город Омск |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А46-21688/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4829/2023) Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 29.03.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21688/2022 (судья Бацман Н.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 5501197050, ОГРН 1195543023037) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о взыскании 6 198 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Черных Д.Д. по доверенности от 17.03.2023 N 02-01/3550,
от общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - Прокудиной А.М. по доверенности от 01.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 6 000 руб. задолженности по контракту от 04.05.2022 N 10, 198 руб. пени за период с 02.10.2022 по 10.02.2023, а также начиная с 11.02.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2023 с Министерства в пользу ООО "Атлант" взыскано 6 198 руб., в том числе: 6 000 руб. задолженности по контракту от 04.05.2022 N 10, 198 руб. пени за период с 02.10.2022 по 10.02.2023, пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная с 11.02.2023 по день фактической оплаты задолженности; а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что при приёмке работ в подготовленном межевом плане выявлены ошибки и отклонения от условий контракта. Так, в межевом плане отсутствует раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка", а заключение кадастрового инженера не содержит информации об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка. ООО "Атлант" осуществлена постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт без предусмотренного пунктом 3.3 Технического задания согласования границ с Министерством, на основании межевого плана, содержащего ошибки, что впоследствии привело к наличию в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) реестровой ошибки, а также невозможность использования результатов работ для дальнейших целей.
Определением от 04.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.06.2023.
ООО "Атлант" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца просил отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил, что 04.05.2022 между Министерством (заказчик) и ООО "Атлант" (подрядчик) заключен государственный контракт N 10 (далее - контракт), в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) обязался провести кадастровые работы, связанные с разграничением государственной собственности на землю, и внесение соответствующих сведений в ЕГРН, а заказчик - принять и оплатить работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.4 контракта срок выполнения работ с даты заключения контракта по 31.10.2022.
Стоимость работ составляет 6 000 руб. (пункт 2.1).
В соответствии с Техническим заданием, являющимся приложением к контракту, состав и содержание работ составляют:
- анализ документов (сбор и изучение юридической, технической, проектной и планово-картографической документации) и их сопоставление с графическими материалами;
- запрос и получение сведений из ЕГРН (кадастровых выписок о земельных участках, карт-планов территорий), при необходимости - запрос картографических материалов, в том числе картографогеодезического фонда, и (или) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- подготовка межевого плана в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка.
- согласование местоположения границ земельного участка со всеми заинтересованными лицами.
- подготовка межевого плана в форме электронного документа в виде ХМLдокумента, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформление в виде файлов в формате ХМL, созданных с использованием ХМL-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных для внесения сведений об образовании границ земельного участка в ЕГРН, по формам, установленным приказом Минэкономразвития России N 921,
- обращение в орган регистрации прав с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) (п. 3.2 - 3.6 технического задания).
Пунктом 4 технического задания установлено, что по окончании работ Подрядчик предоставляет Заказчику: - межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (1 экз. на бумажном носителе); - выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (1 экз. на бумажном носителе).
Письмом от 21.07.2022 N 108/07/2022 истец в соответствии с контрактом N 10 представил ответчику:
- межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка;
- выписку из ЕГРН;
- акт об оказании услуг от 21.07.2022 N 73;
- счёт на оплату от 21.07.2022 N 74.
При приёмке работ Министерством указало на наличие в межевом плане ошибок (письмо от 29.07.2022 N ИСХ-22/МИО/03-03/10112).
06.07.2022 обществом осуществлена постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт.
Письмом 25.08.2022 N 72/08/2022 ООО "Атлант" представило в Министерство:
- межевой план от 05.07.2022, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: 644501, Российская Федерация, Омская область, Омский район, д. Калачево, местоположение установлено относительно сооружения -водонапорная башня, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д. Калачево, ул. Школьная, д. 48А;
- выписку из ЕГРН от 06.07.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:140301:2726;
- акт об оказании услуг от 25.08.2022 N 73;
- счёт на оплату от 25.08.2022 N 74.
По результатам рассмотрения документов Министерством указало на устранение ранее указанных замечаний не в полном объёме, в частности, в межевом плане отсутствует раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка". Заключение кадастрового инженера не содержит информацию об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка (письмо от 22.09.2022 N ИСХ-22/МИО/03-03/12522 об отказе в приёмке работ по контракту).
В соответствии с разделом 5 контракта сдача выполненных работ подрядчиком и их приёмка заказчиком оформляются актом приёмки выполненных работ. Акт приёмки выполненных работ составляется и подписывается в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой стороны (пункт 5.1). Заказчик осуществляет приёмку результата выполненных работ в течение 2 (двух) рабочих дней после получения от подрядчика вместе с актом приёмки выполненных работ комплекта документации, предусмотренного Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) (пункт 5.2).
Исходя из условий контракта, работы должны быть приняты не позднее 30.08.2022.
Согласно пункту 2.4 контракта оплата выполненных работ производится на основании счёта/счёта-фактуры и подписанного обеими сторонами акта приёмки выполненных работ в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ), путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания акта приёма-передачи.
Пунктом 6.3.1 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы
В связи с несвоевременной оплатой работ истцом начислены пени в размере 198 руб. за период с 02.10.2022 по 10.02.2023.
05.10.2022 ООО "Атлант" направило в адрес Министерства требование (претензию) N 13/10/2022 об оплате задолженности и неустойки по договору.
Письмом от 14.10.2022 N ИСХ-22/МИО/0303/13601 ответчик отказал в оплате выполненных работ.
Оставление претензионных требований ответчиком без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (часть 2 статьи 763 ГК РФ).
Согласно статье 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работы выполнена надлежащим образом и в согласованны срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приёмки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приёмки результата работ.
В обоснование мотивов отказа от подписания акта об оказании услуг заказчик указывает на то, что в межевом плане отсутствует раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка"; заключение кадастрового инженера не содержит информацию об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка. Кроме того, по мнению ответчика, истцу следовало согласовать межевой план с заказчиком до направления его в Росреестр.
Отклоняя указанные доводы и признавая мотивы отказа заказчика от подписания акта необоснованными, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
По положениям части 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, требования пункта 3.3 технического задания контракта (Приложение 1) о согласовании местоположения границ земельного участка со всеми заинтересованными лицами должно применяться в соответствии со статьёй 39 Закона N 221-ФЗ, то есть местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка или границ смежных с ним земельных участков.
Однако, как указывает истец, в данном случае контрактом предусмотрены работы по образованию земельного участка и границы смежных земельных участков не уточнялись.
Кроме того, в соответствии с техническим заданием в Перечне нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить работы указан Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а не Приказ Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", на который ссылается заказчик в замечаниях.
Как следует из Приказа от 08.12.2015 N 921, межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. Обязательному включению в состав межевого плана подлежат следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчётах; 4) схема расположения земельных участков; 5) Чертеж.
В соответствии с пунктом 9 Приказа раздел "Сведения об образуемых земельных участках" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков любым из предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации способов.
Как установлено судом, все указанные разделы включены в межевой план, незаполненные реквизиты этих разделов не исключены, в них указаны прочерки.
Согласно пункту 13 Приказа раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы; 2) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для осуществления государственного кадастрового учёта образованных земельных участков или государственного кадастрового учёта в связи изменением основных сведений ЕГРН о земельных участках; 3) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 4) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
В заключение включены сведения о виде выполненных кадастровых работ, требованиях к образуемым участкам, основаниях выполнения работ и сведениях о кадастровом инженере.
Согласно пункту 82 Приказа акт согласования оформляется в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков.
Таким образом, акт согласования в случае образования земельного участка из земель на основании утверждённой схемы расположения на кадастровом плане территории, при отсутствии смежных уточняемых земельных участков, включению в состав межевого плана не подлежит.
Довод ответчика о том, что Приказ от 08.12.2015 N 921 утратил силу, в связи с чем подлежат применения положения Приказа Росреестра от 14.12.2021 N П/0592, не принимается апелляционным судом.
Согласно пункту 2 Приказа от 14.12.2021 N П/0592, в течение девяти месяцев с даты вступления в силу Приказа N П/0592 для осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество могут быть представлены межевые планы, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, в соответствии с формой и требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 3 Приказа от 14.12.2021 N П/0592, настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 признан утратившим силу с 18.06.2022 в связи со вступлением в силу Приказа Минэкономразвития России от 28.04.2022 N 231 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельных положений некоторых приказов Минэкономразвития России в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", в связи с чем установленные Приказом от 08.12.2015 N 921 требования являлись актуальными на момент подготовки межевого плана и осуществления кадастрового учёта.
Более того, согласно пункту 81 Приказа от 14.12.2021N П/059, на который ссылается заказчик, акт согласования подготавливается в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
В данном случае границы земельного участка и границы смежных земельных участков не уточнялись, в связи с чем оснований для составления акта согласования не имелось.
Кроме того, из пункта 1.1 контракта следует, что предметом договора является осуществление кадастровых работ и внесение соответствующих сведений в ЕГРН.
Пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что межевой план является основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
В данном случае межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, проверен государственным регистратором, кадастровый учёт осуществлён, нарушений в порядке согласования местоположения границ земельных участков уполномоченным лицом не установлено.
Доказательств в подтверждение доводов жалобы о том, что межевой план содержит ошибки, которые привели к наличию в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровой ошибки, подателем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования в части основного долга правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с несвоевременной оплатой работ, истцом начислены ответчику пени в размере 198 руб. за период с 02.10.2022 по 10.02.2023.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Пунктом 6.3.1 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы
Поскольку факт нарушения ответчиком сроков оплаты выполненных работ подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для применения к Министерству гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21688/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21688/2022
Истец: ООО "АТЛАНТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ