г. Москва |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А40-17500/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-17500/23
по заявлению АО "Народный доверительный банк"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Клименчук А.В. по доверенности от 18.01.2023, Березин М.И. по доверенности от 01.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Конов А.Ю. по доверенности от 09.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Народный доверительный банк" (далее - Заявитель, АО "НДБанк", Банк, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 25 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции от 28.10.2022 N 154996.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 заявление АО "НДБанк" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС N 25 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Инспекции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией в ходе проверки соблюдения АО "НДБанк" требований статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части сроков сообщения в налоговые органы о предоставлении прав связанных с использованием электронных средств обнаружено, что банком нарушен установленный трехдневный срок в отношении направления 1529 сообщений.
После обнаружения указанного правонарушения налоговый орган составил акт от 11.07.2022 N 06-14/462/2021, рассмотрел возражения (протокол) и вынес оспариваемое решение от 28.10.2022 N 154996, которым привлек Банк к ответственности по пункту 2 статьи 135.2 НК РФ за нарушение сроков сообщения о предоставлении права использования электронных средств платежей в виде штрафа в размере 1 911 250 руб.
Решением УФНС России по г. Москве по жалобе от 30.12.2022 N 21- 10/158160@ оспариваемое решение оставлено без изменения, а жалоба Заявителя без удовлетворения, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом установлено, что Банк при направлении сообщений о предоставлении прав использования электронных средств платежей для переводом электронных денежных средств пропустил трёхдневный срок, установленный пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, в связи с чем привлечен к ответственности на основании пункту 2 статьи 135.2 НК РФ.
Инспекция в отзыве на заявление указала, что разъяснения ФНС России в части рассмотрения обстоятельств, исключающих вину банков в случае незначительного (1-2 дня) нарушения срока исполнения обязанностей в отношении физических лиц, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, в период с 28.02.2022 применимы только в случае рассмотрения вопроса о привлечении банков к ответственности на основании пункту 2 статьи 132 НК РФ. Кроме того, письмо ФНС России от 16.03.2022 N КВ-4-14/3169 относится к конкретной ситуации, рассматриваемой в обращении БАНКА ВТБ (ПАО).
Налоговым органом при вынесении решения от 28.10.2022 N 154996 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 135.2 НК РФ, учтены смягчающие обстоятельства, такие, как незначительный период просрочки банком исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, самостоятельное выявление банком фактов непредставления в налоговый орган по месту своего нахождения информации о предоставлении прав использования электронных средств платежей для переводов электронных денежных средств и добровольное устранение указанных нарушений, несоразмерность штрафа, указанного в акте от 11.07.2022 N 06-05/154996, тяжести совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в пункте 1.1 статьи 86 НК РФ.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено статьей 86 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 135.2 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении (прекращении) права физическому лицу использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении (прекращении) права физическому лицу, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также сведений об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в пункте 2 статьи 135.2 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Порядок сообщения банком в электронной форме налоговому органу о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов указанных электронных средств платежа установлен Указанием Банка России от 30.10.2020 N 5607-У "О порядке сообщения банком налоговому органу в электронной форме о предоставлении права или прекращении права использовать электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств и изменении реквизитов электронных средств платежа, указанных в пункте 1.1 статьи 86 Кодекса" (далее -Порядок, установленный Указанием Банка России от 30.10.2020 N 5607-У).
На основании пункта 1 вышеуказанного Порядка банк должен сформировать сообщение в электронной форме в форматах, установленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - установленные форматы), и снабдить его кодом аутентификации банка (далее - электронное сообщение).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, установленного Указанием Банка России от 30.10.2020 N 5607-У, банк должен направить электронное сообщение в налоговый орган по месту нахождения банка через Банк России в лице территориального учреждения Банка России по месту нахождения банка, за исключением банков, расположенных на территории города федерального значения Москвы и Московской области, которые направляют сообщение в налоговый орган через Банк России в лице Департамента информационных технологий Банка России для дальнейшего направления Банком России в Федеральное казенное учреждение "Налог-сервис" Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченная организация).
Согласно пункту 5 Порядка, установленного Указанием Банка России от 30.10.2020 N 5607-У, банк должен зашифровать каждое сформированное электронное сообщение с использованием ключа шифрования, применяемого для обмена информацией в соответствии с пунктом 1.3 Положения Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)".
Из сформированных электронных сообщений банк с помощью программы архиватора должен сформировать файл (далее - транспортный файл банка), снабдить его кодом аутентификации банка и направить в Банк России в тот же рабочий день до 16.00 по местному времени (пункт 6 Порядка, установленного Указанием Банка России от 30.10.2020 N 5607-У).
Судом первой инстанции установлено, что сообщения о предоставлении прав использования электронных средств платежей представлены Заявителем в Инспекцию с нарушением срока в 2 дня (с 06.07.2022 по 08.09.2022).
Банком в налоговый орган 01.07.2022 направлен большой объём сообщений - 84 013, из которых 1529 сообщений, переданных в одном архивном файле, налоговый орган не смог расшифровать вследствие некорректного кода аутентификации.
АО "НДБанк" предоставлены пояснения, что причиной масштабного увеличения количества операций связано с тем, что ряд российских банков попали под санкции недружественных стран (Альфа-Банк, ВТБ и т.д.) и более не могли оказывать физическим лицам услугу "Мобильный платеж", что привело к неравномерному распределению указанного объема операций на заявителя в качестве субъекта национальной платежной системы.
Кроме того, Банк столкнулся со значительными ограничениями, которые повлияли на перестройку текущей работы в целом.
Как указано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Кроме того, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как следует из позиции ФНС России, выраженной в письме от 16.03.2022 N КВ4-14/3169@, при рассмотрении вопроса о привлечении банка к ответственности на основании пункта 2 статьи 132 НК РФ незначительность нарушения срока исполнения банком обязанностей, сложившаяся экономическая ситуация рассматриваются в качестве обстоятельств, исключающих вину банка.
АО "НДБанк" пояснил, что Банк, осознавая большой объем работы, на который он должен переключить значительные ресурсы, с целью сохранения текущей нормальной деятельности в случае незначительной просрочки руководствовался позицией ФНС России, изложенной в письме от 16.03.2022 N КВ-4-14/3169@.
Как верно счёл суд первой инстанции, указанные разъяснения касаются общей нормы - нарушение трехдневного срока исполнения банком обязанностей в отношении физических лиц, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, что составляет субъективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного как пунктом 2 статьи 132 НК РФ (нарушение банком порядка открытия счета), так и пунктом 2 статьи 135.2 НК (нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами).
Суд первой инстанции правильно указал, что разъяснения ФНС России, приведенные в письме от 16.03.2022 N КВ-4-14/3169@, регулируют отношения, сходные с рассматриваемым (соблюдение сроков направления сведений в налоговый орган), учитывают тождественные обстоятельства (срок просрочки, экономическая ситуация).
Поскольку в настоящем случае нарушение сроков исполнения Банком обязанностей являлось незначительным и причиной нарушения стала сложившаяся экономическая ситуация, вызвавшая масштабное увеличение количества операций, и которая, кроме того, привела к неравномерному распределению объема операций на Заявителя в качестве субъекта национальной платежной системы, действия налогового органа должны согласовываться с позицией ФНС России, изложенной в письме от 16.03.2022 N КВ-4-14/3169@.
Как предусмотрено действующим законодательством, перечень обстоятельств, которые могут быть признаны исключающими ответственность, является открытым.
Исходя из изложенного, право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства.
Обстоятельства, приведенные Банком, как правильно указал суд первой инстанции, являются исключающими его вину, поскольку непосредственно относятся к совершенному правонарушению, возникли вне зависимости от воли налогоплательщика, не характерны для обычных предпринимательских рисков.
Заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, в короткий срок совершены необходимые действия, направленные на устранение допущенной ошибки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии оснований для освобождения АО "НДБанк" от налоговой ответственности на основании подпункта 4 пункта 1, пункта 2 статьи 111 НК РФ.
Судом учтено, что не допускается исключительно формальный подход при привлечении к налоговой ответственности.
При этом налоговым органом не дана надлежащая оценка деянию АО "НДБанк", не учтены заслуживающие внимания основания, исключающие ответственность Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение ИФНС N 25 по г. Москве от 28.10.2022 N 154996 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-17500/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17500/2023
Истец: АО "НАРОДНЫЙ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ БАНК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО Г. МОСКВЕ