г. Пермь |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А60-57812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заинтересованного лица: Кованева Н.М. паспорт, по доверенности от 26.03.2021, диплом,
от заявителя: представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Исток-Реал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 марта 2023 года
по делу N А60-57812/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток-Реал" (ИНН 6625043030, ОГРН 1076625002190)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017)
о признании недействительными решения от 02.09.2022 N 12-09, решения N 3874 от 05.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Исток-Реал" (далее - заявитель, ООО "Спецэнергомонтаж", общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее - ответчик, МИФНС России N 30 по Свердловской области, Инспекция) о признании недействительными решения от 02.09.2022 N 12-09, решения N 3874 от 05.10.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество ссылается на нарушение налоговым органом положений статьи 101.4 НК РФ. Ссылается на то, что оспариваемое Требование было получено ООО "Исток-Реал" 21.06.2022, то есть после срока окончания проверки. Считает, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства по делу, в связи с чем ошибочно сделан вывод об отсутствии предоставления ответа на требование от 09.06.2022 и обоснованности штрафа 4200 руб. ООО "Исток-реал" предоставил ответ на требование N 295 от 04.07.2022.
Налоговым органом представлен письменный отзыв, согласно которому считает решение суда, принятое по делу, законным и обоснованным, а требования, изложенные в апелляционной жалобе не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела в ходе мероприятий налогового контроля Инспекцией в адрес ООО "Исток - Реал" в соответствии со статьей 93 НК РФ 09.06.2022 выставлено требование N 13-13/4479 о предоставлении документов (информации).
Требование N 13-13/4479 от 09.06.2022 о предоставлении документов (информации) оставлено налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем, Инспекцией принято решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 02.09.2022 N 12-09.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 02.09.2022 N 12-09 налогоплательщик представил жалобу о признании недействительным решения Инспекции.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 30.09.2022 N 13-06/29211@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение Межрайонной инспекции ФНС России N 30 по Свердловской области от 02.09.2022 N 12-09 без изменения.
В дальнейшем налоговым органом вынесено решение N 3874 от 05.10.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Не согласившись с решениями налогового органа ООО "Исток - Реал" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, Инспекцией на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 29.06.2021 N 15-01 проведена выездная налоговая проверка ООО "Исток-Реал" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период 01.01.2018 по 31.12.2020.
В силу абзаца 1 пункта 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Согласно пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Должностным лицом налогового органа принято Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 16.05.2022 N 13-04, срок проведения мероприятий налогового контроля истек 14.06.2022.
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией в адрес ООО "Исток - Реал" в соответствии со ст. 93 НК РФ выставлено требование о предоставлении документов (информации) N 13-13/4479 от 09.06.2022.
Требование о предоставлении документов (информации) от 09.06.2022 N 13-13/4479 направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи 10.06.2022 и получено налогоплательщиком 21.06.2022, следовательно, срок исполнения данного требования, в соответствии со статьей 93 НК РФ, истекал 06.07.2022.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о предоставлении документов, письменно уведомляет должностных лиц налогового органа о невозможности предоставления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть предоставлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может предоставить истребуемые документы.
При этом, ссылка заявителя жалобы на письмо от 04.07.2022 с отказом в предоставлении истребуемых документов по требованию N 13-13/4479 не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование представляется налогоплательщику в последние дни выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании изложенного, требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 НК РФ.
Следовательно, налоговый орган вправе истребовать в последний день выездной налоговой проверки, документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что в свою очередь свидетельствует о существовании у налогоплательщика обязанности представить истребованные налоговым органом документы, относящиеся к проверяемому налоговым органом налоговому периоду.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит положений относительно количества дней, оставшихся до окончания налоговой проверки, в течение которых могут быть истребованы необходимые для проверки документы, а также не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования инспекции о представлении документов без исполнения в случае, если оно выставляется в последние дни выездной налоговой проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной проверки.
В нарушение статьи 93 НК РФ документы по требованию налогоплательщиком в налоговый орган не представлены, так же от налогоплательщика не поступало заявлений, ходатайств о продлении срока предоставления документов по требованию.
За непредоставление в установленный срок в налоговый орган документов по требованию налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 4200 руб.
Исходя из порядка привлечения к налоговой ответственности. Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок вступления решений в законную силу.
Положения статьи 101.4 НК РФ, примененные Инспекцией при привлечении ООО "Исток - Реал" к ответственности по статье 126 НК РФ, не предусматривают апелляционного порядка обжалования решения.
Исходя из буквального толкования статей 101, 101.4 НК РФ, следует, что решения о привлечении лица к ответственности, вынесенные в порядке статьи 101.4 НК РФ, вступают в законную силу непосредственно после вынесения и могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган в порядке подачи жалобы в порядке, установленным статьей 138 НК РФ.
В связи с тем, что положениями статьи 101.4 НК РФ не определен специальный срок для вступления в силу решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, пункт 9 статьи 101 НК РФ не содержит оговорки о распространении на указанные решения предусмотренной в нем соответствующей нормы, названные решения вступают в силу со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого они были вынесены, либо со дня, когда они считаются полученными.
Решение от 02.09.2022 N 12-09 получено представителем по доверенности - 02.09.2022 года Исламовым А.Р.
На основании вышеизложенного, решение от 02.09.2022 N 12-09 вступило в законную силу - 02.09.2022.
С учетом изложенных обстоятельств инспекцией 06.09.2022 в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей).
Согласно указанного требования срок для добровольного исполнения обязанности по уплате штрафных санкций определен - 29.09.2022, штрафные санкции в установленный срок налогоплательщиком не уплачены.
В связи с неуплатой штрафных санкций Инспекцией принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 05.10.2022 N 3874.
Отклоняя ссылки заявителя жалобы о том, что требование основано на несуществующем решении, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
ИФНС вынесено решение от 02.09.2022 N 12-09, которое было вручено налогоплательщику, что сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, в требовании от 06.09.2022 в качестве основания для взыскания указано решение от 12.09.2022, но с иным номером - 1359.
Как следует из пояснений налогового органа, решения N 12-09 и 1359 являются двумя разными версиями одного и того же решения. В суд были предоставлены обе версии решения, журнал регистрации решений в ПК АИС-Налог, доказывающий присвоение решению спорного номера N 1359, путем сверки текста двух решений не были установлены отличия в содержании. Указание в требовании иного "программного" номера решения не приводит к недействительности оспариваемого решения о привлечении к ответственности и решения N 3874 от 05.10.2022.
Апелляционная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 марта 2023 года по делу N А60-57812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Исток-Реал" (ИНН 6625043030, ОГРН 1076625002190) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 637 от 25.04.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57812/2022
Истец: ООО Исток-Реал
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 30 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ