г. Вологда |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А44-543/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 апреля 2023 года по делу N А44-543/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новеврощебень" (ОГРН 1025300993080, ИНН 5316004064; адрес: 174411, Новгородская область, муниципальный район Боровичский, город Боровичи, улица Юго-Западная, дом 2, офис 2; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее - министерство) о признании незаконными и отмене приказов от 19.01.2023 N 37 "Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка" и от 27.01.2023 N 85 "О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии", о возложении на министерство обязанности признать проектную документацию лесного участка площадью 4,4154 га утвержденной и заключить договор аренды на лесной участок площадью 4,4154 га в кратчайшие сроки, для обеспечения бесперебойной работы общества на законных основаниях.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемые приказы министерства признаны незаконными; на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем отмены указанных приказов; с министерства в пользу общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на неполное исследование судом обстоятельств дела, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Настаивает на необходимости предоставления в аренду лесного участка только соответствующего по площади горному отводу. Считает, что оспариваемые приказы являются законными.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 27.02.2003 НВГ 01959 ТЭ на добычу песчано-гравийного материала месторождения "Сутоки" (том 1, листы 12-24).
Общество 23.12.2022 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков из земель лесного фонда площадью 4,4154 га, расположенных в эксплуатационных лесах в кварталах 230 (части выделов 8, 9, 10), 231 (части выделов 12, 18, 39) Хвойнинского лесничества Анциферовского участкового лесничества на территории Хвойнинского муниципального района с целью добычи полезных ископаемых сроком на 5 лет (том 2, листы 173-175).
Приказом министерства от 19.01.2023 N 37 обществу отказано в предоставлении в аренду лесного участка на том основании, что заявителем представлены недостоверные сведения, а именно не соответствие испрашиваемой площади лесного участка 4,4154 га площади горного отвода - 248,82 га (том 1, лист 10).
Кроме того, как следует из материалов дела, приказом министерства от 01.12.2022 N 1024 утверждена проектная документация лесного участка, площадью 4,4154 га, расположенного на территории Новгородской области, Хвойнинского муниципального района, Хвойнинского лесничества Анциферовского участкового лесничества, в кварталах 230 (части выделов 8, 9, 10), 231 (части выделов 12, 18, 39), разработанная в целях добычи полезных ископаемых (добыча песчано-гравийного материала месторождения "Сутоки") (том 1, лист 11).
Однако в дальнейшем приказом министерства от 27.01.2023 N 85 вышеуказанный приказ признан утратившим силу со ссылкой на подготовку проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством, а именно площадь проектируемого лесного участка 4,4154 га не соответствует площади горного отвода 248,82 га (том 1, лист 11).
Не согласившись с приказами министерства от 19.01.2023 N 37 и от 27.01.2023 N 85, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом обосновано руководствовался следующим.
Статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Материалами дела подтверждается, что обществу выдана лицензия НВГ 01959 ТЭ на добычу песчано-гравийного материала месторождения "Сутоки" от 27.02.2003 (том 1, листы 12-24).
К лицензии 04.04.2007 оформлен горноотводный акт N 882 сроком действия до 01.01.2028 площадью 248,82 га (том 1, листы 49-50).
Судом установлено и в материалах дела усматривается, что в период действия лицензии обществу предоставлены лесные участки по договорам от 30.09.2008 N 22/с площадью 12,05 га сроком на 11 месяцев, от 01.12.2008 N 33/с площадью 3,7209 га сроком на 49 лет, от 18.03.2010 N 86/с площадью 12,05 га сроком на 11 месяцев, от 16.04.2010 N 89/с площадью 15,97 га сроком на 5 лет, от 26.01.2016 N 553/с площадью 3,67 га сроком на 5 лет, от 05.10.2021 N 817/с площадью 3,28 га сроком до 01.01.2028, от 18.03.2022 N 832/с площадью 3,2349 га сроком до 01.01.2028, от 15.04.2022 N 840/с площадью 1,6307 га сроком до 01.01.2028 для добычи полезных ископаемых (том 2, листы 19-21, 30-40, 60-68, 83-172).
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 38.1, 43-45 настоящего Кодекса.
Согласно статье 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 2.10.2 Временного административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду лесных участков, в пределах земель лесного фонда, без проведения торгов на право заключения договора аренды, утвержденного Указом Губернатора Новгородской области от 29.06.2011 N 192 (далее - Временный административный регламент), на который имеется ссылка в оспариваемом приказе N 37, установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги при заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ являются:
наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 25 ЛК РФ, а также случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ);
подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных пунктом 2.6 Временного административного регламента;
представление заявителем недостоверных сведений;
запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;
несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану Новгородской области или лесохозяйственному регламенту лесничества;
площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации лесного участка, в соответствии с которой такой участок образован, более чем на 10,0 %;
наличие сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
несоблюдение заявителем условий, предусмотренных вторым абзацем пункта 25 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статье 39.17 ЗК РФ.
Так, согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период до 01.03.2023), в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам проверки, в частности, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и его подписание, а также направляет проект договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение, в котором должны быть указаны все основания отказа, заявителю (подпункт 3).
При этом статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 25 статьи 39.16 ЗК РФ к числу таких оснований отнесено то, что площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В данном случае общество 23.12.2022 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении лесных участков для использования их в лицензируемой деятельности в соответствии с утвержденной проектной документацией. При площади горного отвода 248,82 га общество испрашивает лесной участок в границах горного отвода площадью 4, 4154 га, в том числе по причине того, что часть лесных участков в границах горного отвода ранее освоена или находится в настоящее время в аренде у общества.
В частности, как установлено судом и не отрицается подателем жалобы, в период действия лицензии обществу предоставлены лесные участки по договорам от 30.09.2008 N 22/с площадью 12,05 га сроком на 11 месяцев, от 01.12.2008 N 33/с площадью 3,7209 га сроком на 49 лет, от 18.03.2010 N 86/с площадью 12,05 га сроком на 11 месяцев, от 16.04.2010 N 89/с площадью 15,97 га сроком на 5 лет, от 26.01.2016 N 553/с площадью 3,67 га сроком на 5 лет, от 05.10.2021 N 817/с площадью 3,28 га сроком до 01.01.2028, от 18.03.2022 N 832/с площадью 3,2349 га сроком до 01.01.2028, от 15.04.2022 N 840/с площадью 1,6307 га сроком до 01.01.2028 для добычи полезных ископаемых (том 2, листы 19-21, 30-40,60-68, 83-172).
При этом статья 25.1 Закона о недрах не содержит императивной нормы о том, что испрашиваемый лесной участок должен соответствовать по площади горному отводу.
Судом также установлено, что 01.12.2022 утверждена проектная документация на лесной участок площадью 4,4154 га и именно эта площадь лесного участка испрашивалась обществом в аренду в заявлении от 23.12.2022, что также не отрицается ответчиком.
При этом материалами дела подтверждается, что на момент отказа обществу в предоставлении лесного участка в аренду оспариваемым приказом от 19.01.2023 N 37 "Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка" проектная документация на лесной участок площадью 4,4154 га являлась действующей, в связи с этим вывод министерства о недостоверности представленных обществом сведений, положенный в основу данного приказа, правомерно признан судом неправомерным.
С учетом изложенного, как верно указал суд в обжалуемом решении, приказ министерства N 37 не соответствует статье 25.1 Закона о недрах, статье 39.16 ЗК РФ, в связи с этим правомерно признан судом незаконным.
Согласно части 10 статьи 70.1 ЛК РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
В части 11 статьи 70.1 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении проектной документации лесных участков, к числу которых относятся:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
В данном случае, как верно установлено судом и не отрицается подателем жалобы, в оспариваемом приказе от 27.01.2023 N 85 в качестве основания признания приказа от 01.12.2022 N 1024 утратившим силу указано на подготовку проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены следующие требования к образованию и изменению земельных участков:
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Аналогичные нормы содержатся и в Требованиях к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования).
При этом в Требованиях предусмотрено, что минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых является часть лесотаксационного выдела.
Проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документацией, документами лесного планирования, лесохозяйственными регламентами лесничеств, а также с учетом сведений о наличии особо защитных участков лесов, зон с особыми условиями использования территорий.
Каких-либо доказательств нарушения вышеперечисленных требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, при проектировании лесного участка апеллянтом в материалы дела не представлено.
При этом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, ссылаясь на нарушение требований к образованию лесного участка, предусмотренных земельным законодательством, министерством не приведено ни одной ссылки на нормы земельного законодательства, которые в рассматриваемой ситуации нарушены обществом.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ министерства N 85 также не соответствует вышеперечисленным нормам права и является незаконным.
На основании изложенного заявленные требования правомерно удовлетворены судом в полном объеме, признав оспариваемые приказы министерства незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В качестве устранения нарушения прав общества суд посчитал необходимым возложить на министерство обязанность отменить незаконные приказы.
Данный вывод обществом в апелляционном порядке не обжалован.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 апреля 2023 года по делу N А44-543/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-543/2023
Истец: ООО "Новеврощебень"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд