г. Киров |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А28-8569/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Борняковой А.С., действующей на основании доверенности от 22.08.2022;
представителя ответчика - Долгополовой Н.Л. председателя кооператива, действующей на основании выписки из ЕГРЮЛ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс" и жилищно-строительного кооператива "Шинник-4"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2023 по делу N А28-8569/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к жилищно-строительному кооперативу "Шинник-4"
(ИНН: 4346028705, ОГРН: 1034316526705),
третье лицо - министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к жилищно-строительному кооперативу "Шинник-4" (далее - Кооператив, ответчик) о взыскании 14808,53 рублей задолженности за поставленную в период с июля 2020 года по апрель 2021 года и неоплаченную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения в целях содержания общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г Киров, ул. Калинина, д. 49А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Общество и Кооператив с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
По мнению Общества, решение является незаконным, необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства.
По мнению Кооператива (с учётом дополнений), истец не оказывал ответчику коммунальную услугу по горячему водоснабжению, так как ответчик самостоятельно приготавливает горячую воду с помощью теплообменника. В спорном многоквартирном доме истец лишь поставляет тепловую энергию до границы балансовой принадлежности, которая в силу наличия прямых договоров подлежит оплате конечными потребителями. При этом тепловая энергия, используемая на приготовление горячей воды, фиксируется общедомовым прибором учёта. Тем самым использование истцом в расчете норматива тепловой энергии на подогрев воды не допустимо. Более того, в местах общего пользования отсутствуют места водоразбора горячей воды, что обусловлено конструктивными особенностями внутридомовой системы горячего водоснабжения и зафиксировано в акте от 05.08.2022 N 2022-КР/НА-5280. В связи с чем ответчик просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2023 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от истца поступило письменное ходатайство об отказе от его апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные позиции, изложенные ранее в письменной форме.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
В силу пункта 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять отказ от апелляционной жалобы, прекратить производство по апелляционной жалобе истца.
Апелляционная жалоба ответчика рассматривается по существу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отсутствие заключенного между сторонами договора теплоснабжения истец поставил тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Калинина, д. 49А, находящийся под управлением ответчика.
Для оплаты потребленного коммунального ресурса истцом выставлены ответчику счета-фактуры, также составлены акты поданного-принятого коммунального ресурса и расчетные ведомости, которые ответчиком не подписаны.
В установленный срок ответчик не исполнил свои обязательства по оплате потребленного коммунального ресурса.
Неисполнение требований претензии от 24.05.2021 N 503061-01-08-00848/10 послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Кооператива и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспорен.
Из материалов дела следует, что в спорном МКД централизованная система горячего водоснабжения отсутствует; тепловая энергия поступает на цели приготовления горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Применительно к горячему водоснабжению в Правилах N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема поставленного коммунального ресурса в зависимости от того: 1) производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения 2), либо 2) приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения 2).
Согласно пятому абзацу пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1, содержащимися в приложении 2 к Правилам N 354.
Настоящий спор возник у сторон в отношении объема тепловой энергии, израсходованной на приготовление горячей воды для содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении Кооператива, поэтому соответствующий объем тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды на общедомовые нужды, определяется по формуле 20.2 приложения 2 к Правилам N 354.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле:
*,
где:
* - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение;
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или определенный по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам N 354.
Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из формулы 20.1 приложения 2 к Правилам N 354 следует, что величина
вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Особенности применения данных формул в отношении способа приготовления горячей воды сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Согласно приведенной правовой позиции независимо от наличия в МКД общедомового прибора учета тепловой энергии, приготовление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с применением централизованной системы теплоснабжения предполагает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса управляющая организация обязана применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Определение теплоснабжающей организацией количества тепловой энергии, используемой для целей горячего водоснабжения на общедомовые нужды, как произведение количества поставленной горячей воды на нужды ОДН и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, соответствует приведенным положениям.
Доводы ответчика об отсутствии точек водоразбора ГВС для нужд СОИ МКД не свидетельствуют об отсутствии потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Так, согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с данными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Пунктом 29 Правил N 306 также определено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из приведенных норм Правил N 306 следует, что при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества регулирующий орган учитывает объемы таких ресурсов, необходимые для выполнения нормативно установленного перечня услуг, и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
Пунктом 18 Минимального перечня N 290 в состав работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включается промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Пунктом 19 Минимального перечня N 290 в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах включается промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Количество тепловой энергии за спорный период определено истцом как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, и норматива расхода тепловой энергии - 0,0606 Гкал/м3, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17.06.2016 N 105-р.
Тарифы на тепловую энергию установлены Компании постановлением администрации города Кирова от 03.02.2022 N 234-п.
Доказательств поставки ресурса в меньшем объеме, чем установлено судом, равно как и доказательств оплаты поставленного ресурса, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ публичного акционерного общества "Т Плюс" от апелляционной жалобы. Производство по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2023 по делу N А28-8569/2021 прекратить.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350) из федерального бюджета 3000 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 14.04.2023 N 10435.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2023 по делу N А28-8569/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Шинник-4" - без удовлетворения.
Взыскать с жилищно-строительного кооперативу "Шинник-4" (ИНН: 4346028705, ОГРН: 1034316526705) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8569/2021
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" в лице Кировского филиала
Ответчик: ЖСК "Шинник-4"
Третье лицо: Министерство строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области