г. Киров |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А28-5594/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителя истца: Исуповой С.А. по доверенности от 04.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 по делу N А28-5594/2022
по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271)
к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал"
(ИНН: 4339008240, ОГРН: 1064339004905)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципальному унитарного предприятия "Водоканал" (далее - Предприятие) 890 416 рублей 73 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, 93 524 рублей 50 копеек пени.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 исковые требования удовлетворены частично: с Предприятия взыскано 890 416 рублей 73 копеек платы и 78 579 рублей 28 копеек пени. В остальной части иска отказано.
Предприятие с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, письменными дополнениями своей позиции.
По мнению заявителя жалобы, не предусмотрено применение коэффициента Кпр 100 при исчислении платы в случае непредставления декларации о воздействии на окружающую среду. При этом декларация о воздействии на окружающую среду была представлена в 2020 году.
Управление в отзыве и дополнительных письменных пояснениях не согласилось с доводами заявителя жалобы, считает, что до даты представления декларации о воздействии на окружающую среду при расчете платы применяется коэффициент Кпр 100.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свою позицию.
Предприятие явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.06.2023 объявлялся перерыв до 08.06.2023, сведения о перерыве были опубликованы в картотеке арбитражных дел 06.06.2023.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятием представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация о плате) за 2020 год (от 12.04.2021), согласно которой исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух стационарными объектами в сумме 15 267 рублей 90 копеек, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 11 308 рублей 77 копеек, плата за размещение отходов производства в сумме 110 рублей 98 копеек, плата за размещение твердых коммунальных отходов в сумме 428 602 рубля 60 копеек.
Предприятие оплатило исчисленные суммы платы.
По итогам проведения контроля за исчисление платы за 2020 год Управлением составлен акт от 17.02.2022, которым исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух стационарными объектами в сумме 896 637 рублей 03 копеек, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 20 279 рублей 33 копеек, плата за размещение отходов производства в сумме 188 рублей 02 копеек, плата за размещение твердых коммунальных отходов в сумме 428 602 рубля 60 копеек.
Основанием для исчисления Управлением платы в большем размере послужил вывод Управления, что в отношении объектов: очистные сооружения (объект 33-0159-002476-П) и полигон ТБО (объект 33-0143-001256-П), отнесенных к II категории негативного воздействия на окружающую среду, Предприятие не представило декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - декларация о воздействии) по объекту очистные сооружения; представило декларацию о воздействии по объекту полигон ТБО только 05.08.2020. В связи с чем Управление исчислило плату с применением повышающих коэффициентов, в том числе Кпр 100, при непредставлении декларации о воздействии по объекту очистные сооружения за 2020 год полностью, по объекту полигон ТБО до даты представления декларации о воздействии (до 05.08.2020).
Требованием о доначислении и довнесении платы от 21.02.2022 N ИГ-03-1823 Управление предложило Предприятию оплатить задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в сумме 881 369 рублей 13 копеек, за сбросы загрязняющих веществ в сумме 8 970 рублей 56 копеек, за размещение отходов производства в сумме 77 рублей 04 копеек, а также уплатить пени в сумме 99 533 рублей 75 копеек.
В связи с тем, что Предприятие не оплатило долг и пени, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), и исходил из того, что до даты представления декларации о воздействии при исчислении платы должен применяться коэффициент Кпр, равный 100; датой представления декларации является дата, когда она была принята без замечаний; сумма пени за невнесение платы за 2020 год составляет 78 579 рублей 28 копеек.
Рассмотрев апелляционную жалобу Предприятия, суд счел ее подлежащей удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, эксплуатируемые Предприятием в 2020 году очистные сооружения (объект 33-0159-002476-П) и полигон ТБО (объект 33-0143-001256-П) отнесены к II категории негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
На основании пункта 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Судом апелляционной инстанции установлено, из материалов дела следует, что в отношении очистных сооружений Предприятие представило 10.12.2020 декларацию о воздействии в Министерство охраны окружающей среды Кировской области (надлежащий орган). В отношении полигона ТБО Предприятие представило 05.08.2020 декларацию о воздействии в Управление (надлежащий орган). Действующих до дат представления деклараций о воздействии разрешений (лимитов) воздействия на окружающую среду в 2020 году не имелось.
Ранее названных дат (10.12.2020 и 05.08.2020) декларации о воздействии не приняты органом (декларация от 03.11.2020 по очистным сооружениям, декларация от 08.06.2020 по полигону ТБО), так как исполнены Предприятием с нарушениями (письма Управления от 05.11.2020, от 17.06.2020).
С учетом указанных в письмах Управления от 05.11.2020, от 17.06.2020 нарушений, а также принимая во внимание, что Предприятие 10.12.2020 и 05.08.2020 представило соответствующие (исправленные) декларации о воздействии, суд апелляционной инстанции, проверив доводы Предприятия о дате представления декларации о воздействии, пришел к выводу, что суд первой инстанции правильно установил, что декларация о воздействии в отношении объекта полигон ТБО представлена 05.08.2020.
Позиция Управления в суде первой инстанции, что Предприятие по объекту очистные сооружения не представило в 2020 году декларацию о воздействии, не соответствовала доказательствам, представленным в суде первой инстанции, а именно: письму Предприятия от 27.09.2021 N 419, в котором оно сообщило Управлению о представлении в Министерство охраны окружающей среды Кировской области 10.12.2020 декларации о воздействии в отношении очистных сооружений; почтовому уведомлению, из которого следует, что Министерство охраны окружающей среды Кировской области получило 10.12.2020 декларацию о воздействии (лист дела 25). В суде апелляционной инстанции стороны также подтвердили данные обстоятельства, в том числе Управление представило письмо Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 28.04.2023 с отражением сведений о регистрации 11.12.2020 органом исполнительной власти декларации о воздействии.
Поэтому в расчете Управления неправильно отражено, что декларация о воздействии в отношении объекта очистные сооружения не представлена. Суд первой инстанции необоснованно признал верным расчет Управления в данной части.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, в частности:
коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
На основании пункта 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Согласно пункта 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
Таким образом, при отсутствии действующих разрешений, при непредставлении лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии, лица, обязанные вносить плату, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду используют формулы, предусматривающие повышающие коэффициенты.
Управлением правильно сделан вывод, что до представления декларации о воздействии Предприятием расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться с применением повышающего коэффициента (в частности, оспариваемого Предприятием Кпр, равного 100, величина которого установлена в пункте 21 Правил N 255), применяемого к безлимитному воздействию на окружающую среду.
Управление при расчете платы использовало данные Предприятия об объеме и массе загрязняющих веществ и отходов, указанные в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, разделив их на период до даты представления декларации о воздействии и период после даты представления декларации о воздействии (в том числе с учетом факта представления декларации о воздействии 10.12.2020 по объекту очистные сооружения). Расчет представлен в суде апелляционной инстанции с учетом даты представления деклараций о воздействии 05.08.2020 по объекту полигон ТБО и 10.12.2020 по объекту очистные сооружения).
Согласно названному расчету, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составляет 889 517 рублей 50 копеек, в том числе 881 191 рубля 02 копеек по плате за выбросы загрязняющих веществ (КБК 04811201010016000120), 8 254 рублей 17 копеек по плате за сбросы загрязняющих веществ (КБК 04811201030016000120), 72 рубля 31 копейка по плате за размещение отходов (КБК 04811201041016000120).
Соответственно, пеня в соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ за несвоевременное внесение платы за 2020 год составляет 78 499 рублей 92 копейки, в том числе 77 765 рублей 11 копеек за невнесение платы за выбросы загрязняющих веществ (КБК пени 04811201010012100120), 728 рублей 43 копейки за невнесение платы за сбросы загрязняющих веществ (КБК пени 04811201030012100120), 06 рублей 38 копеек за невнесение платы за размещение отходов (КБК пени 04811201041012100120).
Предприятие, указывая на необоснованность расчета Управления, не представило доказательств и расчетов, что платежная база (объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных отходов) в периоде с даты представления соответствующей декларации о воздействии (05.08.2020 и 10.12.2020) составила больший размер, чем определена Управлением.
Доводы Предприятия, что к сроку представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, Предприятие представило (в 2020 году) декларации о воздействии по рассматриваемым объектам, поэтому плату правильно исчисляло по формуле при представлении декларации о воздействии, не принимаются, как неправомерные. Суд не находит оснований считать период негативного воздействия до даты представления декларации о воздействии представляющим собой в пределах лимитов и нормативов.
С учетом изложенного, в том числе изменения судом апелляционной инстанции вывода суда первой инстанции в отношении представления декларации о воздействии по объекту очистные сооружения, решение Арбитражного суда Кировской области подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 по делу N А28-5594/2022 изменить, принять новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 4339008240, ОГРН: 1064339004905):
задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 889 517 рублей 50 копеек, в том числе 881 191 рубля 02 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ (КБК 04811201010016000120), 8 254 рублей 17 копеек платы за сбросы загрязняющих веществ (КБК 04811201030016000120), 72 рублей 31 копейки платы за размещение отходов (КБК 04811201041016000120);
пеню за несвоевременное внесение платы за 2020 год в сумме 78 499 рублей 92 копеек, в том числе 77 765 рублей 11 копеек за невнесение платы за выбросы загрязняющих веществ (КБК пени 04811201010012100120), 728 рублей 43 копеек за невнесение платы за сбросы загрязняющих веществ (КБК пени 04811201030012100120), 06 рублей 38 копеек за невнесение платы за размещение отходов (КБК пени 04811201041012100120).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 4339008240, ОГРН: 1064339004905) в доход федерального бюджета 22 357 рублей государственной пошлины по иску.
Взыскать с Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271) в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 4339008240, ОГРН: 1064339004905) 03 рубля расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5594/2022
Истец: Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Западно-Уральское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП "Водоканал"