г. Самара |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А55-25848/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Инвестор" - представителя Родиной Н.А. (доверенность от 16.08.2022),
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - представителя Ивлевой Е.А. (доверенность от 04.05.2023 N 06-13/043),
от УФНС России по Самарской области - представителя Ивлевой Е.А. (доверенность от 09.01.2023 N 12-09/002@)
от Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инвестор"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2023 года по делу N А55-25848/2022 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестор", г. Самара
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
- УФНС России по Самарской области, г. Самара,
- Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестор" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 1594 от 04.05.2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по вопросу доначисления налога на имущество организаций в размере 23 831 739 рублей, пени по налогу на имущество организаций в размере 5 133 509 рублей 17 коп. и штрафа в размере 595 793 рубля 38 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: УФНС России по Самарской области, Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2023 года производство по делу в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 04.05.2022 года N 1594 о привлечении заявителя к налоговой ответственности в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 6 391 116 рублей и начисления пени в сумме 1 387 724 рубля 33 коп. прекращено. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2023 года по делу N А55-25848/2022 в части, а именно признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области N 1594 от 04.05.2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по вопросу доначисления налога на имущество организаций в размере 17 440 623 рублей, пени по налогу на имущество организаций в размере 3 745 784 рублей 84 коп. и штрафа в размере 595 793 рубля 38 коп.
В материалы дела поступил отзыв Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2023 года по делу N А55-25848/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области и УФНС России по Самарской области в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.05.2022 года Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (номер корректировки 4) вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1594, в соответствии с которым заявителю начислен налог на имущество организаций в сумме 23 831 739 рублей, пени в размере 5 133 509,17 рублей, общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 595 793,38 рублей (т. 4 л.д. 27-49).
Решением УФНС России по Самарской области от 25.07.2022 N 20-16/25531@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции без изменения (т. 4 л.д. 6-9).
Налогоплательщик, не согласившись с вступившим в силу решением Инспекции, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В процессе рассмотрения дела, решением от 05.04.2023 года N 20-16/11174@ ( т.5 л.д.45) УФНС России по Самарской области отменило решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 04.05.2022 года N 1594 о привлечении заявителя к налоговой ответственности в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 6 391 116 рублей и начисления пени в сумме 1 387 724 рубля 33 коп. (т. 5 л.д. 45).
Решение УФНС России по Самарской области от 05.04.2023 года N 20-16/11174@ основано на указании, что Общество, будучи включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на основании п.п.9 п.1 ст.2 Федерального закона от 08.06.2020 года N172, имеет право не уплачивать авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2020 года и не затрагивает оснований (обоснования) доначисления спорных сумм налога, указанных Инспекцией в оспариваемом решении.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
Принимая во внимание, что оспариваемое решение налогового органа в принудительном порядке не исполнялось и не нарушало права и законные интересы заявителя, суд пришел к выводу о том, что производство по делу в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 04.05.2022 года N 1594 о привлечении заявителя к налоговой ответственности в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 6 391 116 рублей и начисления пени в сумме 1 387 724 рубля 33 коп. прекращено судом.
Законность оспариваемого решения Инспекции от 04.05.2022 года N 1594 и, обоснованность начисленных сумм налогов, пени и штрафа, рассмотрены судом с учетом частичной отмены решения Инспекции решением Управления ФНС России по Самарской области от 05.04.2023 года N 20-16/11174@.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для принятия оспариваемого решения Инспекции послужили следующие выводы налогового органа.
В налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (номер корректировки 4) Обществом заявлена остаточная стоимость льготируемого имущества (код льготы 2012000).
В ходе камеральной налоговой проверки установлено превышение суммы стоимости имущества, в отношении которого Обществом заявлена льгота (код льготы 2012000), отраженная в декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (номер корректировки 4), над стоимостью согласованного Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области бизнес-плана инвестиционного проекта "Строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями (первая очередь строительства)" ( далее -Инвестиционный проект), заключение на бизнес-план от 31.07.2018 N 7-14/153 в сумме 1 209 722 576 рублей. Налоговым органом было выявлено неправомерное превышение суммы льготируемого имущества.Общество для согласования нового бизнес-плана в Министерство не обращалось. Остаточная стоимость льготируемого имущества, рассчитанная налоговым органом с учетом амортизации составила 16 390 453,00 рублей. Налоговый орган указал, что Общество имеет право пользоваться льготой только в отношении объектов имущества и сумм капиталовложений, предусмотренных бизнес-планом инвестиционного проекта.
Налоговым органом также установлено неправомерное включение коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к помещениям, переведенным на основании Распоряжений Администрации Ленинского внутригородского района г.Самары, из нежилых помещений в жилые помещения (квартиры) в сумму льготы (код льготы 2012000) по Инвестиционному проекту, отраженной в декларации налогу на имущество организаций за 2020 год. Ссылаясь на положения НК РФ и разъяснения Министерства Управления Финансами Самарской области от 16.06.2020 N МФ-03/996, налоговый орган указал, что у заявителя отсутствовали основания для включения коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к жилым помещениям, в сумму льготы (код льготы 2012000), отраженной в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год. Основываясь на сведениях, поступивших из Росреестра относительно площадей здания гостиничного комплекс, расположенного по адресу:г.Самара, ул. Самарская, 110 и площади жилых помещений, Инспекцией определена стоимость коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к Жилым помещениям, при применении льготы на основании п.3 части 1 статьи 4 Закона N98-ГД, исходя из остаточной стоимости данных объектов пропорционально площади жилых помещений в общей площади полезных помещений.
Сумма налога в отношении льготируемого имущества и коммуникационных объектов и обслуживающих систем жилых помещений составила 16991430 руб.
Налоговый орган в ходе проверки также установил неисчисление налогоплательщиком налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году в отношении объектов, зарегистрированных за Обществом на праве собственности. Кроме помещений, относящихся к Инвестиционному проекту, также на праве собственности Общество имеет 50 помещений, расположенных по адресу: г.Самара, ул.Самарская,110 (крыло здания Гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями "Lotte" со стороны Галактионовской и Красноармейской), с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 63:01:0510001:812- 63:01:0510001:862. Общество, в нарушение ст.378.2 НК РФ, не исчислило налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении указанных объектов, отвечающих критерию жилых помещений и переведенных из нежилых помещений в жилые на основании Распоряжений Администрации Ленинского района г.Самары. Обществом не исчислен налог на имущество организаций в сумме 6840309 руб.
В этой связи, налоговым органом установлено, что Обществом не исчислен налог на имущество организаций в сумме 23 831 739 руб. (16991430 руб. + 6840309 руб.).
Из материалов проверки следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Инвестор" в проверяемый период являлся плательщиком налога на имущество организаций.
В налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (номер корректировки 4) Обществом заявлена остаточная стоимость льготируемого имущества (код льготы 2012000).
Общество указывает, что все объекты недвижимого имущества ООО "Инвестор" (114 инвентарных объектов, в том числе 64 инвентарных объекта основных средств и 50 инвентарных объектов недвижимости, не являющихся основными средствами, в составе здания Гостиничного комплекса, расположенного по адресу, г.Самара, ул.Самарская,110, кадастровый номер 63:0160510001:784) созданы в результате инвестиционной деятельности Общества.
В ходе проверки налоговым органом и судом при рассмотрении дела исследованы представленные налогоплательщиком и истребованные налоговым органом документы, имеющие отношение к инвестиционному проекту "Строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями".
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (далее - Закон N 98-ГД) организации (кроме банков, других кредитных организаций, страховых организаций и организаций, получающих 70 и более процентов дохода от сдачи в аренду основных средств, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов, от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, полученных в отчетном и (или) налоговом периоде), осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Самарской области по приоритетным видам экономической деятельности, указанным в приложении 3 к Закону N 98-ГД в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта (в том числе поступившего в виде вклада в уставный (складочный) капитал организации) и предназначенного для его реализации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 98-ГД налогоплательщики, определенные подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Закона, осуществляющие на территории Самарской области инвестиционный проект стоимостью от пятисот миллионов рублей и выше на день обращения инвестора в налоговые органы, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ) в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на пять лет с месяца постановки его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств.
Льгота, установленная нормами данной статьи, предоставляется при условии ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного для реализации инвестиционного проекта. В случае создания, реконструкции, модернизации и (или) приобретения имущества для реализации нескольких инвестиционных проектов ведение раздельного бухгалтерского и налогового учета необходимо по каждому инвестиционному проекту.
В соответствии со статьей 4 Закона N 98-ГД налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за отчетный (налоговый) период, в котором применена льгота по налогу на имущество организаций, следующие документы:
- заявление налогоплательщика в письменной форме с приложением бизнес-плана с указанием сроков реализации инвестиционного проекта, даты ввода в эксплуатацию объекта строительства, даты постановки на бухгалтерский учет создаваемого или приобретаемого имущества и объема вкладываемых инвестиций, согласованного в порядке, установленном Правительством Самарской области (в редакции Закона Самарской области от 30.11.2017 N 115-ГД);
- документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости объектов основных средств (кроме основных средств, созданных хозяйственным способом);
- документы, подтверждающие наименование, остаточную стоимость и дату отчуждения (выбытия) основных средств, созданных, реконструированных, модернизированных и (или) приобретенных в ходе реализации инвестиционного проекта;
- документы, подтверждающие соответствие налогоплательщика условиям, указанным в абзаце шестом настоящей части.
Согласно документам, представленным налогоплательщиком и полученным налоговым органом от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, бизнес-план инвестиционного проекта "Строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями (первая очередь строительства)" согласован Министерством на сумму стоимости имущества, созданного налогоплательщиком в ходе реализации инвестиционного проекта в размере 1 209 722 576 рублей (т. 4 л.д. 174-175).
В ходе камеральной налоговой проверки установлено превышение суммы стоимости имущества, в отношении которого Обществом заявлена льгота (код льготы 2012000), отраженная в декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (номер корректировки 4), над стоимостью согласованного Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области бизнес-плана инвестиционного проекта "Строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями (первая очередь строительства)" ( далее -Инвестиционный проект), заключение на бизнес-план от 31.07.2018 N 7-14/153 в сумме 1 209 722 576 рублей.
Доводы налогоплательщика о заключении инвестиционного меморандума от 17.06.2015 "Инвестиционный меморандум между Правительством Самарской области, администрацией городского округа Самара и ООО "ИНВЕСТОР" в сфере реализации на территории Самарской области инвестиционного проекта "Строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями", в целях обеспечения проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, (т. 4 л.д. 97-170), не приняты судом, так как указанный документ носит декларационный характер и не может являться основанием для применения и исчисления льготы на налогу на имущество организаций.
Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки истребован у налогоплательщика Перечень (реестр) объектов основных средств, созданных и (или) приобретенных при реализации инвестиционного проекта, а также направлены в Министерство экономического развития инвестиций Самарской области (далее - МЭР) запросы:
- от 19.10.2021 N 17-32/24809@, получен ответ от 25.10.2021 N МЭР-14/339 об отсутствии обращений ООО "ИНВЕСТОР" о согласовании нового бизнес-плана (дополнений, изменений) (т. 4 л.д. 177);
- от 06.07.2021 N 17-32/1624, письмом от 23.07.2021 N МЭР-14/223 получены копии документов, в отношении согласованного инвестиционного пакета (т. 4 л.д. 176).
УФНС России по Самарской области направлен запрос от 14.07.2021 N 02-42/24175@:
- получен ответ от 29.07.2021 N МЭР-14/229 о стоимости инвестиционного проекта (без НДС) 1 209 722 576 руб. и невозможности повторного согласования Министерством экономического развития инвестиций Самарской области бизнес-плана инвестиционного проекта, согласно утверждённого Приказом N 6 порядка согласования бизнес-планов на территории Самарской области (т. 4 л.д. 178-180);
- письмом от 13.08.2022 N МФ-03/1318 получен ответ из Министерства управления финансами по Самарской области о необходимости применения налогоплательщиком налоговой льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с нормами законодательства Самарской области только в пределах согласованного с МЭР бизнес- планом и в отношении объектов основных средств, участвующих в его реализации (т. 4 л.д. 84-85).
Судом установлено, что налогоплательщик не обращался за утверждением нового бизнес-плана в Правительство Самарской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Налоговым органом было выявлено неправомерное превышение суммы льготируемого имущества. Общество для согласования нового бизнес-плана в Министерство не обращалось. Остаточная стоимость льготируемого имущества, рассчитанная налоговым органом с учетом амортизации, составила 16 390 453,00 рублей.
Налоговым органом также установлено неправомерное включение коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к помещениям, переведенным на основании Распоряжений Администрации Ленинского внутригородского района г.Самары, из нежилых помещений в жилые помещения (квартиры) в сумму льготы (код льготы 2012000) по Инвестиционному проекту, отраженной в декларации налогу на имущество организаций за 2020 год. Ссылаясь на положения НК РФ и разъяснения Министерства Управления Финансами Самарской области от 16.06.2020 N МФ-03/996, налоговый орган указал, что у заявителя отсутствовали основания для включения коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к жилым помещениям, в сумму льготы (код льготы 2012000), отраженной в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год.
Согласно разъяснениям Министерства Управления Финансами Самарской области от 16.06.2020 N МФ-03/996, стоимость объектов обслуживающих систем и коммуникаций, относящихся к "жилым" помещениям, при применении региональной инвестиционной льготы должна определяться исходя из остаточной стоимости данных объектов пропорционально площади "жилых" помещений в общей площади полезных помещений. В случае возможности определить принадлежность объектов обслуживающих систем и коммуникаций непосредственно к "жилым" помещениям на основании проектной документации, то их стоимость может быть определена исходя из остаточной стоимости (фактической) вышеуказанных объектов.
Основываясь на сведениях, поступивших из Росреестра относительно площадей здания гостиничного комплекс, расположенного по адресу:г.Самара, ул. Самарская, 110 и площади жилых помещений, Инспекцией определена стоимость коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к Жилым помещениям, при применении льготы на основании п.3 части 1 статьи 4 Закона N 98-ГД, исходя из остаточной стоимости данных объектов пропорционально площади жилых помещений в общей площади полезных помещений.
Сумма налога в отношении льготируемого имущества и коммуникационных объектов и обслуживающих систем жилых помещений составила 16991430 руб.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал верный вывод, что заявитель неправомерно применил, вышеуказанную льготу и не исчислил налог на имущество организаций в отношении коммуникационных объектов и обслуживающих систем, относящихся к помещениям, переведенным на основании распоряжений Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара, из нежилых помещений в жилые и не являющихся частью инвестиционного проекта.
Налоговый орган в ходе проверки также установил неисчисление налогоплательщиком налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году в отношении объектов, зарегистрированных за Обществом на праве собственности.
Кроме помещений, относящихся к Инвестиционному проекту, также на праве собственности Общество имеет 50 помещений, расположенных по адресу: г.Самара, ул.Самарская,110 (крыло здания Гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями "Lotte" со стороны Галактионовской и Красноармейской), с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 63:01:0510001:812- 63:01:0510001:862. Общество, в нарушение ст.378.2 НК РФ, не исчислило налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении указанных объектов, отвечающих критерию жилых помещений и переведенных из нежилых помещений в жилые на основании Распоряжений Администрации Ленинского района г.Самары. Обществом не исчислен налог на имущество организаций в сумме 6840309 руб.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в марте 2018 года зарегистрированы права собственности ООО "ИНВЕСТОР" на 50 нежилых помещений.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжениями Администрации Ленинского района г.о. Самары от 28.06.2018, 50 нежилых помещений, принадлежащих ООО "ИНВЕСТОР", переведены в жилые помещения (квартиры), без проведения строительных работ. При этом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) отказано ООО "ИНВЕСТОР" во внесении изменений в сведения, содержащиеся ЕГРН, в части указания назначения и наименования помещений, поскольку квартирами может признаваться только помещения, расположенные в многоквартирных домах (т. 4 л.д. 51-81).
В последующем решениями Ленинского районного суда г. Самары от 11.06.2020 N 2-1618/2020-М-1180/2020 и от 02.03.2021 N 2-855/2021-М-127/2021 признано право собственности физических лиц в отношении двух жилых помещения (квартиры) на основании договора купли-продажи между ООО "ИНВЕСТОР" и физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении жилых помещений определяется исходя из кадастровой стоимости. Согласно статье 23 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) перевод нежилых помещений в жилые осуществляется органами местного самоуправления. Решение органов местного самоуправления согласно пункту 7 статьи 23 ЖК РФ подтверждает окончание процедуры перевода и является основанием использования помещения в качестве жилого помещения.
Таким образом, с момента принятия вышеуказанных решений налогоплательщик обязан начислить налог на имущество организаций, в отношении вышеуказанных объектов исходя из кадастровой стоимости.
Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки проведен осмотр жилых помещений (протокол осмотра N б/н от15.06.2021, N б/н от 12.11.2021), в результате которого установлено, что жилые помещения расположенные с 6 по 15 этаж, имеют отдельный вход, отдельные лифты и лифтовые холлы, технические помещения и паркинг. Каждое помещение оборудовано системой электронного доступа, сигнализацией, системой оповещения и электрическим щитком. На 7 этаже Гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями "LOTTE" в 2-х жилых помещениях завершены ремонтные работы (чистовая отделка), два жилых помещения с кадастровыми номерами 63:01:0510001:819, 63:01:0510001:820, расположенных на 7 этаже здания Гостиничного комплекса, реализованы в 2020 году физическим лицам.
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом направлены запросы в Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара (далее - администрация):
- от 30.07.2021 N 17-32/18339 о представлении полного пакета документов, переданного ООО "ИНВЕСТОР" для подтверждения перевода нежилых помещений в жилые помещения (квартиры) с кадастровыми номерами: 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Самарская д. 110, в ответ на который получено требуемые распоряжения;
- от 04.08.2021 N 17-32/18691 подтверждении направления в регистрационные органы документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о переводе нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, расположенных по адресу: 443010, г. Самара, ул. Самарская, д.110 (кадастровый номер здания: 63:01:0510001:784) в жилые, в ответ на которое получен ответ о направлении данных распоряжений письмом от 06.08.2021 N 10/1-02/3587 в Росреестр (т. 4 л.д. 82).
При этом, суд отметил, что налогоплательщик обращался в Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара (обращения от 26.04.2018, 29.05.2018, 30.05.2018, 18.12.2018) по вопросу перевода нежилых помещений в жилые помещения с кадастровыми номерами: 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, расположенных в здании по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 110, в ответ на которые администрацией приняты распоряжения о переводе нежилых помещений в жилые помещения в здании расположенном по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 110 (распоряжения от 21.05.2018, 28.05.2018, 27.06.2018, 28.06.2018, 23.01.2019, 12.03.2019, 26.04.2019).
Таким образом, принятие распоряжения Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самары в 2018 - 2019 годах являются юридическим фактом перевода собственником нежилого помещения в жилое помещение.
Следовательно, с момента принятия вышеуказанных распоряжений налогоплательщик обязан самостоятельно отразить данный факт в налоговой декларации по налогу на имущество организаций и исчислить налог исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов с кадастровыми номерами 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, расположенных в здании по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 110 переведенных из нежилых помещений в жилые помещения (квартиры).
При этом, довод заявителя о том, что помещения с кадастровыми номерами: 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, в отношении которых зарегистрировано право собственности у налогоплательщика не могут быть отнесены к жилым помещениям - квартирам, так как согласно данных ЕГРН помещения расположенные в нежилом здании с кадастровым номером 63:01:0510001:784, с наименованием "Гостиничный комплекс с торгово-офисными помещениями по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Самарская, Красноармейская, Галактионовская", а также ввиду того, что Распоряжения Администрации Ленинского района г. Самары от 28.06.2018 о переводе данных помещений в жилые не повлекли юридических последствий - внесение в Росреестр ЕГРН изменений статуса недвижимости, суд правомерно отклонил.
Как следует из материалов дела, жилые помещения до 31.12.2020 отражены на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств" и с 31.12.2020 жилые помещения переведены на счет 43 "Готовая продукция". Информацию и документы подтверждающие поиск покупателей на жилые помещения налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки, а также в ходе апелляционного обжалования не представлено.
При этом, между заявителем и ООО "Лаборатория качества и технологии строительства" (далее - ООО "ЛАКТЕСТ") заключен договор на оказание услуг от 05.12.2019 N 48, согласно которому ООО "ЛАКТЕСТ" обязуется оказать следующие услуги - техническое заключение о состоянии объекта, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Самарская, 110, как многофункциональный комплекс (далее - Техническое заключение).
Налоговым органом в адрес ООО "ЛАКТЕСТ" направлено требование о представлении документов от 07.09.2021 N 21771, в ответ на которого представлено Техническое заключение. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Технического заключения в результате визуального и документального обследования объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс "LOTTE" с торгово-офисными помещениями" расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район в границах улиц Самарская, Красноармейская, Галактионовская, установлено, что функциональное здание состоит из двух функционально-планировочных компонентов: жилые помещения и общественные помещения, объединенные между собой помещениями общего пользования. Тип многофункционального здания в соответствии с классификацией СП 160.1325800.2014 общественно-жилое.
Следовательно, в соответствии с Техническим заключением в Здании Гостиничный комплекс
LOTTE
с торгово-офисными помещениями
расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район в границах улиц Самарская, Красноармейская, Галактионовская
располагаются 50 жилых помещений (с 6 по 15 этажи, общей площадью 9300 м
, в том числе 2 пентхауса (14-15 этаж).
Основываясь на документах представленных налогоплательщиком и документах, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, судом установлено, что заявитель обязан исчислить налог на имущество организаций за 2020 год по кадастровой стоимости в отношении объектов с кадастровыми номерами 63:01:0510001:812 - 63:01:0510001:862, расположенных в здании по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д 110, отвечающих критериям жилых помещений и переведенных из нежилых помещений в жилые помещения (квартиры) в соответствии со ст. 378.2 НК РФ и Закона N 98-ГД.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в рассматриваемой части.
Доводы апелляционной жалобы Общества повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, и, по сути, свидетельствуют о несогласии налогоплательщика с оценкой суда первой инстанции представленных по делу документов и приведенных доводов, свидетельствующих, по его мнению, об отсутствии налогового правонарушения и о необоснованном доначислении налоговым органом спорных сумм налога на имущество, пени, штрафа. Между тем, судом первой инстанции дана правовая оценка доводам налогоплательщика и доказательствам, представленным участвующими в деле лицами в подтверждение своей правовой позиции, в результате которой суд пришел к выводу о доказанности инспекцией законности ее решения в рассматриваемой части.
С позиции вышеизложенных обстоятельств, апелляционный суд полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции о законности решения Инспекции в рассматриваемой части, соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Общества не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2023 года по делу N А55-25848/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25848/2022
Истец: ООО "Инвестор"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Третье лицо: Арбитражный суд Поволжского округа, МИФНС N23 по Самарской области, МИФНС России N 23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области