г. Москва |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А40-223088/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвестиционная компания "БММ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-223088/22
по заявлению ООО "Инвестиционная компания "БММ" (ИНН 7727689700)
к УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве (ИНН 7724048948)
о признании недействительным распоряжения от 20.07.2022 N 162,
при участии:
от заявителя: |
Иванова А.М. по дов. от 27.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвестиционная компания "БММ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения начальника УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве (далее - заинтересованное лицо) о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств от 20.07.2022 N 162; о признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки территории, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Кирпичные Выемки, д. 4, проведенной 20.07.2022 г., на основании распоряжения начальника УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств от 20.07.2022 г. N 162.
Решением суда от 17.03.2023 заявление ООО "Инвестиционная компания "БММ" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Инвестиционная компания "БММ" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проводимой сотрудниками ОМК ОВМ УВД по IOAO ГУ МВД России по г. Москве на основании Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств от 20.07.2022 года N 162, по адресу: город Москва, ул. Кирпичные выемки, 4 ( все корпуса, строения и буквенные значения), были выявлены иностранные граждане, которые осуществляли трудовую деятельность, не имея соответствующего документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в городе Федерального значения Москва, а также выявлен факт привлечения к трудовой деятельности на основании гражданско-правовых договоров иностранных граждан.
В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Москва, ул. Кирпичные выемки, 4 расположен земельный участок, на котором расположено движимое и недвижимое имущество находящиеся в собственности юридического лица ООО "ИК "БММ".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", на полицию возлагаются следующие обязанности: выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Порядок проведения проверок сотрудниками органов внутренних дел регламентируется Административным регламентом по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным приказом ФМС России N 367 и МВД России N 807 от 31 июля 2015 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 издано уполномоченным лицом.
Согласно пункту 40 Административного регламента, решение о проведении проверки в отношении иных объектов (проверяемых лиц) принимается начальником (заместителем начальника) территориального органа ФМС России или начальником (заместителем начальника) структурного подразделения территориального органа ФМС России, уполномоченного на проведение проверок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской ( Далее - Административный регламент) Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральная миграционная служба упразднена, функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел РФ.
В соответствии с подпунктами 3.7, 3.7.1, 3.7.2 пункта 3 Распоряжения ГУ МВД России по г. Москве от 29 ноября 2016 года N 1/1770 "Об осуществлении функций и полномочий в сфере миграции в системе ГУ МВД России по г. Москве", на начальников УВД по АО ГУ МВД России по г. Москве возложена обязанность издавать Распоряжение о проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля за пребыванием, проживанием иностранного гражданина в РФ; трудовой деятельностью иностранных работников и контроля за соблюдением гражданами РФ, должностными лицами правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на территории РФ, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности от 20.07.2022 года N 1622 издано (подписано) начальником УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве Д.Н. Рябовым, то есть лицом, уполномоченным издавать такие распоряжения.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что основанием для издания Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 является мониторинг соблюдения требований законодательства РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", основанием для проведения внеплановой проверки является: выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг) принимающей стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований.
Выездная внеплановая проверка иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств от 20.07.2022 года N 162, по адресу: г. Москва, ул. Кирпичные выемки 4, была проведена в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", а именно на основании мониторинга инспектора ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве Ащеулова А.П.
Выездная проверка является внеплановой.
Согласно пункту 5 Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162, установлено, что проверка проводится с целью выявления нарушений положений федеральных законов: от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в РФ"; от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"; от 18.07.2006 г. N 109- ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", на основании плана работы ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве на период с 20 июля 2022 года по 24 июля 2022 года.
План работы, указанный в распоряжении, является внутренним документом для организации начальником ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве работы подчиненного личного состава ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве во время проведения внеплановой проверки. Иными словами, с личным составом проводится инструктаж по предстоящей внеплановой проверки, доводятся цели и задачи ее проведения.
Распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 N 162 содержит даты начала и окончания выездной внеплановой проверки.
Согласно пункту 7 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней.
Согласно представленным УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве документам, в пункте 7 Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 указаны сроки проведения проверки, а именно с 20 июля 2022 года по 27 июля 2022 года. Данный факт также подтверждается Актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками от 27 июля 2022 года N 162?
Пункт 4 Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 содержит сведения о привлечении ОБ ППСП УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве в качестве приданных сил.
Согласно подпункту 2 пункта 52 Административного регламента, распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию (сведения): фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
Приданные силы ОБ ППСП УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве не являются уполномоченными лицами на проведение проверки, экспертами или представителями экспертных организаций, следовательно, требования об указании ФИО и должности отсутствует.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" (назначение полиции) установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для общественной безопасности.
Таким образом, приданные силы ОБ ППСП УВД по ЮАР ГУ МВД России по г. Москве привлечены к проведению проверки для охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Как отмечено ранее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел РФ.
Распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на территории РФ, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности от 20.07.2022 года N 162 издано (подписано) начальником УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве генерал-майором полиции Д.Н. Рябовым, ОБ 1111СП УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве является структурным подразделением УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве.
На основании вышеизложенного, выездная внеплановая проверка от 20.07.2022 года N 162 не является совместной. Лица, проводившие проверку, указаны в пункте 3 Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162.
Предметом проверки в Распоряжении о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162, являются иностранные граждане в месте их пребывания (проживания) и осуществления их трудовой деятельности.
Задачами проверок являются пресечение административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена главой 18, 19 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовыми основаниями проведения проверок являются: Федеральный закон от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Приказ ФМС России, МВД России от 31.07.2015 года N 367/807 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников".
Предметами проверок являются: соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства положений миграционного законодательства при осуществлении ими трудовой деятельности на территории РФ; соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг)иностранных работников и использования их труда, соблюдение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, установленного режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, правил миграционного учета, транзитного проезда через территорию РФ; соблюдение нанимателем (собственником) жилого помещения, стороной, принимающей иностранного гражданина в РФ, правил постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, регистрация иностранных граждан по месту жительства, достоверность предоставляемой ими информации об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету или документов для их постановки на учет по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента, по результатам проверки составляется акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения. В Акте проверки от 27 июля 2022 года зафиксирован результат проведенной сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве проверки.
Согласно пункту 1 Распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162, проверка проводилась в отношении иностранных граждан в месте их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности.
Юридическое лицо ООО "ИК БММ" сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве не проверялось, какие-либо правовые или юридически значимые последствия. препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, а также изменяющих или нарушающих права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не устанавливались, финансово-хозяйственная деятельность не затрагивалась. Иными словами, выездной внеплановой проверкой от 20.07.2022 года N 162 проверялось только соблюдение законодательства РФ иностранными гражданами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Административного регламента, должностные лица, осуществляющие проверку, имеют право: требовать у лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, документы, удостоверяющие их личность, и документы, подтверждающие законность их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, а также документы, подтверждающие право на осуществление ими трудовой деятельности.
Объектом проведения выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 являлась территория по адресу: город Москва, ул. Кирпичные выемки, 4, которая не является закрытой - это территория без ограниченного доступа, где располагаются магазины общедоступного пользования, складские помещения и иные обслуживающие объекты.
Иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность на объекте по адресу: г. Москва, ул. Кирпичные выемки, 4. У должностных лиц, проводивших проверку, имеется право в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Административного регламента, запрашивать и получать информацию, а также сведения о лицах осуществляющих трудовую деятельность на проверяемом объекте. Иная информация, которая не относится к предмету проверки у проверяемого лица нс запрашивалась.
Как отмечено ранее, основанием для проведения выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 года N 162 явилось: выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг) принимающей стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (подпункт 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").
Согласно ч. 10 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" предварительное уведомление работодателя заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пунктах 2 и 3 настоящей статьи не предусматривается.
При проведении выездной проверки действия должностных лиц осуществлялись в соответствии с Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 59 Административного регламента, при проведении выездной проверки должностные лица ознакамливают с распоряжением о проведении проверки проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта (вручение копии распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица), в случае его отсутствия - старшего по должности работника на объекте либо иного лица, имеющего непосредственное отношение к объекту проверки. В случае отсутствия собственника или иного владельца объекта проверки, а также в случае отказа проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с распоряжением копия распоряжения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру распоряжения, хранящемуся в деле подразделения системы ФМС России, проводящего проверку, а на оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись
На Распоряжении о проведении выездной внеплановой проверки от 20.07.2022 N 162 имеется подпись представителя проверяемого объекта.
Также согласно акту проверки от 27 июля 2022 года предварительно установлены юридические лица и индивидуальные предприниматели в чьих HHiepecax осуществляли трудовую деятельность иностранные граждане. В соответствии с действующим законодательством распоряжение от 20.07.2022 года N 162 и акт проверки от 27 июля 2022 были направлены данным лицам в установленные законом сроки.
Суд отмечает, что действия должностных лиц, проводивших выездную внеплановую проверку от 20.07.2022 года N 162, не обжаловались.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Административного регламента, лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), имеют право: обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке действия должностных лиц, проводящих проверку.
Действия должностных лиц ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, проводивших выездную внеплановую проверку от 20.07.2022 года N 162, ни юридическим лицом ООО "ИК БММ", ни иностранными гражданами в установленном законодательством Российской Федерации порядке - не обжаловались.
Таким образом, Распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств от 20.07.2022 года N 162, по адресу: город Москва, ул. Кирпичные выемки, 4, соответствует законодательству Российской Федерации, издано уполномоченным лицом и не нарушает прав и законных интересов ООО "ИК БММ" в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Инвестиционная компания "БММ" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-223088/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223088/2022
Истец: ООО "ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "БММ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЮЖНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ