г. Хабаровск |
|
20 июня 2023 г. |
А04-9973/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДВ": представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: представитель не явился;
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Амурсвязьсервис": представитель не явился;
от специализированного отделения судебных приставов исполнителей по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области: представитель не явился;
от Сенько Натальи Владимировны: представитель не явился;
от Соломадина Евгения Владимировича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДВ"
на решение от 21.03.2023
по делу N А04-9973/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДВ" (ОГРН 1192801008212 ИНН 2801252236)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980)
третьи лица: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу, общество с ограниченной ответственностью "Амурсвязьсервис" (далее- ООО "Амурсвязьсервис"), специализированное отделение судебных приставов исполнителей по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Сенько Наталья Владимировна, Соломадин Евгений Владимирович
о признании незаконными решения, сведений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДВ" (далее - ООО "Спецстрой ДВ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - УФНС России по Амурской области, Управление, регистрирующий орган) о: признании незаконным решения по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" 08.09.2022 в Реестр сведений о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, т есть единоличного исполнительного органа, генерального директора; признании незаконным решения по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" 16.08.2022 в состав участников (учредителей) по замене учредителя Сенько Н.В. (ИНН 272109865863) на учредителя Соломадина Е.В. (ИНН 580205248279); об обязании Управления внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений в части внесения изменений ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, то есть единоличного исполнительного органа, генерального директора, по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" 16.08.2022 в состав участников (учредителей) по замене учредителя Сенько Н.В. (ИНН 272109865863) на учредителя Соломадина Е.В. (ИНН 580205248279).
Впоследствии ООО "Спецстрой ДВ" уточнило требования, и просит: признать незаконным решение УФНС России по Амурской области от 08.09.2022 по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" в сведения о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808; признать незаконными внесенные 08.09.2022 сведения в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808; обязать Управление внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности сведений в части внесения изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточненные требования приняты судом.
В ходе судебного разбирательства ООО "Спецстрой ДВ" отказалось от требований в части признания незаконным решения УФНС России по Амурской области от 16.08.2022 N 4936А, в связи с удовлетворением данного требования в досудебном порядке.
Судом принят данный отказ заявителя от заявленных требований, производство в указанной части прекращено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Межрегиональная инспекция), ООО "Амурсвязьсервис", специализированное отделение судебных приставов исполнителей по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП Рссии опо Амурской области (дале -отделение судебных приставов), Сенько Наталья Владимировна (даее - Сенько Н.В.), Соломадин Евгений Владимирович (далее - Соломадин Е.В.).
Решением суда от 21.03.2023: принят отказ ООО "Спецстрой ДВ" от заявленных требований к УФНС России по Амурской области в части признания незаконным решения от 16.08.2022 N 4936А, производство по делу в указанной части прекращено; заявленные требования ООО "Спецстрой ДВ" о признании недействительным решения УФНС России по Амурской области от 08.09.2022 N 5980А, признании незаконными внесенных 08.09.2022 сведений в Единый государственный реестр юридических лиц ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица ГРН 2222800134808, возложении обязанности восстановить нарушенные права, оставлены без удовлетворения в полном объеме; ООО "Спецстрой ДВ" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Спецстрой ДВ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление ООО "Спецстрой ДВ" удовлетворить в полном объеме: признать незаконным решение УФНС России по Амурской области от 08.09.2022 по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" в сведения о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808; признать незаконными внесенные 08.09.2022 сведения в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808; обязать УФНС России по Амурской области внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности сведений в части внесения изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: судом не рассмотрено требование о признании незаконными внесенных 08.09.2022 сведений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, ГРН 2222800134808, не дана оценка доводам заявителя, не опровергнуты фактические и правовые основания законности (незаконности) данного требования; судом не приняты во внимание, и не проанализированы обстоятельства того, что с учетом внесения 29.12.2022 УФНС России по Амурской области в ЕГРЮЛ сведений о признании недействительной записи от 16.08.2022 ГРН 22228001124204, на основании которой Соломадин Е.В стал учредителем и лицом, имеющим право единолично принимать решения о замене исполнительного органа, решение от 08.09.2022 по внесению изменений в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" сведений о замене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, то есть единоличного исполнительного органа, генерального директора с-Сенько Н.В. на Соломадина Е.В. ничтожно, поскольку принято в нарушение положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) лицом, не имеющим право принимать указанное решение, а также, не имеющим право подавать в регистрирующий орган заявление, как единственный учредитель общества; судом не в полном объеме проанализированы действия УФНС России по Амурской области применительно к положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), свидетельствующие о наличии оснований для отказа в государственной регистрации изменений по заявлению Соломадина Е.В. от 01.09.2022, что повлекло не правильную квалификацию законности действий УФНС России по Амурской области; судом не принято во внимание, что Управление, руководствуясь пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, учитывая непоследовательность пояснений Соломадина Е.В., их неполноту, противоречия между содержанием и данными ЕГРЮЛ в части основных видов деятельности общества, не поставил под сомнение и не проверил достоверность сведений по внесению изменений в ЕГРЮЛ, которые повлекли негативные последствия для иных участников гражданского оборота, связанных с данным юридическим лицом; поскольку записи внесены регистрирующим органом, без соответствующей проверки, на основании недостоверных сведений, лицом, недобросовестным, не планирующим осуществлять деятельность единоличного исполнительного органа, невозможно признать выводы суда о том, что внесенные УФНС России по Амурской области изменения 08.09.2022 в ЕГРЮЛ ООО "Амурсвязьсервис" ГРН 2222800134808, законные и обоснованные.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФНС России по Амурской области отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
До начала судебного заседания от ООО "Спецстрой ДВ" в суд поступили письменные пояснения на отзывы по апелляционной жалобе, где заявитель поддерживает ранее изложенную позицию, и просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц участвующих в деле в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее и письменные пояснения на отзывы по апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ведущим судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Бушмановой Д.С. вынесено постановление от 03.08.2022 о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ, а именно объявлен запрет на совершение следующих регистрационных действий в отношении ООО "Амурсвязьсервис": вносить сведения в ЕГРЮЛ о размере уставного капитала, о составе участников общества, записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, о составлении промежуточного баланса, записи о начале процедуры реорганизации, прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации
В Межрайонную ИФНС России N 1 по Амурской области на государственную регистрацию в электронном виде 01.09.2022 было представлено заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержавшиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), по форме N Р13014 (далее - заявление по форме N РИО 13) в отношении ООО "Амурсвязьсервис", согласно которому в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении полномочий руководителя Сенько Н.В. и возложении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) на Соломадина Е.В.
Подпись заявителя на заявлении по форме N Р13014 заверена нотариусом Люберецкого нотариального округа Московской области Аверьяновым М.В.
Иные документы на государственную регистрацию не представлены, что подтверждается распиской в получении документов от 01.09.2022.
Решением УФНС России по Амурской области от 16.08.2022 N 4936А в ЕГРЮЛ была внесена запись об изменении сведений о руководителе ООО "Амурсвязьсервис", присвоен ГРН 2222800134808.
Ведущий судебный пристав-исполнитель специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 11.11.2022 направил в адрес Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области требование об отмене внесенных изменений в учредительные документы ООО "Амурсвязьсервис".
Решением МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу от 08.12.2022 N 07-10/1/4346@ жалоба судебного пристава-исполнителя удовлетворена в части отмены решения от 16.08.2022 N 4936А (запись от 16.08.2022 ГРН 2222800124204); в части отмены решения от 08.09.2022 N 5980А (запись от 08.09.2022 ГРН 2222800134808), жалоба оставлена без удовлетворения.
ООО "Спецстрой ДВ" посчитав, что указанное выше решение принято с нарушением норм действующего законодательства и прав заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Федеральным законом N 129-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями статей 2, 4, 5 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами; в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы; записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр; при несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 5, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно п. 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть принято регистрирующим органом только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В силу данной нормы права, отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона; получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе; несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов; получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц; если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий; если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек; если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек; если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек; при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона; неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона; неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона; если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
- владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
- имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
- являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
- являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц; несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации; представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона; представления документов, содержащих недостоверные сведения; нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При этом за необоснованный, не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Из анализа приведенных положений Федерального закона N 129-ФЗ следует, что ЕГРЮЛ является единым информационным ресурсом, достоверность сведений в котором обеспечивается, в том числе действиями должностных лиц регистрирующего органа путем реализации ими, предусмотренных данным Федеральным законом полномочий в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р13014.
Согласно пункту 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; при этом документы и сведения, отраженные лицом в заявлениях о государственной регистрации, должны быть достоверными.
Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в заявлении, возлагается на лицо, являющееся заявителем при государственной регистрации.
Также достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Действительной может быть признана регистрация, проведенная на основании полного пакета документов, по своему наименованию соответствующих требованиям Федерального закона N 129-ФЗ и содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.
Кроме того, действующее законодательство не наделяет регистрирующий орган правом проведения юридической экспертизы документов, предоставляемых на государственную регистрацию юридических лиц; оценка законности документов, предоставляемых на государственную регистрацию юридических лиц (учредительных документов) решений, протоколов собраний учредителей устанавливается в судебном порядке в рамках гражданских правоотношений хозяйствующих субъектов, а не регистрирующим органом.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, по представленному на государственную регистрацию в отношении ООО "Амурсвязьсервис" соответствующему заявлению, правовые основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствовали, в связи с чем, 08.09.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении сведений о руководителе ООО "Амурсвязьсервис", присвоен ГРН 2222800134808.
При этом постановление ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов исполнителей по исполнению особо важных исполнительных документов от 03.08.2022 не содержит запрета на проведение регистрационных действий, направленных на смену руководителя ООО "Амурсвязьсервис".
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
На основании пункта 4.4. статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Кроме того в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
В рассматриваемом случае, представленное 01.09.2022 на государственную регистрацию заявление по форме N Р13014 заполнено в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, заявителем выступало уполномоченное лицо, подпись которого была заверена в нотариальном порядке, следовательно, суд правильно согласился с доводами регистрирующего органа о том, что при принятии оспариваемого решения у него отсутствовали сомнения в достоверности представленных на государственную регистрацию сведений в отношении ООО "Амурсвязьсервис".
Как указано в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регистрирующий орган не уполномочен на рассмотрение внутрихозяйственных споров юридических лиц, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.
Указанная позиция соотносится с основными началами гражданского законодательства, устанавливающими недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Как верно отметил суд, что в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ, он не может выходить за пределы заявленных требований, давать оценку законности и исследовать обстоятельства принятия учредителем ООО "Амурсвязьсервис" решения о назначении лица единоличным исполнительным органом.
ООО "Спецстрой ДВ" не представлены в материалы дела доказательства наличия правовых оснований у регистрирующего органа для обоснованного отказа в принятии оспариваемого решения, не приведены нормы права в соответствии с которыми регистрирующий орган должен отказать в регистрационной записи сведений при отсутствии сомнений по недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку представленные на государственную регистрацию документы соответствовали пункту 4.1 статьи 9, пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, не установлено.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что решение Управления соответствует требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований, с учетом принятых уточнений.
В отношении принятого отказа от заявленных требований в части признания незаконным решения Управления от 16.08.2022 N 4936А, судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 20.04.2023 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21 марта 2023 года по делу N А04-9973/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой ДВ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 157 от 20.04.2023. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9973/2022
Истец: ООО "Спецстрой ДВ"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области
Третье лицо: Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу, Сенько Наталья Владимировна, Соломадин Евгений Владимирович, ООО "Амурсвязьсервис", Специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области