г. Воронеж |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А14-2042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.06.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Центр" в лице филиала ПАО "Россетти Центр" - "Воронежэнерго" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2042/2023 по заявлению публичного акционерного общества "Россетти Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала "Россетти Центр" - "Воронежэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании незаконным и отмене постановления от 24.01.2023 по делу N 036/04/9.21-47/2023 об административном правонарушении,
третье лицо: Шелестов Павел Сергеевич (г. Воронеж),
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Россетти Центр" в лице филиала ПАО "Россетти Центр" - "Воронежэнерго": Коробов Ю.В. - представитель по доверенности от 18.10.2022 сроком до 18.10.2024. предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от Воронежского УФАС России и Шелестова П.С.: представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Воронежэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россетти Центр") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - административный орган, Управление, Воронежское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 24.01.2023 по делу N 036/04/9.21-47/2023 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Шелестов Павел Сергеевич (далее - Шелестов П.С.).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2042/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Центр" указывает, что за совершение вмененного ему в вину административного правонарушения привлечено должностное лицо Общества, что в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ в совокупности с тем фактом, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил технологического присоединения N 861, влечет освобождение юридического лица от административной ответственности.
Кроме того, Общество полагает, что административным органом необоснованно назначен административный штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в отсутствие отягчающих обстоятельств и без учета количества исполненных договоров об осуществлении технологического присоединения, незначительной просрочки исполнения обязательств по договору с Шелестовым П.С.
Воронежское УФАС России и Шелестов П.С. отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ПАО "Россети Центр", судом апелляционной инстанции установлено следующее.
16.03.2022 Шелестов П.С. посредством портала ТП РФ направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малой жилой застройки, расположенной по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ "Зеленая Дубрава", уч. 349 (т.2, тл.д.17-19).
22.03.2022 ПАО "Россети Центр" направило Шелестову П.С. уведомление о предоставлении недостающих сведений и информации (т.2, л.д.20-22).
02.04.2022 Шелестов П.С. предоставил в ПАО "Россети Центр" недостающие сведения и информацию.
15.04.2022 ПАО "Россети Центр" направило Шелестову П.С. посредством электронной почты оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
18.04.2022 Шелестов П.С. и ПАО "Россети Центр" подписали договор N 3600/04379/22 (42214510) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (т.1, л.д.24-31).
В силу п. 5 договора технические условия являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п. 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединения присоединению к электрическим сетям составляет 4 месяца со дня заключения договора.
Пунктами 10.1-10.3 Технических условий N 20721066 к договору N 42214510 предусмотрено, что сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ВЛИ 0,4 кВ до границы участка заявителя, ориентировочной протяженностью 0,18 км; монтаж ШУ 0,4 кВ и ввода 0,4 кВ от проектируемой ВЛИ 0,4 кВ до ШУ 0,4 кВ; монтаж распределительной коробки 0,4 кВ (не далее 15 м во внешнюю сторону от границы участка заявителя) с автоматическим выключателем, монтаж ввода от ШУ 0,4 кВ до распределительной коробки 0,4 кВ.
Обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Шелестова П.С. в установленные сроки - не позднее 4 месяцев с даты заключения договора N 42214510, т.е. до 18.08.2022, Обществом выполнены не были, что явилось основанием для его обращения 25.08.2022 с заявлением в Воронежское УФАС России по вопросу правомерности уклонения ПАО "Россети Центр" от выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям N 861 срок (т.2, л.д.33).
В ходе рассмотрения обращения Шелестова П.С. Воронежским УФАС России были установлены наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Уведомлением от 16.12.2022 N СМ/9469/22 ПАО "Россети Центр" было извещено о необходимости явки в административный орган для составления протокола об административном правонарушении 16.01.2023 в 15 час. 45 мин.
16.01.2023 специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления в отношении ПАО "Россети Центр" в присутствие представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ по делу N 036/04/9.21-47/2023 (т.2, л.д.65-67).
24.01.2023 заместителем руководителя Воронежского УФАС России Михиным С.В. были рассмотрены материалы административного дела N 036/04/9.21-47/2023 и вынесено постановление о признании ПАО "Россети Центр" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб. (т.2, л.д.70-74).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Центр" состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
По результатам оценки доводов апелляционной жалобы и имеющихся материалов дела апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1.1 ст. 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, соответственно, ПАО "Россетти Центр", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Общество как субъект естественной монополии, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии, обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения.
Пунктом 14 Правил N 861 к заявителям отнесены физические лица, обратившиеся в адрес сетевой организации в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно п. 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению отнесен к существенным условиям договора и, по общему правилу, не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией, установлен именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные нормативным правовым актом порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги и произвольному увеличению не подлежат.
Факт заключения 18.04.2022 между ПАО "Россетти Центр" (сетевая организация) и гражданином Шелестовым П.С. договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном гл. 7 АПК РФ, представленных доказательств, суд первой инстанции установил, что мероприятия по технологическому присоединению рассматриваемого объекта должны были быть выполнены ПАО "Россетти Центр" не позднее 18.08.2022. Вместе с тем Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего Шелестову П.С., в пределах срока, установленного Правилами N 861 и условиями договора.
ПАО "Россетти Центр" ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено доказательств объективной невозможности выполнения в установленный срок мер технологического присоединения и невиновности Общества в совершении правонарушения.
В настоящее время на уровне кассационного округа сформировалась единообразная практика о неправомерности освобождения сетевой организации по ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ от административной ответственности, предусмотренной ч. 2. ст. 9.21 КоАП РФ, с учетом наличия квалифицирующего признака - повторности совершения административного правонарушения (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 12.04.2023 по делу N А36-10021/2021, от 17.03.2023 по делу N А36-10020/2021).
Повторность совершения ПАО "Россетти Центр" административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела постановлениями по делам об административных правонарушениях (т.2, л.д.36-60).
Таким образом, Управлением доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП и вина Общества.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РР, не истек.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции не установлены.
Вместе с тем с учетом признания повторности квалифицирующим признаком диспозиции ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а не отягчающим административную ответственность обстоятельством, в отсутствие иных отягчающих административную ответственность обстоятельств, на что прямо указано на стр.8 оспариваемого постановления (абз.5-т.1, л.д.13-оборот), апелляционный суд полагает необоснованным назначение ПАО "Россетти Центр" штрафа в максимальном размере санкции (1 000 000 руб.), при минимальной санкции от 600 000 руб.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
В Определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Как следует из указанной правовой позиции, а также из Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 14.02.2013 N 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В данном случае наложение на ПАО "Россетти Центр" административного штрафа в размере 1 000 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Штраф в максимальном размере никаким образом не обоснован в оспариваемом постановлении, не подкреплен доказательствами в ходе судебного разбирательства и фактически несопоставим с характером административного правонарушения и наступившими последствиями.
Апелляционный суд также учитывает то обстоятельство, что санкция инкриминируемой статьи предусматривает наложение размера административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб., Управлением штраф назначен в размере 1 000 000 руб., при этом не установлено ни отягчающих, ни смягчающих вину Общества обстоятельств. Таким образом, размер назначенного оспариваемым постановлением штрафа антимонопольным органом не обоснован.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой подлежит изменению, а обжалуемое постановление Воронежского УФАС России от 24.01.2023 по делу N 036/04/9.21-47/2023 об административном правонарушении отмене в части штрафа в сумме 400 000 руб.(1 000 000-600 000).
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2023 по делу N А14-2042/2023 изменить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24.01.2023 по делу N 036/04/9.21-47/2023 об административном правонарушении признать незаконным и отменить в части назначения наказания, назначить публичному акционерному обществу "Россетти Центр" административный штраф по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 600 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2042/2023
Истец: ПАО "Россети Центр"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Шелестов Павел Сергеевич