г. Красноярск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А33-212/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июня 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от истца (общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж") - Митина А.С., директора на основании решения от 25.11.2022 N 40, Чебоксаровой М.А., представителя по доверенности от 25.01.2022, от ответчика (муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" администрации города Минусинска) - Симахиной Ю.С., представителя по доверенности от 09.01.2023 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" администрации города Минусинска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" марта 2023 года по делу N А33-212/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (ИНН 2466257083, ОГРН 1122468067446, далее - ООО "Строймонтаж", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" (далее - ответчик) о взыскании 44 706 939 рублей 20 копеек долга по контракту N 0119200000121000656 от 26.03.2021 в счет оплаты выполненных работ.
Решением от 28.03.2023 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что изменение существенных условий контракта было осуществлено в размере 50 421 360 рублей, дальнейшее увеличение цены контракта более чем на 30 %, в размере 44 706 939 рублей 20 копеек противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что в материалы дела от истца поступили отзыв на апелляционную жалобу и уточненный отзыв на апелляционную жалобу.
Учитывая несвоевременное представление указанных документов суду апелляционной инстанции и сторонам, апелляционный суд отказал в приобщении отзыва и уточненного отзыва на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представители сторон явились в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
25.02.2021 Агентством государственного заказа Красноярского края на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://etpgpb.ru/) размещена информация об электронном аукционе N 0119200000121000656 на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Объект закупки N ЭА-N-745/21 "Выполнение работ по строительству кольцевого водопровода в г. Минусинске".
Организацией, осуществляющей закупку, являлось МКУ "Управление городского хозяйства".
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.03.2021, победителем аукциона стало ООО "Строймонтаж".
С учетом результатов проведенного электронного аукциона, между МКУ "Управление городского хозяйства" и ООО "Строймонтаж" заключен муниципальный контракт от 26.03.2021 N 0119200000121000656 на выполнение работ по строительству кольцевого водопровода в г. Минусинске.
В процессе выполнения истцом комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования по объекту строительства: "Кольцевой водопровод в г. Минусинске", условия контракта неоднократно изменялись дополнительными соглашениями к нему.
Как указал истец в исковом заявлении, в 2021 году существенно возросла общая суммарная стоимость строительства в связи с ростом строительных ресурсов поставки подрядчика. Указанные обстоятельства носили объективный характер, не являлись следствием каких-либо недобросовестных действий со стороны подрядчика и не могли быть спрогнозированы при заключении контракта. Факт существенного роста строительных ресурсов подрядчиков по государственным контрактам по всей стране нашел свое отражение в правовом регулировании процесса исполнения государственных контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, - Приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр были внесены изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 N 64642).
На основании Приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, между МКУ "Управление городского хозяйства" и ООО "Строймонтаж" согласована сводка затрат по Объекту "Строительство кольцевого водопровода в г. Минусинске" в ценах 1 квартала 2022 года - 300 622,59 тыс. руб.
19.05.2022 получено положительное заключение повторной государственной экспертизы Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" по объекту "Строительство кольцевого водопровода в г. Минусинске", зарегистрированном в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за номером N 24-1-1-2-030869-2022 (была выполнена проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта), в которым были приведены следующие данные по сметной стоимости строительства.
Общая сумма увеличения государственного контракта в связи с удорожанием - 95 128 299 рублей 20 копеек. Новая цена контракта в уровне цен исполнения контракта 263 199 499 рублей 20 копеек.
На часть суммы увеличения цены государственного контракта в связи с удорожанием в размере 50 421 360 тыс. руб. между истцом и ответчиком 01.11.2022 подписано дополнительное соглашение N 8 к государственному контракту. Цена контракта увеличена на 50 421 360 тыс. руб., цена контракта с учетом увеличения составила 218 492 560 рублей (пункт 1.1 дополнительного соглашения).
Оплата части увеличения цены контракта в размере 50 421 360 тыс. руб. произведена ответчиком в полном объеме.
От подписания дополнительного соглашения и откорректированного акта о приемке выполненных работ, и как следствие от оплаты оставшейся части увеличения цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 году до даты предоставления расчета, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта в размере 44 706 939 рублей 20 копеек ответчик отказался.
Письмам от 08.12.2022 N 2973 МКУ "Управление городского хозяйства" отказалось производить изменение цены контракта.
Основываясь на не согласованном между сторонами расчете новой цены контракта, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании 44 706 939 рублей 20 копеек в счет оплаты выполненных работ по государственному контракту.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательство по оплате стоимости выполненных работ по договору ответчиком не исполнено, срок оплаты наступил, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика задолженности является обоснованным.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключенный между сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда, отношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 6 статьи 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Таким образом, общие правила, регулирующие исполнение договора подряда, разрешают изменение условия о цене с согласия заказчика.
Вместе с тем, к отношения сторон подлежит применению Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов (подтверждается письмом Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 "Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы").
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 N 1812 и от 31.12.2021 N 2594) (далее - Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 01.01.2022, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 07.10.2021 N 728/пр) (далее - Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
По пункту 14 Методики N 841/пр в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, пунктом 2 Постановления N 1315 в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы поставки подрядчика (далее - существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика) внесение изменений в смету контракта осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем 2 настоящего пункта и пунктами 14(1), 14(2) и 14(3) Методики, при условии, если контракт заключен до 1 октября 2021 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта, указанного в подпунктах "в" - "д" пункта 14(2) и пункте 14(3) Методики, не исполнены, существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов, физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.
Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком (далее - Расчет).
В соответствие с пунктом 14.2 Методики N 841/пр для контрактов, цена которых превышает 30 млн. руб., новая цена работ по откорректированной смете контракта определяется в следующей последовательности:
а) определяется сметная стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта, рассчитанная в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов).
Показатель Цнов определяется на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения Расчета с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета, размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.10.2017 N 1470/пр "Об утверждении порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов".
При пересчете применяются индексы изменения сметной стоимости, соответствующие по наименованию индексам, принятым в сметной документации, использованной для определения НМЦК, а также соответствующие той ценовой зоне, для которой эти индексы применялись.
В случае если после определения НМЦК Минстроем России опубликованы индексы изменения сметной стоимости, наиболее полно отражающие специфику объекта капитального строительства (далее - Индекс по виду объекта), для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов) применяются указанные новые индексы.
В случае если после определения НМЦК Минстроем России опубликованы индексы изменения сметной стоимости для частей территории субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны, или в случае, если ценовые зоны изменились, то для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов) применяются индексы, опубликованные Минстроем России для первой ценовой зоны субъекта Российской Федерации. При пересчете сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели существенное изменение, определяется по результатам конъюнктурного анализа.
Для подтверждения ценовых показателей таких строительных материалов и (или) оборудования по прайс-листам представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату проведения Расчета.
В качестве обосновывающих документов представляются коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, необходимые для строительства объекта в рамках заключенного контракта, действующие на дату поставки (предполагаемой поставки) строительных материалов и (или) оборудования, данные торговых площадок. Для подтверждения ценовых показателей позиции перечня строительных материалов и (или) оборудования, определенных для проведения расчета, представляется не менее 3 (трех) обосновывающих документов, за исключением случаев, когда материал и (или) оборудование поставляется единственным поставщиком.
Ценовые показатели строительных материалов и (или) оборудования, используемые при пересчете сметной стоимости, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах. При этом под наиболее экономичным вариантом понимается минимальное значение стоимости строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах.
Сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых по данным подрядчика не претерпели существенное изменение, определяется путем применения к ценовым показателям таких строительных материалов и (или) оборудования в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, индекса-дефлятора Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", действующего на дату пересчета сметной документации и рассчитанного для периода с даты утверждения такой проектной документации до даты пересчета сметной стоимости.
Если для определения начальной (максимальной) цены контракта использовалась сметная документация, сформированная в уровне цен на дату утверждения проектной документации с учетом установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации особенностей ценообразования и сметного нормирования, а также с применением документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", то пересчет сметной стоимости осуществляется в порядке, аналогичном порядку составления сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта;
б) осуществляется расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, по формуле:
Ккор = Цнов / (Цнмцк x Идеф),
где:
Цнмцк - сметная стоимость всех работ, в уровне цен утвержденной проектной документации. Для определения Цнмцк используются показатели сметной стоимости, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации.
Для объектов, сметная стоимость которых на момент Расчета определена с использованием индекса изменения сметной стоимости по виду объекта, не соответствующему учтенному в сметной документации, использованной при определении НМЦК (по виду объекта, наиболее полно отражающего его специфику), для определения показателя Цнмцк осуществляется пересчет из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта, учитывающего специфику строительства такого объекта и опубликованного для применения к сметной стоимости, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, соответствующих принятым при определении величины индекса для расчета показателя Цнов.
Определение показателя Цнмцк для субъектов Российской Федерации, в которых после определения НМЦК нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации части территории таких субъектов Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны, или ценовые зоны изменились, осуществляется с использованием индексов, опубликованных Минстроем России для первой ценовой зоны субъекта Российской Федерации.
Идеф - индекс-дефлятор Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", действующий на дату определения начальной (максимальной) цены контракта и рассчитываемый для периода с даты, определения показателя Цнмцк по дату выполнения Расчета.
в) Осуществляется расчет новой цены контракта по формуле:
Сн.цена = Свып.р + (Ссущ.ц - Свып.р1 -
- Свып.р2) x Ккор + Св.р.нов,
где:
Сн.цена - цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р1 - цена выполненных и принятых заказчиком на дату представления Расчета работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.ц - цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р2 - цена работ, выполненных и принятых заказчиком в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Св.р.нов - откорректированная цена работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, руб.
г) Осуществляется корректировка сметы контракта с учетом рассчитанного коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и пересчет остатков работ, не принятых заказчиком на дату выполнения Расчета. Пересчет остатков осуществляется путем умножения показателя цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент корректировки цены контракта (Ккор). После утверждения заказчиком откорректированной сметы контракта заключается дополнительное соглашение об утверждении новой цены контракта.
д) Приемка выполненных работ осуществляется на основании откорректированной сметы контракта в порядке, предусмотренном условиями контракта. Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, также подлежит корректировке.
Пересчет стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта работ, осуществляется по формуле:
Св.р.нов = Цед.акт x Ккор x Vвып
где:
Цед.акт - цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, принятая в корректируемом акте сдачи - приемки выполненных работ, руб.;
Ккор - коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Vвып - объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем работ по откорректированному акту сдачи-приемки выполненных работ должен соответствовать объему работ, приведенному в корректируемом акте.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между МКУ "Управление городского хозяйства" и ООО "Строймонтаж" заключен муниципальный контракт от 26.03.2021 N 0119200000121000656 на выполнение работ по строительству кольцевого водопровода в г. Минусинске.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что муниципальный контракт был заключен до 01.01.2022, следовательно, подрядчик правомерно произвел расчет новой цены контракта согласно Методики N 841/пр в редакции приказов Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 07.10.2021 N 728/пр, от 25.02.2022 N 124/пр.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.10.2021 N 728/пр были внесены изменения в Методику составления сметы контракта, которыми было прямо предусмотрена возможность корректировки стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в течении 2021 года до даты выполнения расчета удорожания.
Так, в соответствие с пунктом 3 Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.10.2021 N 728/пр, в Методику вносились следующие изменения:
В пункте 14(2):
а) в подпункте "в":
в абзаце втором показатель "Свып.р заменить на показатель Свып.р1 ;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
" Свып.р1 - цена работ, выполненных и принятых заказчиком на дату представления Расчета по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта.";
дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"По соглашению сторон при расчете цены работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта (Сн.цена) может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 года до даты представления Расчета (Сдоп.р2) по формуле:
Сдоп.р2 = (Свып.р3 * Ккор) - Свып.р3
где:
Сдоп.р2 - увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 года до даты представления расчета, в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика;
Свып.рз - пена работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 года до даты представления Расчета по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ккор - коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.";
б) в подпункте "д":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Приемка выполненных работ осуществляется на основании откорректированной сметы контракта в порядке, предусмотренном условиями контракта. Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 года до даты выполнения Расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Пересчет стоимости работ, выполненных в 2021 года до даты выполнения Расчета, а также работ, выполненных от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, осуществляется по формуле:".
В соответствие с пунктом 4 Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.10.2021 года N 728/пр, в Методику вносились следующие изменения:
В пункте 14(3) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Корректировка сметы контракта, пересчет остатков работ, не принятых заказчиком на дату выполнения Расчета, работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 года до даты выполнения Расчета, а также пересчет стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта работ, осуществляется в соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 14(2) Методики.".
Таким образом, законом предусмотрена прямая возможность увеличения и доплаты стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 года до даты выполнения Расчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" было установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 года N 680, государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта, в том числе влекущие увеличение цены контракта более чем на 30 процентов, могут быть внесены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения соответствующего контракта.
Возникновении в ходе исполнения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, подтверждается заключением о невозможности исполнения контракта Союза "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата" N 1501-131625 от 07.07.2022.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, между МКУ "Управление городского хозяйства" и ООО "Строймонтаж" согласована сводка затрат по Объекту "Строительство кольцевого водопровода в г. Минусинске" в ценах 1 квартала 2022 года - 300 622,59 тыс. руб.
19.05.2022 получено положительное заключение повторной государственной экспертизы Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" по объекту "Строительство кольцевого водопровода в г. Минусинске", зарегистрированном в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за номером N 24-1-1-2-030869-2022 (была выполнена проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта), в которым были приведены следующие данные по сметной стоимости строительства.
Общая сумма увеличения государственного контракта в связи с удорожанием - 95 128 299,20 руб. Новая цена контракта в уровне цен исполнения контракта 263 199 499,20 руб.
На часть суммы увеличения цены государственного контракта в связи с удорожанием в размере 50 421 360 тыс. руб. между истцом и ответчиком подписано дополнительное соглашение от 01.11.2022 N 8 к государственному контракту. Цена контракта увеличена на 50 421 360 рублей, цена контракта с учетом увеличения составила 218 492 560 рублей (пункт 1.1 дополнительного соглашения).
Оплата части увеличения цены контракта в размере 50 421 360 рублей произведена ответчиком в полном объеме.
Дополнительное соглашение, и как следствие оплаты оставшейся части увеличения цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 году до даты предоставления расчета, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта в размере 44 706 939 рублей 20 копеек ответчиком не подписано и не произведено.
Отказываясь от заключения дополнительного соглашения, от подписания откорректированного акта о приемке выполненных работ, от оплаты увеличенной цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 году до даты предоставления расчета, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта в размере 44 706 939,320 руб. ответчик ссылался на отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Апелляционный суд вслед за судом первой инстанции отклоняет указанный довод.
По пункту 7 статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (пункт 8 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доказательства исчерпания лимитов бюджетных средств со стороны ответчика не представлены.
Само по себе отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не может являться основанием для отказа истцу в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания, рассчитанного в соответствие с Методикой N 841/пр и положительным заключением повторной государственной экспертизы краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" от 19.11.2021.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 33-П от 18.07.2018 года подчеркивалось, что закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление от 23.04.2004 N 9-П, Определение от 03.03.2015 N 421-О).
Единственным основанием для принятия Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Приказа Минстроя России от 21.07.2021 N500/пр послужил факт существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика по всей стране.
Указанное следует из письма Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 "Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы", в котором обращалось внимание, что по итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
Таким образом, истец не имел права отказаться от выполнения работ по строительству кольцевого водопровода в г. Минусинске от 26.03.2021, поскольку государственным контрактом не предусматривалось право на односторонний отказ подрядчика от данного контракта, исполнение контракта направлено на обеспечение государственных нужд.
При таких обстоятельствах увеличение цены контракта в соответствие с Методикой N 841/пр представляет собой единственную возможность компенсировать подрядчику убытки, возникшие в результате существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов поставки, которые не могли быть учтены при заключении государственного контракта.
Добросовестность заказчика в процессе исполнения контракта предполагает принятия всех возможных мер, обеспечивающих возможность увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.
При таких обстоятельствах, оплата увеличенной цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, является обязанностью, а не правом заказчика.
Истец лишен возможности предпринять во внесудебном порядке какие-либо меры, обеспечивающие возможность увеличения цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта. Подобные меры зависят всецело от волеизъявления ответчика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что изменение существенных условий контракта было осуществлено в размере 50 421 360 рублей, последующее изменение цены контракта в размере 44 706 939 рублей 20 копеек составит более 30 %, что противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В силу вышеизложенного апелляционный суд данный довод не принимает.
При этом, согласно отзыву ответчика, заказчик подтверждает указанные истцом основания для увеличения стоимости по государственному контракту на 44 706 939 рублей 20 копеек.
На часть суммы увеличения цены государственного контракта в связи с удорожанием в размере 50 421 360 рублей между истцом и ответчиком подписано дополнительное соглашение от 01.11.2022 N 8 к государственному контракту. Цена контракта увеличена на 50 421 360 рублей, цена контракта с учетом увеличения составила 218 492 560 рублей (пункт 1.1 дополнительного соглашения).
Оплата части увеличения цены контракта в размере 50 421 360 рублей произведена ответчиком в полном объеме, данный факт сторонами не оспаривается.
В настоящем деле истец заявлял требование об оплате оставшейся части увеличенной цены работ - 44 706 939 рублей 20 копеек.
Основываясь на вышеуказанных нормах права, апелляционный суд считает требования правомерными.
Суд учитывает также, что в материалы дела представлено заключение о невозможности исполнения контракта от 07.07.2022 N 1501-13/625. В указанном заключении указывается, что
- согласно положительному заключению повторной государственной экспертизы N 24-1-1-2-030869-2022 от 19.05.2022, проведенной Краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза", сметная стоимость строительства объекта капитального строительства в базисном уровне цен на дату представления сметной документации составляет 231 098,92 тыс.руб; на дату утверждения заключения экспертизы составляет 300 625,02 руб. Таким образом, данной экспертизой установлено существенное удорожание проведения строительных работ по сравнению с ценой, указанной в контракте,
- в течение срока действия контракта произошел существенный рост стоимости материалов, необходимых для его исполнения, который не мог быть разумно предвиден сторонами контракта, что выходит за рамки обычного предпринимательского риска,
- после заключения контракта произошел существенный рост стоимости строительных материалов, который не мог быть предвиден и предоставлен сторонами контракта. Исполнение контракта по согласованной в нем цене и в согласованные в нем сроки существенно нарушает соответствующее контракту соотношение имущественных интересов сторон и влечет для заявителя значительные дополнительные расходы, что лишает заявителя того, на что он был вправе рассчитывать при заключении контракта,
- существенный рост цен на необходимые для использования контракта товары и материалы влечет для заявителя невозможность исполнения контракта по согласованной в нем цене,
- таким образом, имеются предусмотренные законодательством основания для изменения цены контракта (реестровый номер в ЕИС N 3245502313221000009 от 26.03.2021, заключенного между ООО "Строймонтаж" и муниципальным казенным учреждением "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска, в том числе более, чем на 30%.
Расчет исковых требований ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен.
Судом первой инстанции расчет проверен и признан верным.
Повторно проверив указанный расчет, апелляционный суд признает его арифметически верным и соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, коллегия судей вслед за судом первой инстанции приходит к выводу о том, что обязательство по оплате стоимости выполненных работ по договору ответчиком не исполнено, срок оплаты наступил, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика задолженности 44 706 939 рублей 20 копеек заявлено обоснованно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" марта 2023 года по делу N А33-212/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-212/2023
Истец: ООО "СТРОЙМОНТАЖ"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства"
Третье лицо: МКУ "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7040/2023
24.01.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6427/2023
20.06.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2740/2023
28.03.2023 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-212/2023