административного штрафа предусмотренного санкцией ст. 16.15 КоАП РФ, до 10 000 руб.
Возражений против снижения размера административного штрафа апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат законодательству, материалам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пункт 5 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 применён правильно в совокупности с другими нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все материалы дела, установил все обстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу, в том числе вину общества в совершении правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А41-5946/23, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьёй 288.2 АПК РФ.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5946/2023
Истец: ООО "ДОМОДЕДОВО КАРГО"
Ответчик: Домодедовская таможня
Третье лицо: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ